Ф.И.О. Семенова Анна Валентиновна
Предмет: русский язык.
Класс: 3 «А».
Тема урока: «Что такое фразеологизмы?».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Что такое фразеологизмы?».
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные | |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный метод (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Валентиновна. Прошу проверить свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: пенал, учебник и тетрадь. Молодцы! Готовы к уроку? А начать наш урок я хотела бы с пословицы. Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Ребята, как вы понимаете данную пословицу? Да, верно. Эта пословица означает, что человек не может знать всё на свете, и это нормально, не нужно этого стыдиться. А когда человек не учиться – он не развивается, и это стыдно. Самое важное – учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями. Вот и мы с вами сегодня сами потрудимся и узнаем много нового. | Приветствуют учителя. Внимательно слушают. Высказывают своё мнение. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения как подведение к теме. Ребята, а вы помните, что такое словосочетание? Чем словосочетание отличает от слова? Приведите примеры словосочетаний. А сейчас давайте проведём словарную работу. Откройте тетради запишите число и классная работа. - Отгадайте загадки. Хвост ярким пламенем горит, Она по воздуху летит, Прощай любимая планета, На марс везёт меня… Есть общее название Природы состояния. От времени года Зависит … На ИЗО с тобой пойдем И с собой его возьмем. В чем мы будем рисовать? Как назвать мне ту тетрадь? Весной – травкой шелковистой, Летом – нивой золотистой, К столу - булочкой душистой. Я проснулся очень рано, Жду у окна, как у экрана… Дождался! Я сидел не зря– Взошла прекрасная … Четыре стороны света: север, юг, запад и …? Стебель рос без волос, А серёжками оброс. Потом сняли серьги эти, Наварили каши детям. Он совсем не хрупкий, Спрятался в скорлупке. Заглянешь в середину, Увидишь сердцевину. Из плодов он тверже всех Называется... Ох, какой тяжелый день! В этот день вставать всем лень. На работу неохота. Тяжела в тот день работа. Поздравления принимаем И гостей мы угощаем. Если он пришёл к нам в дом, Будут рады все кругом. - Запишите эти слова в тетрадь в алфавитном порядке. 1 уч-ся – на доске, остальные - в тетради записывают слова в алфавитном порядке: - Проверим, обозначим орфограмму. - Поднимите руки, у кого выполнено также? -Давайте ещё раз посмотрим на слова. Что их объединяет? Проверка словарной работы. Оценка, выставление отметок. | Отвечают. Ракета. Погода. Альбом. Пшеница. Заря. Восток. Овёс. Орех. Понедельник. Праздник. Альбом, восток, заря, овёс, орех, погода, понедельник, праздник, пшеница, ракета. Проверяют работу, сравнивая слайдом эталоном. Это словарные слова. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. К: воспринимать и формулировать суждения. К: соблюдать правила ведения диалога. Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познани | |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный метод (беседа) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок. - Как вы поняли эти высказывания? - Что такое «сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»? - Как называются такие выражения в русском языке? Что это? - Чтобы узнать, как же они называются вам предоставляется возможность проявить свои способности в поиске «скрытого» слова. - Для этого уберите все буквосочетания, оставьте только слоги. А из них соберите слово. Можем ли мы уже дать определение фразеологизмам? Каковы их особенности? Или вы испытываете затруднение? Значит какая будет тема нашего урока? Верно, тема нашего урока «Что такое фразеологизмы?» А какой будет цель урока? | Ничего не делать, очень быстро Словосочетания, выражения. Отвечают. Нет, не можем сразу ответить. Фразеологизмы. Цель урока: узнать, что такое фразеологизмы. | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: с помощью педагога формулировать цель. К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. | |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Словесный метод (беседа) | Организует деятельность по составлению плана урока. - А какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы достичь нашей цели? -Какой пункт мы с вами уже выполнили? - Что нам нужно еще сделать? -Могут ли эти задачи быть планом нашего урока? | Задачи: 1) Изучить понятие «фразеологизмы», определить их признаки. 2) Научиться объяснять значения фразеологизмов. 3) Научиться находить в предложении фразеологизмы. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | | |
5.Реализация построенного проекта | Словесный метод (беседа) Практический (упражнения) Словесный метод (беседа) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. Открываем учебник на стр. 49. Упражнение 83. Прочитайте задание. Алгоритм выполнения упражнений: 1. Прочитайте все задание вслух. (1 ученик) 2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам. (2 ученик) - Кого называют словом тапир? - Тапир – это непарнокопытное млекопитающие тропических лесов с вытянутым в хобот носом и верхней губой. - А что означает выражение повесил нос? Это выражение употреблено в прямом или переносном смысле? Давайте проверим, совпал ли наш вывод с правилом учебника. Кто хочет прочитать? Кто может повторить без учебника? Какие признаки фразеологизмов даны в учебнике? Чем фр-мы отличаются от обычных слов, словосочетаний и предложений? Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль. - Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении. - А толкование их даются во фразеологических словарях. (В учебнике с. 157 – 158) | Записывают. Открывают. Читают. Читают со слайда о слове Тапир. Отвечают. Читают правила из учебника. | Учащиеся научатся определять фразеологизмы. Учащиеся научатся понимать и объяснять значение фразеологизмов. Учащиеся научатся пользоваться фразеологическим словарем. | К: воспринимать и формулировать суждения. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. | |
6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи | Словесный метод (беседа) Практический (упражнение) | Организует работу со словарем. - Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма: кот наплакал. - Давайте посмотрим на упражнение 84. - Кто прочитает? - Перечислите, что нам нужно сделать? - Давайте прочитаем первый фразеологизм, найдем его значение и затем запишем. - Давайте прочитаем первый фразеологизм, найдем его значение и затем запишем. 1 у доски. Какой вывод мы можем сделать? - Сейчас мы будем работать в парах, ваша задача соотнести фразеологизм с его значением Работа в парах Гладить по головке унывать Падать духом быстро Надуть губы хвалить Во все лопатки мало Ломать голову думать Рукой подать обидеться Капля в море близко - Отвечает одна пара, остальные сверяют. - Хлопните один раз, у кого выполнено так же? - Молодцы, ребята! Можно ли заменить какое-либо слово в фразеологизме? Почему? Сделаем вывод. - Посмотрите упр.86. Кто нам прочитает? - Перечислите, что нам нужно сделать? - Прочитайте предложение под номером 1. - Что значит «Во весь дух»? - Второе предложение. - Что значит «Душа в пятки»? - Следующее предложение. - Что значит «Вверх тормашками»? - И последнее предложение. - Что значит «Куда глаза глядят»? - Выпишите любые два предложения в тетрадь. Итог: Можно ли заменить или пропустить какое-либо слово во фразеологизме? Почему? - Верно, молодцы. | Определяют значение. Читают. Перечисляют. Выполняют задание. Делают вывод. Нельзя, иначе потеряется смысл. | Учащиеся научатся определять фразеологизмы. Учащиеся получат возможность научиться правильно употреблять фразеологизмы. Учащиеся научатся находить в предложении фразеологизмы. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. П: делать выводы. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу. Сейчас выполним самостоятельную работу на карточках. - Необходимо найти среди предложенных выражений фразеологизмы и подчеркнуть их. 1 вариант Падать духом Получить пятерку Капля в море Ломать голову Быстро читать Слушать в музыку Душа в пятки 2 вариант Надуть губы Брать на буксир Смотреть в небо Идти на поводу Быстро читать Семь пятниц на неделе Внимательно слушать Давайте проверим, как вы выполнили задания. Обмениваемся листочками. (Сверяем ответы детей, с ответами на слайде) | Выполняют задание. | Учащиеся получат возможность научиться составлять фразеологизмы. | П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный метод (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. С чем мы сегодня познакомились? О чём узнали? Где нам могут пригодиться эти знания? | С фразеологизмами. Отвечают. На уроках русского языка и при выполнении контрольных работ. | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. | |
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный метод (беседа) Наглядный (демонстрация) | Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? Все ли задачи решили? Обратите внимание на экран. - Оцените свою деятельность на уроке, выбрав подходящее для вас выражение: били баклуши; считали ворон; трудились не покладая рук. Вашим домашним заданием будет выполнить: Мне было приятно работать с вами на уроке. До свидания! | Оценивают свою деятельность. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | | |