Цель:
1.Добиваться понимания роли глагола в употреблении с целью достижения точности, информированности и выразительности. Поупражняться в употреблении глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи.
2. Развивать каллиграфический навык; совершенствовать умение работать с разными типами словарей; выполнять синтаксический и морфемный разборы.
3.Воспитывать любовь к родной природе.
Ход урока.
I.Орг. момент.
II. Упражнение в каллиграфии.
Кк ,каникулы (запись)
работа с этимологическим словарём (учебник с.156).
III. Работа над новым материалом.
1. Постановка проблемы.
- Отгадайте загадку:
. Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ...
(Глагол.)
(Глагол – самая живая часть речи)
- Подберите всевозможные глаголы в настоящем времени, подходящие по смыслу к существительному «каникулы». (ответы детей)
Каникулы начинаются.
Каникулы наступают.
Каникулы приходят.
Каникулы продолжаются.
Каникулы летят.
Каникулы заканчиваются.
(чтение текста со слайда)
- Найдите глаголы, которые придают особую выразительность фразе?
Что значит «каникулы летят», у них есть крылья? (очень быстро заканчиваются), почему же говорим «летят»? (потому что этот глагол образнее и короче подчёркивает быстро проходящий отдых)
В русском языке много слов, которые имеют не одно значение – они многозначны. Что это значит? Одно из значений слова – первичное, его называют прямым, а другое – вторичное, которое появилось в результате переноса с одного предмета или действия на другое на основании сходства, общности, его называют переносным.
Глагол « летят» в данном предложении употреблён в переносном значении, он уточняет скорость прохождения времени.
Найдите среди глаголов ещё глаголы с переносным значением. (приходят, наступают).
«Глаголы в прямом и переносном значении» - тема урока.
- наша задача научиться различать глаголы в прямом и переносном значении:
2. Словарная работа.
- Перед вами предложения с пропущенными словами. Слова какой части речи пропущены ? (глаголы).
- Давайте попробуем подобрать подходящие по смыслу, и чтобы они были в переносном значении.
- Можно ли назвать эти предложения текстом?
(Наступает) Новый год.
Пр.рода (готовится) к праз.н.ку.
Стройные б.рёзки (оделись) в белый наряд.
М.роз (украсил) узорами стёкла окон.
Вет.р (кружит) снежинки в воздухе.
М.тель тихо (танцует) по ул.цам гор.да.
Скор. зимние к.никулы.
- Что вы можете сказать о словах с пропущенной буквой? (словарные слова)
- Записать предложения в тетрадях, вставляя пропущенные буквы в словарных словах.
- Выполнить синтаксический разбор 2го предложения.
3. Закрепление нового материала.
1) - О каких предметах идет речь? (загадки)
Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)
Текло, текло и легло под стекло. (Лед)
Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес)
- Что вам помогло отгадать загадки? (Глаголы в переносном значении .)
- Очень часто глаголы в переносном значении встречаются в произведениях устного народного творчества и в стихах.
2)- На карточках на каждом ряду своё четверостишие, списать и подчеркнуть глаголы в переносном значении. (проверка)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. (А. Пушкин)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои. (Н.А. Некрасов)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С.Есенин)
3) Физкультурная минутка.
- Я назову вам глагол,
глагол настоящего времени – руки на пояс;
глагол прошедшего времени – руки вверх;
глагол будущего времени – ходьба на месте.
(играю, прыгнул, буду танцевать, спел, рисовала, читает, пишем, вылеплю, войдёт)
4)Устная работа:
- Найдите и посчитайте глаголы в переносном значении.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы. (А. Пушкин)
- записать слово «волшебница», сделать морфемный разбор.
IV. Обобщение знаний.
Игра «Наряди ёлочку» (найди парную игрушку с записанными словосочетаниями с глаголами в прямом и переносном значении)
Горели костры – горели глаза
Черепаха ползёт – время ползёт.
Город уснёт – человек уснёт.
Подарил улыбку – подарил шоколадку.
Кошка идёт – причёска идёт.
V. Подведение итогов.
VI. Д.з. сочинение «Снег идёт».