СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 3 классе «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 3 классе «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»»









Урок по русскому языку

в 3 классе

«Мягкий знак на конце существительных после шипящих»





подготовила

учитель начальных классов

Комиссарова С.В.













Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Создание условия для формирования умения писать слова с новой орфограммой.

Задачи: 
• Выявить грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после шипящих как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.
• Развивать память, мышление, внимание.
• Воспитывать самостоятельность, творческую активность.


Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь распознавать существительные по родам;

Уметь писать слова с новой орфограммой.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; работать по алгоритму

Личностные: 

- умение адекватно оценивать свою работу;

- толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Технологии обучения:  обучение в сотрудничестве, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология.







Ход урока:

I. Орг. момент.

Итак, друзья внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.

-Прочитайте пословицу на доске.

Знания собираются по капле.

-Как вы понимаете её смысл? Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельки собираются в огромное море знаний.

-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний?

II.Минутка калиграфии

Отгадайте букву, которую будем писать на минутке калиграфии.

Эта буква в корне имени существительного обозначает согласный, твёрдый, звонкий , парный. шипящий звук. Буква Ж

- Какие согласные называются шипящими? При их произношении воздух выходит с шипением.

- Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].

-Что вы знаете об этих звуках?

-[Ч,], [Щ,]-всегда мягкие

-[Ш] ,[Ж]-всегда твёрдые, они парные

- Какие буквы будем писать на минутке чистописания? Открываем тетради , записываем дату, классная работа.

III.Словарная работа Картинный диктант:

-Молодцы! Аккуратно написали

И нисколько не устали.

- Продолжаем работать дальше…

IV.Орфографическая разминка

Без терпен…я нет умен…я

Бол…ше думай, мен…ше говори.

Какая буква пропущена? Какова роль мягкого знака в словах?

Когда пишется разделительный мягкий знак?

Когда пишется мягкий знак, обозначающий мягкость?

VУчебно-познавательная деятельность

1.Постановка проблемы. 

Я предлагаю вам составить слова: деньки, стулья, морковь, ульи, речь. 

-Что объединяет эти слова? - В каждом слове есть Ь

- Какую роль выполняет Ь в русском языке? - Служит показателем мягкости согласных звуков.

- Разделите слова в два столбика. 
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «речь»). 
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]? (нет). 
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.

2.Определите тему урока.

Какую цель ставите перед собой?.(Научиться писать существительные  с шипящими на конце, )

3. Открытие детьми нового знания.

На доске слова:
Мяч, дочь, ключ, вещь, лещ, молодежь, кулич, ночь. уж, мышь,

Я предлагаю вам исследовать слова.

-Какой частью речи являются данные слова?

Распределите имена сущ. в 2 столбика по родам.

-Какой звук слышится в конце слова?

-Почему в одних случаях на конце после шипящих пишется ь знак, а в других нет?

- Какой вывод можно сделать?

Сформулируйте правило написания мягкого знака в словах

(мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется). 
-Какова же роль мягкого знака в эти словах? (он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)

Мягкий знак после шипящих

Просит знаний настоящих.

-Составьте алгоритм действий.

Устно составляется следующий алгоритм:
1. Определить часть речи.
2. Определить род.
3. Если существительное женского рода - мягкий знак пишется.
4. Если существительное мужского рода - мягкий знак не пишется.

 Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных.



  1. Первичное закрепление.

Замени одним словом:

Она бывает устной и письменной (речь)

Он бывает тупой и острый ( на кухне) (нож)

Верный преданный друг ( товарищ)

Правда лучше, чем ( ложь)

Вкусный, свекольный, наваристый ( борщ)

Чёрная птица, вестник наступающей весны ( грач)

Предмет, на котором ездил Емеля( печь)

Маленький ребёнок (малыш)

Добыча охотника( дичь)

Физминутка для глаз.

2. Закрепление

а) Работа в паре.

- Сейчас в паре я предлагаю вам выполнить задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой.

Слова в скобках напиши в форме единственного числа

Горячая(печи) Дорогая(вещи)

Круглый (обручи) Верный(товарищи)

Яркий(лучи) Большой(гаражи)

Летучая(мыши) Красивый(плащи)

Острый(мечи) Высокий(камыши)

Зимняя(ночи) Зимняя(ночи)

Проверка самостоятельной работы.

- Как выполняли работу?

(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)

Момент контроля.

- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).

- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?

б). Работа в группах

-О каких правилах надо помнить, работая в группе?

- будьте доброжелательны по отношению друг к другу;

- до конца выслушивайте мнение каждого члена   группы;

- помогайте друг другу в работе;

- отстаивайте свою точку зрения.

1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на шипящий.

Дикий -…,тихий-…, глухой-…,кирпичный-…

овощной-…, дрожать-…,плакать-… ,чертить-….

2.Вставь подходящие имена существительные с шипящими на конце.

1) … за товарища в огонь бросается. 2) Здоровому и …. не нужен.3)Хорошую … хорошо и слушать. 4) Каждая …хороша на своём месте. 5) Как ни долга …, а рассвет будет.

Слова для справок: товарищ(?), врач(?), ноч(?), реч(?),вещ(?)

3.Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):

по, малыш(?), берегу, бегал, реки. 
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит. 
на, веселилась, площадке, молодёж(?). 
плащ(?), от, защитил, дождя, меня. 
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

Проверка

3).Физкультминутка

Мы заданья выполняли и немножечко устали

-Я буду называть слова. Если услышите им. сущ. с шипящим на конце и оно будет ж.р., то хлопайте в ладоши

Ёж, лещ, вещь, печь, гараж, грач, рожь, скрипач, молодёжь, товарищ, чиж, ночь.

4.Контроль знаний. Тест (самостоятельная работа)
А сейчас предлагаю вам провести небольшой тест, который позволит вам обобщить свои знания.

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 роли;

б) 2 роли;

в) 1 роль.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова;

в) после приставок между согласными;

3. Разделительный мягкий знак пишется…

а) между двумя согласными;

б) между согласной и гласной в корне слова;

в) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;

4. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

5. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется мягкий знак;

б) пишется мягкий знак.

6.В каком слове нужно дописать ь знак?

а) скрипач

б) циркач

в) полночь

7. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

VII. Оценки за урок

VIII. Рефлексия.

-Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минуту,

Восстановим зоркость глаз,

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Ни печали, ни тревог,

Потрудились славно дети,

Завершается урок!

-Открываем глазки.

Закончи предложения

-Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось…

Мне показалось трудным…

Я могу использовать эти знания….

Я оцениваю свою работу на уроке на…..

Домашнее задание

Выпишите из словарика 3 существительных, оканчивающихся на шипящий.

Составьте с каждым из них предложение.