СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Склонения существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

для четвертых классов.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Склонения существительных"»

Три склонения имён существительных.

Цель. Дать общее представление о трех типах склонений имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками каждого склонения имен существительных; учить распознавать склонение имен существительных.

Формируемые УУД: П.- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Отнесение объектов к известным понятиям. Построение умозаключений.

К. – использование грамотных языковых средств для формулировки своих мыслей в речевом формате. Р. – постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести). Л. – освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни.

Оборудование: блоки обратной связи, презентация к уроку, карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока.

I. Организационный момент.

– Прозвенел уже звонок – начинается урок!

II. Актуализация знаний.

1.Оформление рабочей записи.

– Откройте тетради, запишите число, «классная работа».

2. Орфографическая минутка

У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – приставка.

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

- почему корень злится на приставку? (приставка стоит перед корнем)

- как отличить приставку от корня? (между словом и предлогом можно поставить слово или вопрос)

- назовите признаки предлога? (не бывает членом предложения, не изменяется, не употребляется без других слов, глаголы не имеют предлогов, служит для связи слов в предложении).

Запишите пословицы с карточек и выделите приставки. (один работает у доски, потом проверка с классом).

III. Самоопределение к деятельности.

– Какой частью речи являются записанные слова?

(Имя существительное)

– Найдите имена существительные в предложении.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)

– Определите падеж существительных по улице, по площади.

(Дательный падеж)

– Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

IV. Работа по теме урока.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

– Прочитайте слова, найдите общее.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

– Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания.

– Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, –я.

(Вода, земля)

– Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, –я.

(Юра, Витя)

– Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

(Стол, конь)

– Выделите в них окончания.

– Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

(Окно, море)

– Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

С ущ. ж. р. Сущ. м. р. Сущ. м. р. Сущ. ср. р. Сущ. ж. р.

в ода Юра конь окно степь

з емля Витя стол море дочь

/__________________________/ /__________________________/ /__________/

1 склонение 2 склонение 3 склонение

– По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

– С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

– Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

Работа по учебнику.

– Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 16. Прочитайте сообщение профессора Самоварова.

(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)

– Кто попробует рассказать по какому признаку существительные объединены в группы?

Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

– Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Алгоритм

действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род.

  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения.

Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

V. Физминутка.

– Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. – наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. – подпрыгнуть.

1. Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу?

(Баран)

2. Кто на ветке шишки грыз,

И бросал объедки вниз?

(Белка)

3. В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

4. Закружу, заверчу,

В небеса улечу.

(Вертолёт)

5. Ящик на коленях пляшет –

То поёт, то горько плачет.

(Гармонь)

6. Никого не обижает,

А её все толкают.

(Дверь)

7. Много рук, а нога одна.

(Дерево)


8. Колюч, да не ёж.

(Ёрш)

9. Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадёт – землю роет.

(Жук)

10. По земле ползёт,

А к себе не подпускает.

(Змея)

11. Закутан ребёнок в сто пелёнок.

(Капуста)

12. Над домами и дорожками

Висит кусок лепёшки.

(Луна)

10. Работа с учебником. Упражнение 25 с. 17.

– Прочитайте задание к упражнению.

(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)

– По какому признаку вы будете определять существительные 1-го склонения? (мужкой или женский род, окончания -а, -я.) Выпишите их.

(аналогичная работа с существительными 2-го и 3-го склонения. Проверка.)

5 существительных у доски, 5 существительных с комментированием, 10 существительных самостоятельно.

Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

VI. Закрепление изученного материала.

Разноуровневая самостоятельная работа.

– Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

VII. Рефлексия.

Задание на определение склонений имен существительных на учи.ру. – 3 ученика.

Остальные на карточках.

Выбрать существительные 1-го склонения. Определить падеж остальныз существительных.

Быль-сказка, вред-польза, война-мир, грязь-чистота, работа-отдых, тишина-шум, тоска-веселье, молодость-старость.

Взаимопроверка. Оценивание смайликами.

12. Итог урока.

– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

– С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

– Сколько групп склонений в русском языке?

13. Оценки.

14. Домашнее задание.

Упр. 28 стр. 18. Выучить три склонения имён существительных.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!