СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Зачем нужны падежи и склонения?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Зачем нужны падежи и склонения?"»

Урок Зачем нужны падежи и склонения?





1.ИНТРИГА.

Учитель. На доске написана рифмованная скороговорка. Прочитайте её несколько раз, с каждым разом ускоряя темп.

Три свиристели еле – еле

свистели на еле……

Кто заметил в написании скороговорки ошибку? Почему она произошла? Поставьте «диагноз» ошибки. Невнимание пишущего или незнание чего – то? (Конеч - но, незнание склонения существительного ель – его окончания в предложном падеже.)

Учитель. Исправьте ошибку и обоснуйте исправление. Ель - существительное 3 – го склонения в отличие от существительного елка, поэтому в предложном падеже - - и: на ели, но на елке. Вы догадались, что сегодня мы будем говорить о…..


Объявление темы урока.

II. Движение темы.

1. Учитель. Возьмем слова мгла, небо, вихри, обозначающие явления природы. Что сделал с этими словами поэт? Какое чудо произошло?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя….


Дети. Пушкин связал эти слова в картину, изменив начальную форму существительных.

Учитель. Да, именно с помощью падежей устанавливается связь между предметами, людьми, явлениями, событиями….

2.Сколько в нашем языке падежей? Какие?

- Почему они так называются?

- Что могут рассказать падежи о себе? Давайте расскажем о падеже от его лица.

Важно вдуматься в название падежа. Дети начинают, учитель углубляет.

- Я - Именительный, даю названия имя существительному: кто? что?

- ЯРодительный (раньше называли его Родственным), часто указываю на принадлежность: кого? чего? (дочь Аллы, ветка рябины, край стола).

- Я – Дательный, называю человека и предмет, адресата: кому? чему? – что – то дают (подарок другу, письмо родным).



- Я – Винительный: кого? что? – но вопросах не заключено значение вины, а обозначают они направленность действия на что – то или кого – то (выучил стихи, нарисовал картину).

- Я – Творительный: кем? Чем? – дружен со словом творить, то есть строить, рисовать, сочинять, поэтому чаще всего называю предмет, с помощью которого творю (пером, кистью, топором) и с кем творю (с отцом). Раньше этот падеж называли орудийным.

- Я- Предложный: о ком? о Чем? ( название придумал М.В. Ломоносов), без предлогов не употребляюсь ( о маме, в классе, на дереве).

3. Легко ли определить падеж? Несколько задач.

Задача 1. Можно ли понять предложение. Вчера приехала сестра Евгения? (нет, так как неясно, в каком падеже слово Евгения - именительном или родительном.).

Задача 2. Где именительный, а где винительный в предложении. Клен заслоняет ель? (Помогает понять порядок слов в предложении. На 1-м месте стоит подлежащее, значит, клен в именительном, а ель в винительном.).

Задача 3. В каком падеже выделенное слово в предложении. Чего тебе надобно, старче? Каким современным словом заменим? (Учитель. Звательный использовался специально для обращения: друже, отче, старче. Заменяем словом старик).

Задача 4. Определите падеж слова дело. Какой это член предложения? Тренировка в умении ставить вопросы.

Дело шуток не любит. ( Что? - им.п., подлежащее).

От слова до дела целая верста (До чего – род. п., дополнение.)

Не по сути дело, а по делу суть. (Что? – им.п., подлежащее и по чему? – дат. п., дополнение.)

Ты за дело, а дело за тебя. (За что? – вин.п., дополнение и что? – им.п., - подлежащее.)

Велик телом, да мал делом. ( Чем? – тв.п., - дополнение.)

И умен, и пригож, и в деле гож. ( В чем? – пр.п., - дополнение или обстоятельство)

(записываем по одному предложению, сразу определяем падеж слова дело и его синтаксическую роль).

4. Заключительная беседа.

- Что представляют собой эти предложения? (пословицы).

- Какая из них особенно понравилась?

- По чему выбрано шесть пословиц о самом главном в жизни человека – деле? ( Шесть пословиц – шесть падежей. Народ сам просклонял слово дело!)






5. А что такое склонение?

Изменение существительного по падежам называется склонением, а совокупность падежных окончаний помогает нам от нести слова к одному из трех склонений. Но об этом поговорим на следующем уроке.

III. Подытожим урок.

Продумайте связный ответ на вопрос: «Зачем нужны падежи и склонения?»