Урок по русскому языку в 6 классе по теме «Глагол как самостоятельная часть речи»
Цель деятельности учителя: расширить представление о глаголе как о самостоятельной части речи, его морфологических признаках,
синтаксической роли в предложении и значении в речи.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- осознает эстетическую ценность русского языка как части культуры русского народа, базовых российских гражданских ценностей;
- испытывает потребность в дружеском отношении между членами временной учебной группы в целях решения поставленных задач,
испытывает желание помочь всем членам группы.
Метапредметные:
- демонстрирует приемы отбора и систематизации материала по теме урока;
- ведет самостоятельный поиск информации;
- преобразует информацию (словесную в графическую, составляя кластер);
- правильно формулирует вопросы, приводит варианты ответов на вопросы;
- доказывает правильность своих суждений, делает выводы.
Предметные:
- различает глагол среди других самостоятельных частей речи;
- различает видовые пары глаголов, глаголы совершенного и несовершенного вида;
- правильно употребляет глаголы в речи в соответствии с нормами русского литературного языка;
- обобщает материал о глаголе;
- обогащает свой словарный запас.
Тип урока: урок усвоения новых знаний с опорой на имеющиеся знания.
Методы и формы обучения: эвристический; индивидуальная, групповая.
1.Организационный момент, мотивация учащихся на работу:
А) постановка учебных целей и задач;
Б) проверка домашнего задания.
ВКЛЮЧЕНИЕ В ДЕЛОВОЙ РИТМ
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
– Вы талантливые ученики, у вас обязательно всё получится. Приступим.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит река.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи говорится в стихотворении?
- Вы согласны с тем, что глагол всё в действие приводит?
-Давайте запишем в тетради дату и тему урока.
- С глаголом мы уже знакомились, а сегодня нам предстоит расширить знания о глаголе, а значит цели нашего урока…
(Примерные ответы: вспомните всё, что мы знаем о глаголе; уметь находить глаголы и отличать их от других частей речи; узнать что-то новое о глаголе.
Готовятся к работе, слушают учителя и участвуют в диалоге.
Демонстрируют готовность к уроку
А) повторение теории
ЗАДАНИЕ
Выпишите из стихотворения глаголы, устно задайте к ним вопросы. Определите их морфологические признаки: вид, время, лицо, число, спряжение).
1. УПРАЖНЕНИЕ «ВЕРНО – НЕВЕРНО»
(проверяю знание теоретического материала)
1. Глагол – это служебная часть речи.
2. Глагол обозначает действие предмета.
3. Все глаголы изменяются по лицам, числам и родам.
4. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?
5. Глагол – склоняемая часть речи.
6. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.
7. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
8. У глаголов есть суффиксы - ся и - сь.
(Контролирую и направляю работу учащихся).
– Мы приступаем к изучению самой “живой”, “динамичной” части речи. Она яркая, эмоциональная, придаёт нашей речи движение, действие.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол).
Сообщение подготовленного ученика.
– Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить». Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
– Как вы понимаете эти слова?
– Слово «глагол» – многозначное. Давайте обратимся к толковому словарю. Найдите словарную статью «глагол». Сколько значений у слова «глагол»? В каком значении употребляется оно в высказывании Пушкина?
– Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как всё в этом мире движется, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя. Языковедами глагол выделяется как самая сложная и емкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Повар - ..., врач - ..., учитель - ..., ученик -..., баянист - ..., художник - ..., портниха - ..., продавец - ..., пекарь -.., ветер -..., гром - ..., молния -.., трава -.., дождь - ..., огонь - …, солнце - ..., вода - …
(Готовит, лечит, учит, учится, играет, рисует, шьёт, продаёт, печёт, воет, гремит, сверкает, растёт, идёт, горит, греет, течёт).
Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания, осознают недостаточность знаний для полного ответа.
Найдите конец пословиц. Запишите правильно.
-
Кто умеет веселиться, …
1. тот должен много трудиться.
-
Не плюй в колодец -…
2. Который ничего не боится.
-
Не надо хвалиться,…
3. Коли не знаешь, как рожь родится.
-
Кто любит трудиться,…
4. Тому без дела не сидится.
-
Кто хочет от жизни толку добиться,…
5. Того горе боится.
-
Нечего тому страшиться,…
6. Пригодится воды напиться.
Запишите предложения, объясните написание -тся,-ться. Объясните смысл понравившихся пословиц.
Формулируют ответы на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с одноклассниками и учителем делают выводы, обсуждают ответы товарищей.
Знают правописание -тся и -ться, умеют применять полученные знания на практике.
Делают зарядку, повторяя движения за героем ролика.
Личностные: получает установку на здоровый образ жизни.
Сказка про одуванчики
(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки – одуванчики.
Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.
Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают. (По Н. Толмачевой)
Слово о словах
Когда ты хоч..ш(?) молвить слово,
Мой друг, подумай – (не) спеши.
Оно быва..т то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьет(?)ся,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам (не) взвесиш(?),
(Не) выпускай его в полет.
Им можно радости пр..бавить
И радость людям отр..вить.
Им можно лед зимой ра..плавить
И камень в крошку ра..долбить.
Оно одар..т иль ограб..т.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им (не) ранить
Того, кто слуша..т тебя.
(Владимир Солоухин
Задание: Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите глаголы, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните "ошибкоопасные» места». Устно задайте к глаголам вопрос.
Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, объясняют орфограммы, задают вопросы к глаголам.
II-й вариант
Образец. Смешной, смешить, смех, смешно, смеющийся, смеясь – (что делать?) смешить.
Желтый, желтеть, желтеющий, желтея, желтизна; солёный, соль, солить; пена, пенный, пенясь, пенящийся, пениться; мороз, морозный, морозить, морозно; здоровый, здоровье, здороветь; молодость, молодой, молодеть; двигаясь, движущийся, движение, двигаться, двигатель, двигается.
– Перед вами лежат карточки для взаимопроверки. Переверните их. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его работу.
Лист взаимопроверки
I-й вариант
Зеленеть, кричать, салютовать, читать, белеть, славить, славится, улыбаться.
II-й вариант
Желтеть, солить, пениться, морозить, здороветь, молодеть, двигаться, двигается.