СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку Неопределенная форма глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола" для 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку Неопределенная форма глагола»


Тема: Неопределенная форма глагола.

Цель: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола и ее признаками; научить находить глаголы неопределенной формы в устной и письменной речи, ставить глаголы в неопределенную форму;

Задачи:

1)обучающая – способствовать обучению школьников умению выделять главное в тексте учебной статьи, составлять кластер; способствовать обучению умения конструировать вопросы по содержанию урока;

2) развивающая – развивать навыки сотрудничества; развивать способности школьников рефлексировать, целеполагать, моделировать;

3)воспитывающая – воспитывать чувства патриотизма; любви к родному языку;


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент



-Ребята, проверьте, пожалуйста, готовность к уроку русского языка

Дети проверяют наличие тетради, ручки.

Личностные УУД: самоопределение;

Регулятивные УУД: целеполагание;


2. Минутка чистописания.

- Давайте разогреем наши ручки, подготовим их для каллиграфически скоростного письма. Открываем тетради, записываем число.






3. Словарная работа.

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж имен существительных.

Приплыть на корабле (П.п)

прове сти экскурсию (В.п.)

ра ботать шофером (Т.п.)

пройти около вагона (Р.п.)

преодолеть расстояние (В.п.)

(слайд 1)

(Взаимопроверка, оценивание работы)

-дети выполняют под руководством учителя задание в тетради.







4. Актуализация знаний.

- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

– Что вы больше всего любите?

– Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

– Не люблю предлоги и известную всем частицу.

– Что бы вы пожелали ребятам?

– Чтобы русский все ребята.

на "десятку" знали.

На письме и в разговоре

нас употребляли.

- Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты?

- Какую часть речи продолжаем изучать?

-Для того, чтобы систематизировать знания по теме «Глагол» мы с Вами поиграем в игру «Да-нет». Я буду читать Вам утверждения, а вы если согласны со мной будете хлопать в ладоши. Готовы?

  1. Глаголы отвечают только на вопросы что делать? что сделать?

  2. Глаголы обозначают действие предмета.

  3. Слова лежит, спит не глаголы, так как это не действия.

  4. Глаголы изменяются по числам.

  5. Глаголы изменяются по временам.

  6. Все глаголы изменяются по родам.

  7. Некоторые глаголы изменяются по лицам.

  8. Только у глаголов прошедшего времени есть суффикс –л-.

  9. Глаголы будущего времени обозначают действие, которое уже прошло.

10. Идти, светить – это глаголы настоящего времени.















- глагол


- глагол





-да


-да

-нет


-да

-да


-да

-да


-нет


-да

Предметные:
– формировать умения ориентироваться в своей системе знаний;
– актуализация знаний о глаголе как части речи.

Метапредметные:

– формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
 излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям;

Коммуникативные: 

- вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

5. Вызов.

- Обратите внимание на глаголы в словарной работе.

- Что можете сказать об этих глаголах?

- Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?

- Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время?


- Какова тема нашего урока?

– Глаголы неопределённой формы имеют 3 названия:

Неопределённая форма глагола



Начальная форма глагола



Инфинитив

(слайд 2)

- Какое из этих названий вам незнакомо? Инфинитив – лат. слово "неопределённый".




- ответы детей

-нет


-неопределенная форма глагола











-инфинитив

Предметные:

– развитие умения распознавать глаголы в неопределённой форме и правильно употреблять их в речи;
– формировать умения осознавать речь глаголов в речи.


6. Осмысление.

– Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями:

«V» – знаю;

«+» – для меня новое.

«?» - не понял(а), есть вопросы

Сказка об Инфинитиве

В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
– Почему вы живёте здесь один?
– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:


Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец –
Инфинитив – звучит занятно, –
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…

Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.


– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?
– Что нового узнали?
– Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?

- Попробуйте составить кластер по неопределенной форме глагола.
– Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы. (Отвечают на вопросы…; суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.)


- выполняют задание.












































































-ответы детей


-ответы детей


- с помощью учителя выполняют кластер.







Личностные: 

- желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе;

Познавательные: 

- понимает информацию и интегрирует её в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет 
с учётом решающих задач.

Личностные результаты:

- учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала.



7.Физкультминутка.

– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.



8. Практическая работа.

-А теперь выполним упражнение 107 на странице 77.

- выполняют упражнение

Регулятивные: познавательная инициатива

Осуществление самоконтроля;


9. Итог урока

-Чему научились на уроке?

- Что такое инфинитив?


-ответы детей

-ответы детей


10.Домашнее задание

-Упражнение 108 на странице 78.


Познавательные УУД:

Уметь выбирать решение.

Личностные УУД:

Мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.






8