СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку по теме "Фразеологизмы" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересный и полезный урок по теме "Фразеологизмы"

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме "Фразеологизмы" 3 класс»

Конспект учебного занятия


по русскому языку


в 3 «А» классе


Тема: «Что такое фразеологизмы?»


студентки 302 группы


Семеновой Анны Валентиновны















Урок будет выдан: 05.10.2024


Методист: Кауфман Светлана Николаевна


Учитель:









Новосибирск, 2024

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Семенова Анна Валентиновна

Предмет: русский язык.

Класс: 3 «А».

Тема урока: «Что такое фразеологизмы?».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Что такое фразеологизмы?».

Планируемые результаты:

Задачи урока:


Предметные:

  • определять фразеологизмы;

  • понимать и объяснять значение фразеологизмов, находить в предложении фразеологизмы, правильно употреблять фразеологизмы;

  • пользоваться фразеологическим словарем.

Дидактические:

  1. Формировать представление о фразеологизмах.

  2. Формировать умения: понимать и объяснять значение фразеологизмов, находить в предложении фразеологизмы, правильно употреблять фразеологизмы, пользоваться фразеологическим словарем.


Метапредметные:

Познавательные:

- с помощью педагога формулировать цель;

- делать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению;

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

- сравнивать объекты.


Коммуникативные:

- соблюдать правила ведения диалога;

- воспринимать суждения.

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


Регулятивные:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

1.Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; делать выводы; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению; сравнивать объекты.








2.Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать суждения; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.









3.Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.



Личностные:

- познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;
- первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Воспитательные:

1. Формировать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства: учебник «Русский язык». Канакина, Горецкий, 3 кл., 1ч. , раздаточный материал, презентация.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.






























ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный метод (беседа)





Наглядный

(демонстрация)

Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Валентиновна. Прошу проверить свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: пенал, учебник и тетрадь.

Молодцы! Готовы к уроку?

А начать наш урок я хотела бы с пословицы. Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Ребята, как вы понимаете данную пословицу?

Да, верно. Эта пословица означает, что

человек не может знать всё на свете, и это нормально, не нужно этого стыдиться. А когда человек не учиться – он не развивается, и это стыдно. Самое важное – учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями.

Вот и мы с вами сегодня сами потрудимся и узнаем много нового.

Приветствуют учителя.




Внимательно слушают.



Высказывают своё мнение.













К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.



2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.







Наглядный

(демонстрация)



Словесный

(беседа)


Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения как подведение к теме.

Ребята, а вы помните, что такое словосочетание?

Чем словосочетание отличает от слова?

Приведите примеры словосочетаний.

А сейчас давайте проведём словарную работу. Откройте тетради запишите число и классная работа.

- Отгадайте загадки.

Хвост ярким пламенем горит, Она по воздуху летит, Прощай любимая планета, На марс везёт меня…


Есть общее название
Природы состояния.
От времени года
Зависит …


На ИЗО с тобой пойдем И с собой его возьмем. В чем мы будем рисовать? Как назвать мне ту тетрадь?


Весной – травкой шелковистой,

Летом – нивой золотистой,

К столу - булочкой душистой.


Я проснулся очень рано, Жду у окна, как у экрана… Дождался! Я сидел не зря– Взошла прекрасная …


Четыре стороны света: север, юг, запад и …?


Стебель рос без волос, А серёжками оброс. Потом сняли серьги эти, Наварили каши детям.


Он совсем не хрупкий,

Спрятался в скорлупке.

Заглянешь в середину,

Увидишь сердцевину.

Из плодов он тверже всех

Называется...


Ох, какой тяжелый день! В этот день вставать всем лень. На работу неохота. Тяжела в тот день работа.


Поздравления принимаем

И гостей мы угощаем.

Если он пришёл к нам в дом,

Будут рады все кругом.


- Запишите эти слова в тетрадь в алфавитном порядке.

1 уч-ся – на доске, остальные - в тетради записывают слова в алфавитном порядке:

- Проверим, обозначим орфограмму.

- Поднимите руки, у кого выполнено также?

-Давайте ещё раз посмотрим на слова. Что их объединяет?

Проверка словарной работы.

Оценка, выставление отметок.

Отвечают.









Ракета.





Погода.





Альбом.



Пшеница.




Заря.



Восток.





Овёс.




Орех.







Понедельник.




Праздник.



Альбом, восток, заря, овёс, орех, погода, понедельник, праздник, пшеница, ракета.


Проверяют работу, сравнивая слайдом эталоном.

Это словарные слова.



































Р: выстраивать последовательность выбранных действий.

К: воспринимать и формулировать суждения.



К: соблюдать правила ведения диалога.






























Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок.





Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познани


3. Выявление места и причины затруднения



Словесный метод (беседа)







Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.

Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.

- Как вы поняли эти высказывания?

- Что такое «сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»?

- Как называются такие выражения в русском языке? Что это?

- Чтобы узнать, как же они называются вам предоставляется возможность проявить свои способности в поиске «скрытого» слова.

- Для этого уберите все буквосочетания, оставьте только слоги. А из них соберите слово.


Можем ли мы уже дать определение фразеологизмам? Каковы их особенности? Или вы испытываете затруднение?

Значит какая будет тема нашего урока?

Верно, тема нашего урока «Что такое фразеологизмы?»

А какой будет цель урока?




Ничего не делать, очень быстро

Словосочетания, выражения.

Отвечают.
















Нет, не можем сразу ответить.



Фразеологизмы.

Цель урока: узнать, что такое фразеологизмы.








К: соблюдать правила ведения диалога.







П: с помощью педагога формулировать цель.


К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.



4.Построение проекта выхода из затруднения

Словесный метод (беседа)

Организует деятельность по составлению плана урока.


- А какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы достичь нашей цели?








-Какой пункт мы с вами уже выполнили?

- Что нам нужно еще сделать?

-Могут ли эти задачи быть планом нашего урока?

Задачи:

1) Изучить понятие «фразеологизмы», определить их признаки.

2) Научиться объяснять значения фразеологизмов.

3) Научиться находить в предложении фразеологизмы.


Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.



5.Реализация построенного проекта

Словесный метод (беседа)





Практический

(упражнения)
















Словесный метод (беседа)


Организует деятельность по реализации построенного проекта.

Открываем учебник на стр. 49.

Упражнение 83.

Прочитайте задание.

Алгоритм выполнения упражнений:

1. Прочитайте все задание вслух. (1 ученик)

2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам. (2 ученик)

- Кого называют словом тапир?

- Тапир – это непарнокопытное млекопитающие тропических лесов с вытянутым в хобот носом и верхней губой.

- А что означает выражение повесил нос? Это выражение употреблено в прямом или переносном смысле?

Давайте проверим, совпал ли наш вывод с правилом учебника.

Кто хочет прочитать?

Кто может повторить без учебника?

Какие признаки фразеологизмов даны в учебнике? Чем фр-мы отличаются от обычных слов, словосочетаний и предложений?

Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль.

- Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении.

- А толкование их даются во фразеологических словарях. (В учебнике с. 157 – 158)

Записывают.



Открывают.





Читают.

Читают со слайда о слове Тапир.

Отвечают.









Читают правила из учебника.














Учащиеся научатся определять фразеологизмы.












Учащиеся научатся понимать и объяснять значение фразеологизмов.

Учащиеся научатся пользоваться фразеологическим словарем.










К: воспринимать и формулировать суждения.



П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.



К: соблюдать правила ведения диалога.


Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.


6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи


Словесный метод (беседа)


Практический

(упражнение)





















Организует работу со словарем.

- Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма: кот наплакал.

- Давайте посмотрим на упражнение 84.

- Кто прочитает?

- Перечислите, что нам нужно сделать?

- Давайте прочитаем первый фразеологизм, найдем его значение и затем запишем.

- Давайте прочитаем первый фразеологизм, найдем его значение и затем запишем. 1 у доски.

Какой вывод мы можем сделать?

- Сейчас мы будем работать в парах, ваша задача соотнести фразеологизм с его значением

Работа в парах

Гладить по головке унывать

Падать духом быстро

Надуть губы хвалить

Во все лопатки мало

Ломать голову думать

Рукой подать обидеться

Капля в море близко

- Отвечает одна пара, остальные сверяют.

- Хлопните один раз, у кого выполнено так же?

- Молодцы, ребята!

Можно ли заменить какое-либо слово в фразеологизме? Почему? Сделаем вывод.

- Посмотрите упр.86. Кто нам прочитает?

- Перечислите, что нам нужно сделать?

- Прочитайте предложение под номером 1.

- Что значит «Во весь дух»?

- Второе предложение.

- Что значит «Душа в пятки»?

- Следующее предложение.

- Что значит «Вверх тормашками»?

- И последнее предложение.

- Что значит «Куда глаза глядят»?

- Выпишите любые два предложения в тетрадь.

Итог: Можно ли заменить или пропустить какое-либо слово во фразеологизме? Почему?

- Верно, молодцы.


Определяют значение.


Читают.

Перечисляют.



Выполняют задание.




Делают вывод.





Нельзя, иначе потеряется смысл.


Учащиеся научатся определять фразеологизмы.

















Учащиеся получат возможность научиться правильно употреблять фразеологизмы.









Учащиеся научатся находить в предложении фразеологизмы.

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.


П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


П: делать выводы.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический

(упражнение)


Словесный

(беседа)


Наглядный

(демонстрация)

Организует самостоятельную работу.

Сейчас выполним самостоятельную работу на карточках.

- Необходимо найти среди предложенных выражений фразеологизмы и подчеркнуть их.

1 вариант

Падать духом

Получить пятерку

Капля в море

Ломать голову

Быстро читать

Слушать в музыку

Душа в пятки

2 вариант

Надуть губы

Брать на буксир

Смотреть в небо

Идти на поводу

Быстро читать

Семь пятниц на неделе

Внимательно слушать

 

Давайте проверим, как вы выполнили задания. Обмениваемся листочками.

(Сверяем ответы детей, с ответами на слайде)

Выполняют задание.


























Учащиеся получат возможность научиться составлять фразеологизмы.

П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению.

Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.



8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный метод (беседа)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

С чем мы сегодня познакомились?


О чём узнали?








Где нам могут пригодиться эти знания?


С фразеологизмами.


Отвечают.





На уроках русского языка и при выполнении контрольных работ.



К: соблюдать правила ведения диалога.









П: делать выводы.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.



9.Рефлексия учебной деятельности

Словесный метод (беседа)




Наглядный

(демонстрация)

Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?

Все ли задачи решили?

Обратите внимание на экран.

- Оцените свою деятельность на уроке, выбрав подходящее для вас выражение:

били баклуши; считали ворон; трудились не покладая рук.

Вашим домашним заданием будет выполнить:

Мне было приятно работать с вами на уроке. До свидания!

Оценивают свою деятельность.










Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.