СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 4 классе на тему "Доброта"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ:Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.

Воспитывать уважительное отношение к старшим и друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: на доске тема, рисунки, карточки, тесты.

Учитель:

Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

Что такое хорошо

И что такое плохо?

- Всем, конечно же, известны эти строчки из стихотворения великого поэта Владимира Владимировича Маяковского, но все ли могут дать ответ на этот вопрос?

- Сегодня на классном часе я хочу пригласить к разговору всех вас и поразмышлять всем вместе над этим вопросом. Что значит, вести себя хорошо и что значит плохо?

- Какие поступки похвальны, а какие нет?

- Давайте вспомним значение этих слов.

- Что значит “хорошо”? Как вы понимаете значение слова “хорошо”?

- Давайте заглянем в толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и посмотрим значение слова.

Хорошо – хороший (лучше, лучший) – вполне положительный по своим качествам, такой как следует.

 

- Как понимаете значение “плохо”? Растолкуйте.

- Поскольку слово “плохо” является противоположным по значению слову “хорошо”, поэтому в словаре слово “плохо” – плохой означает - лишенный положительных качеств.

- Итак, со значением слов разобрались.

- Какими близкими по значению можно заменить эти слова.

- Давайте подберем слова – синонимы.

 

Хорошо          Плохо

Неплохо, недурно, славно, ладно, здорово (разг.)

Изрядно (устар.)

Порядочно (устар. Разг.)

Недурственно (устар.)

Отлично, прекрасно, превосходно, отменно, первоклассно, знатно, классно, качественно, добротно, справно.         Нехорошо;

Неудовлетворительно;

Недостаточно;

Слабо;

Скверно;

Дурно;

Неважно;

Худо;

Паршиво;

Неладно;

Неважнецки.

- Вот сколько слов живет рядышком со словами “хорошо” и “плохо”.

- А какое еще мы знаем слово очень близкое к слову “хорошо”, оно хоть и не является синонимом, но всегда рядом (“добро”).

- А со словом “плохо” (“зло”).

- Закройте глаза и представьте, как выглядит добро и как зло?

- Каким представилось “добро”, какой вы увидели цвет?

 

У добра          У зла

Чистые, красивые, яркие, теплые цвета.  Темные, черные, грязные, холодные.

- Давайте поиграем в ассоциации с этими словами.

“ДОБРО”       “ЗЛО”

Нежность;

Забота;

Внимание;

Ласка;

Верность;

Радость;

Дружба;

Свет;

Любовь;

Сочувствие, чуткость, отзывчивость и т.д.          Предательство;

Зависть;

Злоречие;

Жадность;

Ложь;

Месть;

Эгоизм.

- А как вы думаете, какому человеку присущи перечисленные качества? (Доброму и злому)

- Рассмотрите рисунки и найдите доброго и злого человека, аргументируйте свой ответ.

– ДОБРЫЙ (настроение у доброго веселое, светлое, радостное, прекрасное).

 – ЗЛОЙ (настроение мрачное, угрюмое, сердитое).

 

- Как ведут себя добрые люди?

- А как ведут себя злые люди?

- Как вы думаете, каким лучше быть: добрым или злым?

- В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются “драконы”: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинить боль и неприятность другим.

 

- А вам приходилось когда-нибудь злиться?

- А из-за чего вам приходилось злиться?

- Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ударить, толкнуть, накричать)

- Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться.

- Что вы делаете, для того, чтобы “выпустить из себя дракона”. Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?

- Давайте посмотрим, что советуют психологи? Как можно избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим.

 

1. Чтобы избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили нас. (Дети выполняют упражнения).

 

2. Так же всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик, т.е. надуть воздушный шарик злостью, завязать его и представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.

 

- Как еще можно избавиться от злости?

 

Можно:

Станцевать буйный танец;

Потопать ногами;

Просто рассказать о своих переживаниях.

- Как хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто в трудную минуту может прийти на помощь, поможет решить какую-то проблему, поможет стать добрыми, ведь добрый человек – добру учит.

- Послушайте небольшой отрывок из рассказа Л.Н. Толстого (стр. 33) и скажите: Как можно назвать поступок старика?

Старик сажал яблони. Ему сказали:

- Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки.

Старик сказал:

- Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

- Как можно назвать поступок старика? (Добрым, доброжелательным, сердечным).

- Не зря гласит народная мудрость: Добрый человек – добру учит.

- Какие пословицы, поговорки, народные мудрости о добре вы знаете?

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Жизнь дана на добрые дела.

Делать людям хорошее, хорошеть самому.

- Что доброго вы делали другим людям?

- Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Радость, счастье, восторг, умиление).

- Каким делает человека доброта? (Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым).

- Что же такое “доброта”? (Это отзывчивость, хорошее отношение к людям, это все хорошее полезное).

 

- Какого человека называют добрым?

- Какие слова говорят добрые люди? (Добрые, вежливые).

- А какие добрые, вежливые слова вы знаете? (Дети называют вежливые слова).

- Молодцы! Много знаете вежливых слов.

- Скажите, а достаточно ли того, чтобы быть вежливым, воспитанным, знать вежливые слова?

- Верно, вежливость – это не только добрые слова, но и добрые дела и поступки.

- А можно ли этих ребят назвать вежливыми, о которых вы сейчас услышите в частушках. Почему?

 

- А сейчас предлагаю поиграть в игру “Хорошо и плохо”. Ваша задача оценить поступки и действия с двух позиций – хорошо это или плохо. Хороший поступок – фишка красного цвета, плохой поступок – фишка черного цвета.

 

ПЛОХИЕ      ХОРОШИЕ

Обидел друга.           Защитил слабого.

Порвал книгу.          Проведал больного друга.

Поссорился с мамой.           Помог младшей сестре, другу, маме.

Ударил котенка.       Помог перейти дорогу старушке.

Разрушил птичье гнездо.    Смастерил кормушку.

Бегал по школе.        Помог решить задачу.

Нарисовал на парте.           

Не выполнил домашнее задание. 

Дал списать. 

Опоздал.       

- Молодцы! И я думаю, что вы будете совершать только добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них никогда не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни вашим друзьям. Будем стараться быть вежливыми ни на словах, а на деле, стараться быть воспитанными, как герои этого стихотворения.

 

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы, то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

 

- Не надо скупиться на добрые дела, добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим невниманием, а делать так, чтобы людям, которые вас окружают, было приятно, удобно, уютно, комфортно. Никогда не стесняйтесь доброты, как герой стихотворения

 

 

- Никогда не стесняйтесь доброты и добрых, вежливых слов, ведь вежливые, добрые слова сказать нетрудно.

 

На добрые слова не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напиться –

Со словом обидным, нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться!

- Предлагаю оценить свою вежливость.

 

            ТЕСТ  да / иногда / нет

1          Здороваешься ли ты с соседями по дому?            Я         РОДНЫЕ

2          Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (завтрак, ужин)?                     

3          Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?              

4          Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул?                      

5          Папа (дедушка, мама, …) помог тебе решить трудную задачу, благодаришь ли ты его (ее)?                       

6          Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?                  

7          Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру … с праздником 8 марта?                      

8          Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты со своими домашними?                      

ИТОГ: Как приятно, когда с тобой рядом столько вежливых, воспитанных людей, которые в трудную минуту придут на помощь, помогут решить какую-то проблему, помогут всегда добрым словом и делом, которые знают, что такое хорошо и что такое плохо?

 

Дети читают стихи “Что такое “хорошо”? И что такое “плохо”?”

 

Закончить наш разговор я хочу словами В. Сухомлинского: “Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек”.