СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку. Слово о русском языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку на тему "Слово о русском языке". Цель урока: формирование навыков создания связного монологического высказывания на лингвистическую тему.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку. Слово о русском языке»

Введение


Урок русского языка


Тема. Слово о русском языке


Цель урока: формирование навыков создания связного монологического высказывания на лингвистическую тему.

Круг вопросов: функции языка в современном мире; происхождение русского языка; литературный язык как высшая форма существования языка; нормированность литературного языка; функциональные стили русского языка.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

Приветствие. Визуальный контроль готовности к уроку. Работа с журналом.


  1. Мотивация учебной деятельности

Сообщение темы урока. Постановка цели урока.


  1. Работа с теоретическим материалом

  1. Работа начинается с чтения эпиграфа и его анализа.

  • Прочитайте эпиграф. Вспомните, что называется эпиграфом. Для чего он используется в тексте?

  • Какова основная мысль, заложенная в эпиграфе? Как она соотносится с текстом вступительной статьи?

  • Какая из цитат великих русских писателей, приведённая в тексте, может быть также использована в качестве эпиграфа?

  • Расскажите о способах оформления эпиграфа.

  • Подготовьте связное высказывание об эпиграфе, в котором обобщите все прозвучавшие ответы. Вспомните, какие эпиграфы использует А. С. Пушкин в «Капитанской дочке» и в «Евгении Онегине».


  • Эпиграф – надпись, короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения или его части и представляющий собой цитату из какого-либо авторитетного для него источника – произведения художественной литературы, народного творчества, изречение. В афористически-краткой форме эпиграф часто выражает основную коллизию, тему, идею или настроение произведения, способствует его восприятию читателем. Эпиграф обладает всеми свойствами цитаты, создаёт сложный образ, рассчитанный на восприятие также и того контекста, из которого эпиграф извлечён. Эпиграф может выполнять и роль экспозиции, вводя в действие, давая предварительные разъяснения. (Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.)

  • Эпиграфы обычно пишутся без кавычек, а ссылка на автора даётся без скобок и помещается ниже самого эпиграфа.

  • «Капитанская дочка» – «Береги честь смолоду» (пословица); «Вы, молодые ребята, послушайте, / Что мы, старые старики, будем сказывати» (песня); «Незваный гость хуже татарина» (пословица) и т. д.

«Евгений Онегин» – «И жить торопится и чувствовать спешит» (кн. Вяземский); «La morale est dans la nature des choses» (Necker) – «Нравственность – в природе вещей» (Неккер, франц.); «О, не знай сих страшных снов / Ты, моя Светлана!» (Жуковский); «Как не любить родной Москвы?» (Баратынский) и т. д.

  1. После этого обучающиеся читают текст вступительной статьи.

  • Докажите, что вступительная статья является текстом.

  • Определите тип текста. Какие ещё типы речи вы знаете? Расскажите о них.

  • Укажите стилевую принадлежность текста. Какие ещё стили вы знаете?

  • Выделите основные смысловые части текста. Составьте его план. Для этого вспомните, какие виды планов вы знаете. Выберите ту форму плана, которая вам наиболее близка.

  • Подготовьте подробный пересказ текста, опираясь на составленный план.


  • В тексте предложения связаны по смыслу и грамматически; присутствуют общая тема и единая главная мысль.

Слово «текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка, где text textus «словесное единство» texo – «тку». (Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.)

  • Данный текст – научно-популярная разновидность научного стиля. В современном русском языке обычно выделяют книжные стили (научный, деловой, общественно-публицистический) и разговорный.

  • План может быть цитатный, тезисный, вопросный. По структуре план бывает простой и сложный.


Примерный план

  1. Русский язык среди языков мира.

  1. Богатство и выразительность русского языка.

  2. Русские писатели о выразительности русского языка.

  1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

  1. Русский язык как один из мировых языков.

  2. Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

  1. Понятие нормы литературного языка.

  1. Типы норм литературного языка.

  2. Норма и культура речи.

  1. Основные функциональные стили современного русского литературного языка.


  1. Первичное закрепление материала

Упражнения 1, 2.


  1. Подведение итогов урока

  1. Что является предметом изучения лексики?

  2. Каким способом можно уточнить лексическое значение слова?

  3. Чем различаются однозначные и многозначные слова?

  4. Каким образом в словаре оформляется многозначное слово?


Студенты должны знать:

  • основные понятия лексики;

  • как отличить многозначное слово от однозначного.


Студенты должны уметь:

  • работать с толковым словарём;

  • употребить в речи нужное по смыслу значение многозначного слова;

  • дать толкование лексического значения слова;

  • определять лексическое значение слова по толковому словарю;

  • соотносить слово и его лексическое значение.


  1. Домашнее задание

Назвать имена учёных, которые внесли свой вклад в развитие науки о языке (лингвистики). (М. В. Ломоносов, Ф. И. Буслаев, В. И. Даль, В. В. Виноградов, С.

И. Ожегов и др.) Индивидуально подготовить доклад об одном из учёных.

Подготовиться к словарному диктанту.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!