Класс: 7
Тип урока: урок по овладению учащимися новых знаний.
Вид урока: урок-практикум
Формы работы: беседа, индивидуальная работа
Тема урока: Создание и форматирование таблиц
Цели урока:
формирование читательской грамотности;
научиться анализировать текст с точки зрения развития функциональной грамотности;
формирование математической грамотности;
освоить способы создания таблиц;
иметь представление о способах форматирования таблиц
Задачи урока:
Обучающие:
расширить представления учащихся о возможностях программы MsWord;
отработать навыки по созданию и форматированию таблиц;
продолжить формирование правильного форматирования текста.
Развивающие:
развитие умения и навыка извлечение информации, интерпретировать, анализировать;
развитие навыков индивидуальной практической работы;
формировать умения наблюдать, делать выводы;
развивать находчивость и умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Воспитательные:
воспитание приобретения жизненного опыта из прочитанного;
способствовать воспитанию бережного отношения к себе;
воспитание положительного отношения к знаниям, творческого подхода к работе, умения экспериментировать, формирование информационной культуры.
Ход урока:
№ п/п | Этапы урока | Время, мин. |
I | Актуализация знаний | 3 |
II | Постановка целей урока | 3 |
III | Изложение нового материала | 10 |
| Комплекс упражнений для снятия усталости глаз | 3 |
IV | Закрепление изученного. Лабораторная работа. | 20 |
V | Итоги урока. Домашнее задание | 4 |
VI | Рефлексия | 2 |
Актуализация знаний
На интерактивной доске запись в виде текста и таблицы.
Для выполнения этого требования и обеспечения белковой полноценности питания необходимо ежедневно включать в пищевой рацион школьника: молоко – 500 г, одно яйцо, творог – 40–50 г, сыр – 10–15 г, рыба – 40–60 г, мясо детям школьного возраста – 140 - 220 г.
Пищевой рацион школьника
Молоко | Творог | Сыр | Рыба | Мясо |
500 г | 40-50 г | 10-15 г | 40-60 г | 140-220 г |
Что вы видите ? (информацию)
Чем одна информация отличается от другой? (формой)
В какой форме представлена информация? (в виде текста, таблицы)
Какой вывод вы можете сделать о форме информации? (информация в таблице воспринимается быстрей)
Какой информацией удобней пользоваться? (табличной)
Постановка целей урока
Чем мы с вами сегодня будем на уроке заниматься? (строить таблицы)
Какие способы построения таблиц вам известны?
III. Изложение нового материала
Таблица – это способ структуризации данных, позволяющий их наглядно представить.
В текстовом редакторе Word есть три возможности создания таблиц:
Создание таблицы
а) Таблица / Добавить / Таблица / Указать количество столбцов и строк.
б) На панели Стандартная кнопка Добавить таблицу
. Прижав левую клавишу
мыши, следует выделить необходимое количество строк и столбцов.
в) Таблица / Нарисовать таблицу.
2. Вставка дополнительных строк в таблицу.
а) Выделить строку, перед или после которой будет добавляться новая строка.
Таблица / Добавить / Строки выше или Строки ниже.
б) Выделить строку, перед которой будет добавляться новая строка. Нажать на
кнопку Добавить строки.
Удаление строк из таблицы.
а) Выделить удаляемые строки. Таблица / Удалить строки.
б) Выделить удаляемые строки. Щёлкнуть на кнопку Вырезать
.
Изменение ширины столбца (строки)
а) Зацепитесь мышью за границу и перенесите её в нужное место.
б) Выделить необходимые столбцы или строки. Таблица / Свойства таблицы /
( Строка / высота ) или (Столбец / ширина) выбрать необходимое значение.
Объединение ячеек.
а) Выделить объединяемые ячейки. Таблица / Объединить ячейки.
б) Выделить объединяемые ячейки. Нажать на кнопку Объединить ячейки
.
Правила оформления таблиц
В названии таблицы должны присутствовать нумерационный и тематический заголовки.
Текст в таблицах должен быть набран пониженным кеглем в сравнении с основным текстом.
Строки заголовков должны располагаться по центру.
Заголовки не должны разбиваться на части.
Строки, содержащие заголовки должны быть помечены как заголовки (Таблица/Заголовки).
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
Перенесите взгляд быстро по диагонали: направо-вверх-налево-вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6, затем налево-вверх-направо-вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
Лабораторная работа (дифференцированное задание) – 20 минут
V. Итог урока:
Для структурирования данных можно использовать такое средство как таблица.
Для форматирования данных можно использовать те же средства, что и для форматирования любого текста.
При оформлении таблиц необходимо придерживаться определённых правил.
Домашнее задание:
Основополагающим фактором в питании является правильное соотношение белков, жиров, углеводов. Белки, жиры, углеводы усваиваются организмом лучше, если их соотношение в пищевом рационе составляет 1:1:4.
Белок важен для строения новых клеток и тканей. Недостаток его в организме приводит к задержке роста и развития, снижению массы тела и сопротивляемости инфекционным заболеваниям. Необходимо включать в рацион мясо, молочные продукты, рыба, яйца.
Жиры обеспечивают 30-40% энергии энергии, требующийся ребенку: сливочное масло (содержит витамины А, Д), растительное или оливкового масла в количестве 15- 20г.
Углеводы – являются основным легкоусвояемым источником энергии обеспечивающим 50-60% необходимой энергии для организма. Основным источником медленных углеводов являются продукты растительного происхождения: хлеб, макароны, крупа, картофель, овощи и фрукты. Легкоусвояемые углеводы: сахар, мед, варенье и других сладостях.
Меню школьника
Время | Наименование | Вес | Ккал | Белки | Жиры | Углеводы |
Завтрак | Отварное мясо | 100 | 187 | 18,9 | 12,4 | 0 |
Рис | 150 | 387,6 | 10,5 | 0,9 | 88,4 |
Вареное яйцо | 50 | 78,5 | 6,3 | 5,7 | 0,35 |
Хлеб с маслом | 170 | 461,1 | 11,72 | 20,1 | 80,28 |
Чай с сахаром | 10 | 39,9 | 0 | 0 | 9,9 |
Печенье | 100 | 336 | 4,8 | 2,8 | 77,7 |
Итого | | | | | |
Обед | Суп из картофеля с морковью и луком | 140 | 300 | 5,71 | 4,96 | 19,25 |
Курица запеченая | 100 | 150 | 20,8 | 8,8 | 0,6 |
Капуста тушеная с маслом | 105 | 30 | 1,83 | 4,1 | 25,4 |
Чай с сахаром | 10 | 100 | 0 | 0 | 9,9 |
Апельсин | 200 | 100 | 1,8 | 0 | 16,8 |
Итого | | | | | |
Полдник | Стакан молока | 200 | 116 | 5,6 | 6,4 | 9,4 |
Яблоко | 200 | 92 | 0,8 | 0 | 22,6 |
Итого | | | | | |
Ужин | Рыба запеченая в масле с луком | 160 | 130,05 | 16,66 | 8,95 | 3,9 |
Жареный картофель | 200 | 154 | 4,04 | 0,18 | 34,94 |
Хлеб | 100 | 214 | 4,7 | 0,7 | 49,8 |
Чай с сахаром | 10 | 39,9 | 0 | 0 | 9,9 |
Стакан кефира | 100 | 30 | 3 | 0,1 | 3,8 |
Итого | | | | | |
Задания:
Рассчитайте калорийность каждого приема пищи.
Соответствует ли такое меню верному распределению калорийности в течении суток?
Рассчитайте количество белков, жиров и углеводов, соответствующих каждому приёму пищи.
Соблюдается ли соотношение белков, жиров и углеводов в пищевом рационе 1:1:4?
Какому возрасту детей соответствует такая суточная потребность в калориях?
Составьте свой вариант меню школьника с соблюдением суточной потребности в калориях и соотношению белков, жиров и углеводов (содержание белков, жиров и углеводов и калорийность блюд взять из интернета)
VI. Рефлексия
В конце занятия ребята отмечают своё самочувствие, отношение к уроку, интерес.
На доске таблица. Ребята берут магнит синий или красный и прикрепляют в соответствующую область.
Я всё очень хорошо понял, мне было интересно | Я не всё понял, но мне было интересно |
Мне не всё понятно, но материал не всегда интересен | Я ничего не понял и на уроке скучал |
Лабораторная работа «Создание и форматирование таблицы»
Задание I уровня: набрать по образцу следующие таблицы.
Рассчитайте количество ккал необходимых для каждого приема пищи для детей 7-10.
Таблица 1. ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Обучающихся в I смену | Обучающихся во II смену |
Приём пищи | Время | Доля калорийности от суточного рациона | Кол-во Ккал | Приём пищи | Время | Доля калорийности от суточного рациона | Кол-во Ккал |
1-й завтрак | 800 | 20 % | | Завтрак | 830 | 20 % | |
2-й завтрак | 1100 | 20 % | | Обед | 1230 | 35 % | |
Обед | 1500 | 35 % | | Полдник | 1630 | 20 % | |
Ужин | 2000 | 25 % | | Ужин | 2030 | 25 % | |
Таблица 2. СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В КАЛОРИЯХ
Дети | Взрослые |
7-10 лет | 11-13 лет | 14-17 лет | 18-40 лет | 40-60 лет | 60-70 лет |
УТ | ФТ | УТ | ФТ |
2400 | 2850 | 3150 | 2850 | 3800 | 2600 | 3500 | 2400 |
Примечание: УТ –умственный труд, ФТ – физический труд
Задание II уровня: набрать по образцу следующие таблицы и отформатировать текст в соответствии с предложенными требованиями.
Рассчитайте количество ккал необходимых для каждого приема пищи для детей 11-13.
Таблица 1. ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Обучающихся в I смену | Обучающихся во II смену |
Приём пищи | Время | Доля калорийности от суточного рациона | Кол-во Ккал | Приём пищи | Время | Доля калорийности от суточного рациона | Кол-во Ккал |
1-й завтрак | 800 | 20 % | | Завтрак | 830 | 20 % | |
2-й завтрак | 1100 | 20 % | | Обед | 1230 | 35 % | |
Обед | 1500 | 35 % | | Полдник | 1630 | 20 % | |
Ужин | 2000 | 25 % | | Ужин | 2030 | 25 % | |
Таблица 2. СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В КАЛОРИЯХ
Дети | Взрослые |
7-10 лет | 11-13 лет | 14-17 лет | 18-40 лет | 40-60 лет | 60-70 лет |
УТ | ФТ | УТ | ФТ |
2400 | 2850 | 3150 | 2850 | 3800 | 2600 | 3500 | 2400 |
Требования к оформлению таблицы 1:
Размер шрифта в ячейках с заголовками – 12 пт; размер шрифта в ячейках с числами-16 пт; размер шрифта в ячейках с названием приёма пищи -14 пт.
Начертание в ячейках с заголовками – жирное; начертание в ячейках с числами - жирное, курсив.
Цвет текста в ячейках с заголовками – чёрный; цвет текста в ячейках с числами – красный; цвет текста в ячейках с названием приёма пищи – тёмно синий.
Текст в ячейках с заголовками - выровнен по центру; текст в ячейках с числами - выровнен по центру; текст в ячейках с названием приёма пищи выровнен по левому краю.
Требования к оформлению таблицы 2:
Размер шрифта в ячейках с заголовками – 12 пт; в ячейках с числами - 14 пт.
Начертание в ячейках с заголовками – жирное, курсив; в ячейках с числами - жирное.
Цвет текста в ячейках с заголовками – чёрный; в ячейках с числами – красный.
Текст во всех ячейках - выровнен по центру.
Задание III уровня: структурировать предложенный текст в виде таблицы, отформа-
тировав текст в соответствии с предложенными требованиями.
Рассчитайте количество ккал необходимых для каждого приема пищи для детей 14-17.
Таблица 1. ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Примерный режим питания для школьников, занимающихся в первую смену:
1-й завтрак (8 часов) – 20 % от калорийности суточного рациона;
2-й завтрак (11 часов) – 20% от калорийности суточного рациона;
Обед (15 часов) – 35% от калорийности суточного рациона;
Ужин (20 часов) – 25% от калорийности суточного рациона.
Примерный режим питания для школьников, занимающихся во вторую смену:
Завтрак (8 часов 30 мин.) – 20% от калорийности суточного рациона;
Обед (12 часов 30 мин.) – 35% от калорийности суточного рациона;
Полдник (16 часов 30 мин.) – 20% от калорийности суточного рациона;
Ужин (20 часов 30 мин.) – 25% от калорийности суточного рациона.
Требования к оформлению таблицы 1:
Размер шрифта в ячейках с заголовками – 12 пт; размер шрифта в ячейках с числами-16 пт; размер шрифта в ячейках с названием приёма пищи -14 пт.
Начертание в ячейках с заголовками – жирное; начертание в ячейках с числами - жирное, курсив.
Цвет текста в ячейках с заголовками – чёрный; цвет текста в ячейках с числами – красный; цвет текста в ячейках с названием приёма пищи – тёмно синий.
Текст в ячейках с заголовками - выровнен по центру; текст в ячейках с числами - выровнен по центру; текст в ячейках с названием приёма пищи выровнен по левому краю.
Таблица 2. СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В КАЛОРИЯХ
Питание детей должно наиболее полно удовлетворять как энергетические, так и ростовые нужды. Потребность в калориях детей младшего школьного возраста (7 – 10 лет) составляет 2400 ккал, такая же, как потребность в калориях пожилых людей (60–70 лет). Дети в возрасте 11–13 лет должны получать 2850 ккал в сутки, т. е. столько же, сколько и взрослые, занятые умственным трудом.
Взрослые, занятые физическим трудом требующим существенных физических усилий имеют потребность 3800 ккал. У подростков (14–17 лет) потребность в калориях большая, чем у взрослых. Так, потребность в калориях юношей (14–17 лет) составляет 3150 ккал. Взрослые в возрасте 40–60 лет, занятые трудом, который требует значительных физических усилий имеют потребность 3500 ккал, а при умственном труде 2600 ккал.
Требования к оформлению таблицы 2:
Размер шрифта в ячейках с заголовками – 12 пт; в ячейках с числами - 14 пт.
Начертание в ячейках с заголовками – жирное, курсив; в ячейках с числами - жирное.
Цвет текста в ячейках с заголовками – чёрный; в ячейках с числами – красный.
Текст во всех ячейках - выровнен по центру.
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Обучающихся в I смену | Обучающихся во II смену |
Приём пищи | Время | Доля калорийности от суточного рациона | Кол-во Ккал | Приём пищи | Время | Доля калорийности от суточного рациона | Кол-во Ккал |
1-й завтрак | 800 | 20 % | | Завтрак | 830 | 20 % | |
2-й завтрак | 1100 | 20 % | | Обед | 1230 | 35 % | |
Обед | 1500 | 35 % | | Полдник | 1630 | 20 % | |
Ужин | 2000 | 25 % | | Ужин | 2030 | 25 % | |
СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В КАЛОРИЯХ
Дети | Взрослые |
7-10 лет | 11-13 лет | 14-17 лет | 18-40 лет | 40-60 лет | 60-70 лет |
УТ | ФТ | УТ | ФТ |
2400 | 2850 | 3150 | 2800 | 3800 | 2600 | 3500 | 2350 |
Примечание: УТ –умственный труд, ФТ – физический труд