Урок по русскому языку
в 3 классе
«Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
подготовила
учитель начальных классов
Комиссарова С.В.
Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Создание условия для формирования умения писать слова с новой орфограммой.
Задачи:
• Выявить грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после шипящих как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.
• Развивать память, мышление, внимание.
• Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь распознавать существительные по родам;
Уметь писать слова с новой орфограммой.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе
Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; работать по алгоритму
Личностные:
- умение адекватно оценивать свою работу;
- толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Технологии обучения: обучение в сотрудничестве, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Итак, друзья внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.
-Прочитайте пословицу на доске.
Знания собираются по капле.
-Как вы понимаете её смысл? Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельки собираются в огромное море знаний.
-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний?
II.Минутка калиграфии
Отгадайте букву, которую будем писать на минутке калиграфии.
Эта буква в корне имени существительного обозначает согласный, твёрдый, звонкий , парный. шипящий звук. Буква Ж
- Какие согласные называются шипящими? При их произношении воздух выходит с шипением.
- Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].
-Что вы знаете об этих звуках?
-[Ч,], [Щ,]-всегда мягкие
-[Ш] ,[Ж]-всегда твёрдые, они парные
- Какие буквы будем писать на минутке чистописания? Открываем тетради , записываем дату, классная работа.
III.Словарная работа Картинный диктант:
-Молодцы! Аккуратно написали
И нисколько не устали.
- Продолжаем работать дальше…
IV.Орфографическая разминка
Без терпен…я нет умен…я
Бол…ше думай, мен…ше говори.
Какая буква пропущена? Какова роль мягкого знака в словах?
Когда пишется разделительный мягкий знак?
Когда пишется мягкий знак, обозначающий мягкость?
V. Учебно-познавательная деятельность
1.Постановка проблемы.
Я предлагаю вам составить слова: деньки, стулья, морковь, ульи, речь.
-Что объединяет эти слова? - В каждом слове есть Ь
- Какую роль выполняет Ь в русском языке? - Служит показателем мягкости согласных звуков.
- Разделите слова в два столбика.
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «речь»).
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.
2.Определите тему урока.
Какую цель ставите перед собой?.(Научиться писать существительные с шипящими на конце, )
3. Открытие детьми нового знания.
На доске слова:
Мяч, дочь, ключ, вещь, лещ, молодежь, кулич, ночь. уж, мышь,
Я предлагаю вам исследовать слова.
-Какой частью речи являются данные слова?
Распределите имена сущ. в 2 столбика по родам.
-Какой звук слышится в конце слова?
-Почему в одних случаях на конце после шипящих пишется ь знак, а в других нет?
- Какой вывод можно сделать?
Сформулируйте правило написания мягкого знака в словах
(мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
-Какова же роль мягкого знака в эти словах? (он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)
Мягкий знак после шипящих
Просит знаний настоящих.
-Составьте алгоритм действий.
Устно составляется следующий алгоритм:
1. Определить часть речи.
2. Определить род.
3. Если существительное женского рода - мягкий знак пишется.
4. Если существительное мужского рода - мягкий знак не пишется.
Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных.
Первичное закрепление.
Замени одним словом:
Она бывает устной и письменной (речь)
Он бывает тупой и острый ( на кухне) (нож)
Верный преданный друг ( товарищ)
Правда лучше, чем ( ложь)
Вкусный, свекольный, наваристый ( борщ)
Чёрная птица, вестник наступающей весны ( грач)
Предмет, на котором ездил Емеля( печь)
Маленький ребёнок (малыш)
Добыча охотника( дичь)
Физминутка для глаз.
2. Закрепление
а) Работа в паре.
- Сейчас в паре я предлагаю вам выполнить задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой.
Слова в скобках напиши в форме единственного числа
Горячая(печи) Дорогая(вещи)
Круглый (обручи) Верный(товарищи)
Яркий(лучи) Большой(гаражи)
Летучая(мыши) Красивый(плащи)
Острый(мечи) Высокий(камыши)
Зимняя(ночи) Зимняя(ночи)
Проверка самостоятельной работы.
- Как выполняли работу?
(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)
Момент контроля.
- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).
- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?
б). Работа в группах
-О каких правилах надо помнить, работая в группе?
- будьте доброжелательны по отношению друг к другу;
- до конца выслушивайте мнение каждого члена группы;
- помогайте друг другу в работе;
- отстаивайте свою точку зрения.
1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на шипящий.
Дикий -…,тихий-…, глухой-…,кирпичный-…
овощной-…, дрожать-…,плакать-… ,чертить-….
2.Вставь подходящие имена существительные с шипящими на конце.
1) … за товарища в огонь бросается. 2) Здоровому и …. не нужен.3)Хорошую … хорошо и слушать. 4) Каждая …хороша на своём месте. 5) Как ни долга …, а рассвет будет.
Слова для справок: товарищ(?), врач(?), ноч(?), реч(?),вещ(?)
3.Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):
по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.
Проверка
3).Физкультминутка
Мы заданья выполняли и немножечко устали
-Я буду называть слова. Если услышите им. сущ. с шипящим на конце и оно будет ж.р., то хлопайте в ладоши
Ёж, лещ, вещь, печь, гараж, грач, рожь, скрипач, молодёжь, товарищ, чиж, ночь.
4.Контроль знаний. Тест (самостоятельная работа)
А сейчас предлагаю вам провести небольшой тест, который позволит вам обобщить свои знания.
1. Мягкий знак может выполнять:
а) 3 роли;
б) 2 роли;
в) 1 роль.
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
а) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;
б) пишется только на конце слова;
в) после приставок между согласными;
3. Разделительный мягкий знак пишется…
а) между двумя согласными;
б) между согласной и гласной в корне слова;
в) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;
4. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
5. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) не пишется мягкий знак;
б) пишется мягкий знак.
6.В каком слове нужно дописать ь знак?
а) скрипач
б) циркач
в) полночь
7. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
VII. Оценки за урок
VIII. Рефлексия.
-Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
Отдохнём одну минуту,
Восстановим зоркость глаз,
И почувствуем всем телом,
Как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе,
Ни печали, ни тревог,
Потрудились славно дети,
Завершается урок!
-Открываем глазки.
Закончи предложения
-Сегодня на уроке я узнал…
Мне понравилось…
Мне показалось трудным…
Я могу использовать эти знания….
Я оцениваю свою работу на уроке на…..
Домашнее задание
Выпишите из словарика 3 существительных, оканчивающихся на шипящий.
Составьте с каждым из них предложение.