Три склонения имён существительных.
Цель. Дать общее представление о трех типах склонений имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками каждого склонения имен существительных; учить распознавать склонение имен существительных.
Формируемые УУД: П.- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Отнесение объектов к известным понятиям. Построение умозаключений.
К. – использование грамотных языковых средств для формулировки своих мыслей в речевом формате. Р. – постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести). Л. – освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни.
Оборудование: блоки обратной связи, презентация к уроку, карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
– Прозвенел уже звонок – начинается урок!
II. Актуализация знаний.
1.Оформление рабочей записи.
– Откройте тетради, запишите число, «классная работа».
2. Орфографическая минутка
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – приставка.
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
- почему корень злится на приставку? (приставка стоит перед корнем)
- как отличить приставку от корня? (между словом и предлогом можно поставить слово или вопрос)
- назовите признаки предлога? (не бывает членом предложения, не изменяется, не употребляется без других слов, глаголы не имеют предлогов, служит для связи слов в предложении).
Запишите пословицы с карточек и выделите приставки. (один работает у доски, потом проверка с классом).
III. Самоопределение к деятельности.
– Какой частью речи являются записанные слова?
(Имя существительное)
– Найдите имена существительные в предложении.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)
– Определите падеж существительных по улице, по площади.
(Дательный падеж)
– Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
IV. Работа по теме урока.
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.
– Прочитайте слова, найдите общее.
(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)
– Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания.
– Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, –я.
(Вода, земля)
– Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, –я.
(Юра, Витя)
– Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.
(Стол, конь)
– Выделите в них окончания.
– Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.
(Окно, море)
– Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?
(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)
С ущ. ж. р. Сущ. м. р. Сущ. м. р. Сущ. ср. р. Сущ. ж. р.
в ода Юра конь окно степь
з емля Витя стол море дочь
/__________________________/ /__________________________/ /__________/
1 склонение 2 склонение 3 склонение
– По каким признакам мы сгруппировали существительные?
(По роду и окончанию)
– С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
– Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.
Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
Работа по учебнику.
– Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 16. Прочитайте сообщение профессора Самоварова.
(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)
– Кто попробует рассказать по какому признаку существительные объединены в группы?
Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.
– Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?
Алгоритм
действий при определении склонения имени существительного
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
Определить род.
Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения.
Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.
V. Физминутка.
– Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. – наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. – подпрыгнуть.
1. Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)
2. Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)
3. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
4. Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
(Вертолёт)
5. Ящик на коленях пляшет –
То поёт, то горько плачет.
(Гармонь)
6. Никого не обижает,
А её все толкают.
(Дверь)
7. Много рук, а нога одна.
(Дерево)
8. Колюч, да не ёж.
(Ёрш)
9. Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит,
Упадёт – землю роет.
(Жук)
10. По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)
11. Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)
12. Над домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
(Луна)
10. Работа с учебником. Упражнение 25 с. 17.
– Прочитайте задание к упражнению.
(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)
– По какому признаку вы будете определять существительные 1-го склонения? (мужкой или женский род, окончания -а, -я.) Выпишите их.
(аналогичная работа с существительными 2-го и 3-го склонения. Проверка.)
5 существительных у доски, 5 существительных с комментированием, 10 существительных самостоятельно.
Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.
VI. Закрепление изученного материала.
Разноуровневая самостоятельная работа.
– Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.
Уровень 1.
Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.
Уровень 2.
Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Уровень 3.
Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.
VII. Рефлексия.
Задание на определение склонений имен существительных на учи.ру. – 3 ученика.
Остальные на карточках.
Выбрать существительные 1-го склонения. Определить падеж остальныз существительных.
Быль-сказка, вред-польза, война-мир, грязь-чистота, работа-отдых, тишина-шум, тоска-веселье, молодость-старость.
Взаимопроверка. Оценивание смайликами.
12. Итог урока.
– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?
(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)
– С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?
(Чтобы правильно писать окончание существительного)
– Сколько групп склонений в русском языке?
13. Оценки.
14. Домашнее задание.
Упр. 28 стр. 18. Выучить три склонения имён существительных.