СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку «Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тип урока: открытие новых знаний

Данный урок соответствует нормам ФГОС. В нем прописаны, тема, цели, задачи, УУД, оборудование.

      G M T    
Detect languageAfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBosnianBulgarianCatalanCebuanoChichewaChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEsperantoEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekGujaratiHaitian CreoleHausaHebrewHindiHmongHungarianIcelandicIgboIndonesianIrishItalianJapaneseJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanLaoLatinLatvianLithuanianMacedonianMalagasyMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMongolianMyanmar (Burmese)NepaliNorwegianPersianPolishPortuguesePunjabiRomanianRussianSerbianSesothoSinhalaSlovakSlovenianSomaliSpanishSundaneseSwahiliSwedishTajikTamilTeluguThaiTurkishUkrainianUrduUzbekVietnameseWelshYiddishYorubaZulu   AfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBosnianBulgarianCatalanCebuanoChichewaChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEsperantoEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekGujaratiHaitian CreoleHausaHebrewHindiHmongHungarianIcelandicIgboIndonesianIrishItalianJapaneseJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanLaoLatinLatvianLithuanianMacedonianMalagasyMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMongolianMyanmar (Burmese)NepaliNorwegianPersianPolishPortuguesePunjabiRomanianRussianSerbianSesothoSinhalaSlovakSlovenianSomaliSpanishSundaneseSwahiliSwedishTajikTamilTeluguThaiTurkishUkrainianUrduUzbekVietnameseWelshYiddishYorubaZulu            
      Text-to-speech function is limited to 200 characters  
  Options : History : Feedback : Donate Close

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку «Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова»»

Конспект урока по русскому языку

3 класс

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова»

Цель: учить правильно писать гласные о, ё после шипящих в словах; развивать орфографическую грамотность.

Задачи: познакомить с правилом обозначения ударного звука [o] после шипящих в корне слова; отработать написание слов с данной орфограммой.

УУД: познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация.

коммуникативные: опускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.

личностные: ценностное отношение к умению определять гласный после шипящего в корне слова. Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Оборудование: учебник по русскому языку 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»; тетрадь на печатной основе; словари учащихся.



















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Прозвенел звонок – начинается урок.

Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку?


Дети приводят в порядок рабочее место.


Проверка домашнего задания

Словарная работа. Открываем тетради, там уже должны быть подписаны число и классная работа. Записываем в тетради: осина, яблоко, шелест, огород, медленно.

Теперь поменяйтесь тетрадью с соседом и проверьте работы друг друга. Для этого возьмите в руки карандаш и отметьте ошибки, если они есть и исправьте их. Восклицательный знак ставите, если ошибок нет; + если одна или две ошибки; - три и более ошибок. Я потом выставлю вам оценки. Если вы все сделаете, сигнализируйте мне поднятой вверх рукой, чтобы я видела, кто готов работать дальше.




Пишут в тетрадях

Повторение изученного материала

Ну что ж, сейчас давайте с вами вспомним, какие звуки в русском языке называются шипящими?


Посмотрите на доску (на ней записаны буквы Ш, С, Ж, З, Ц, Ч, Щ) и назовите буквы, обозначающие шипящие звуки. А какие из них мягкие?

Хорошо, молодцы!

Отвечают





[ж] [ш] [ч’] [щ’]

[ч’] [щ’]

Постановка темы урока

Итак, еще раз обратите внимание на доску. На ней написаны два новых слова (шоколад, шофёр). Давайте их все вместе прочитаем, сначала медленно, а потом быстро. Хорошо, молодцы.


А теперь достаньте свои словари и запишите в них два новых слова. Напоминаю, о выполнении задания сигнализируем мне, поднятой рукой. Приступаем.


Давайте придумаем предложения с новыми словами (Я очень люблю шоколад; Мы сели в такси к знакомому шофёру).

Сейчас я вам усложню задачу. Итак, придумайте предложение, в котором бы использовались два наших слова. А как вам такое предложение: шофер грузовика взял с собой в дорогу немного шоколада.

Давайте запишем это предложение в тетради. Внимательно посмотрите, что в двух этих ловах после буквы Ш в корне слова, не под ударением стоит буква О.


Сегодня с вами на уроке мы будем учиться писать буквы О,Ё после шипящих в корне слова.



Читают вместе с учителем






Достают словари и записывают в них два новых, словарных слова.


Учащиеся предлагают свои варианты предложений.


Учащиеся предлагают свои варианты предложений.

Отвечают.



Записываем

Работа по теме урока




























































Физкультминутка

Откройте учебник на странице 111. Прочтите слова, записанные в столбик.

[ч’о́рный] – чёрный (черне́ть)

[шо́рты] – шорты

[шо́лк] – шёлк (шелка́)

[крыжо́вник] – крыжовник

[жо́лтый] – жёлтый (желте́ть)


Посмотрите, как обозначается звук [о] после шипящих в корне слова.

– Можете ли вы сказать, что под ударением звук [о] после шипящих записывается одной и той же буквой?

– Можете ли вы определить закономерность выбора о или ё?


Чтобы определить, от чего зависит выбор буквы давайте понаблюдаем за двумя группами слов на странице 112.

- Какой буквой обозначен звук [о] в словах первого столбика?

-Что происходит с буквой Ё во вторых словах первого столбика?

-Попробуйте подобрать к словам второго столбика такие родственные слова или так изменить форму слов, чтобы в их описании появилась буква Е.

-Можно ли это сделать?


Итак, чтобы нам научится правильно писать буквы О, Ё после шипящих в корне слова необходимо познакомится со следующим правилом. Вика прочитай нам его.









Смотрите, то есть: в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё, если в других формах слова или в однокоренных словах пишется буква Е (иногда И). В остальных случаях пишется буква О.



А сейчас давайте познакомимся с алгоритмом применения правила на с. 112. Валерия, прочитай.

Посмотрите примеры, которые указаны ниже (с.112-113)


Хочу обратить ваше внимание на то, что изучаемое правило касается обозначения звука [о] только в корне слова, именно поэтому нужно, прежде всего, определить место орфограммы в слове.

Ветер тихо клён качает

Вправо, влево наклоняет

Раз наклон, два наклон

Зашумел листвою клён

Упражнение 1 стр. 113 учебника. Задание: спиши, не забывай вставлять необходимую букву.

Итак, прочитайте данные пары слов и определите, какая буква будет вписана в слова, если в первых словах каждой пары после шипящих написана буква Е при этом опираясь на алгоритм.

Теперь, запишите так же в два столбика эти слова и не забывайте вставлять пропущенные буквы. После того, как вы это выполните выделите в словах корень и подчеркните буквы Е, Ё.

(пока выполняется задание, можно назвать несколько учеников, чтобы те принесли тетради на проверку)

Все справились? Молодцы!

Посмотрите на рубрику под названием «Обратите внимание» на стр. 113 (глазки в учебник). Зачитывает рубрику.


Упражнение 2 стр.113. Работа в парах. Посмотрите на первую группу слов и скажите какое слово будет здесь лишним опираясь на правило и алгоритм.









Запишите получившуюся группу без слова щёлкать.


Теперь посмотрите на вторую группу слов и скажите какое здесь будет лишнее слово. Записываем слова с устным комментированием, доказывающие написание буквы Ё, например шёлковый-шелковистый и т.д.

И последняя 3 группа, какое лишнее слово в ней?

Запишите последнюю группу слов.

А теперь ответьте мне на вопрос, во всех ли оставшихся словах есть ударный звук [о] после шипящих?


Упражнение 3 стр. 114. Читайте слова по цепочке, называйте орфограмму, которая есть в слове, подтвердите, какая буква должна быть написана на месте пропуска.

(Если останется время сделать упр. 1, 3 из ТПО)

Открывают учебник и читают








В некоторых словах звук [о] обозначается буквой Ё.


Отвечают



Отвечают



Открывают 112 страницу.



Буквой Ё


Вместо буквы Ё появляется Е

Пробуют придумать слова




Нет


После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой Ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится: пчёлы-пчела, жёлтый-желтеть. В остальных случаях звук [о] обозначается буквой О: шорты, шорох.



Внимательно слушают





Учащаяся читает применение правила.
























Отвечают




Выполняют задание письменно







Внимательно слушают






Во всех словах первой группы после шипящих под ударением слышится звук [о], но только в слове щёлкать этот звук обозначен буквой Ё, т.к. можно подобрать родственное слово щелчок; в остальных пишется буква О.






Шофёр


Выполняют



Щётка


Отвечают





Записывают только те слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

Закрепление

А сейчас вы напишите небольшую проверочную работу. Откройте в ТПО страницу 30 задание №2.

Выполняют

Рефлексия

Понравился ли вам урок?

Что нового узнали?

Отвечают

Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание: ТПО с.30-31 задание 3-4






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!