Урок Зачем нужны падежи и склонения?
1.ИНТРИГА.
Учитель. На доске написана рифмованная скороговорка. Прочитайте её несколько раз, с каждым разом ускоряя темп.
Три свиристели еле – еле
свистели на еле……
Кто заметил в написании скороговорки ошибку? Почему она произошла? Поставьте «диагноз» ошибки. Невнимание пишущего или незнание чего – то? (Конеч - но, незнание склонения существительного ель – его окончания в предложном падеже.)
Учитель. Исправьте ошибку и обоснуйте исправление. Ель - существительное 3 – го склонения в отличие от существительного елка, поэтому в предложном падеже - - и: на ели, но на елке. Вы догадались, что сегодня мы будем говорить о…..
Объявление темы урока.
II. Движение темы.
1. Учитель. Возьмем слова мгла, небо, вихри, обозначающие явления природы. Что сделал с этими словами поэт? Какое чудо произошло?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя….
Дети. Пушкин связал эти слова в картину, изменив начальную форму существительных.
Учитель. Да, именно с помощью падежей устанавливается связь между предметами, людьми, явлениями, событиями….
2.Сколько в нашем языке падежей? Какие?
- Почему они так называются?
- Что могут рассказать падежи о себе? Давайте расскажем о падеже от его лица.
Важно вдуматься в название падежа. Дети начинают, учитель углубляет.
- Я - Именительный, даю названия имя существительному: кто? что?
- Я – Родительный (раньше называли его Родственным), часто указываю на принадлежность: кого? чего? (дочь Аллы, ветка рябины, край стола).
- Я – Дательный, называю человека и предмет, адресата: кому? чему? – что – то дают (подарок другу, письмо родным).
- Я – Винительный: кого? что? – но вопросах не заключено значение вины, а обозначают они направленность действия на что – то или кого – то (выучил стихи, нарисовал картину).
- Я – Творительный: кем? Чем? – дружен со словом творить, то есть строить, рисовать, сочинять, поэтому чаще всего называю предмет, с помощью которого творю (пером, кистью, топором) и с кем творю (с отцом). Раньше этот падеж называли орудийным.
- Я- Предложный: о ком? о Чем? ( название придумал М.В. Ломоносов), без предлогов не употребляюсь ( о маме, в классе, на дереве).
3. Легко ли определить падеж? Несколько задач.
Задача 1. Можно ли понять предложение. Вчера приехала сестра Евгения? (нет, так как неясно, в каком падеже слово Евгения - именительном или родительном.).
Задача 2. Где именительный, а где винительный в предложении. Клен заслоняет ель? (Помогает понять порядок слов в предложении. На 1-м месте стоит подлежащее, значит, клен в именительном, а ель в винительном.).
Задача 3. В каком падеже выделенное слово в предложении. Чего тебе надобно, старче? Каким современным словом заменим? (Учитель. Звательный использовался специально для обращения: друже, отче, старче. Заменяем словом старик).
Задача 4. Определите падеж слова дело. Какой это член предложения? Тренировка в умении ставить вопросы.
Дело шуток не любит. ( Что? - им.п., подлежащее).
От слова до дела целая верста (До чего – род. п., дополнение.)
Не по сути дело, а по делу суть. (Что? – им.п., подлежащее и по чему? – дат. п., дополнение.)
Ты за дело, а дело за тебя. (За что? – вин.п., дополнение и что? – им.п., - подлежащее.)
Велик телом, да мал делом. ( Чем? – тв.п., - дополнение.)
И умен, и пригож, и в деле гож. ( В чем? – пр.п., - дополнение или обстоятельство)
(записываем по одному предложению, сразу определяем падеж слова дело и его синтаксическую роль).
4. Заключительная беседа.
- Что представляют собой эти предложения? (пословицы).
- Какая из них особенно понравилась?
- По чему выбрано шесть пословиц о самом главном в жизни человека – деле? ( Шесть пословиц – шесть падежей. Народ сам просклонял слово дело!)
5. А что такое склонение?
Изменение существительного по падежам называется склонением, а совокупность падежных окончаний помогает нам от нести слова к одному из трех склонений. Но об этом поговорим на следующем уроке.
III. Подытожим урок.
Продумайте связный ответ на вопрос: «Зачем нужны падежи и склонения?»