План – конспект урока технологии
| Михайлов В.А. Учитель технологии (труда) МАОУ «Образовательный центр «Успех» |
«Конструкционные материалы», 5 класс
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием конструкционный материал, видами конструкционных материалов и их классификацией, профессии и производство.
Формировать УУД:
Предметные умения: узнают о видах металлов и искусственных материалов, их характеристиках и свойствах; познакомятся с основными прокатными профилями, их назначением; научатся различать металлы, искусственные материалы, проводить простейшие исследования свойств, изучение профессии связанные с темой.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; сравнивать, контролировать свою и чужую деятельность, корректировать инициативы, управлять деятельностью, взаимоконтроль и самоконтроль.
Познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, делать выводы; анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
Коммуникативные – научатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, вести познавательный диалог по теме урока.
Личностные - проявляют познавательный интерес, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Методическое оснащение урока: ПК, проектор, учебник технология 5 класс Казакевич В.М.
Наглядный материал: Образцы конструкционных материалов: (стекло, металл, дерево, бумага, пластик, шифер, ткань…)
Межпредметные связи: История Древнего мира, география, окружающий мир.
Ход урока
1. Организационный этап.
Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.
2. Актуализация опорных знаний.
Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?
(Ответы обучающихся)
Что мы называем материалами?
(Ответы обучающихся. Материал – вещество, предмет, сырье, применяемые для производства потребительских благ)
Какими по происхождению бывают материалы?
(Ответы обучающихся. Материалы по происхождению бывают: природные, растительные, животные, минеральные, натуральными, искусственными и синтетическими)
Как получают искусственные материалы?
(Ответы обучающихся. Искусственные материалы созданы человеком на основе соединения природных материалов, прошедших специальную технологическую обработку (смешивание, прессование, нагревание). Они сохраняют свойства природных материалов.)
Как получают синтетические материалы?
(Ответы обучающихся. Синтетические материалы получают с помощью химических реакций, путем соединения молекул. Свойства синтетических материалов отличаются от свойств материалов, из которых их изготавливают.)
3.Изучение нового материала.
Запишем тему сегодняшнего урока. Тема урока: «Конструкционные материалы».
Давайте подумаем и вспомним, какие потребности были у древних и первобытных людей?
(Ответы обучающихся. Потребность в орудиях труда, орудиях охоты, оружии, жилище, одежде и предметах домашнего быта)
Какие материалы использовал человек на раннем этапе своего развития для удовлетворения своих потребностей?
(Ответы обучающихся. Шкуры животных, каменные орудия, деревянные орудия, камни, ракушки, семена высушенных растений из которых делались украшения, кости убитых животных, из которых тоже делали орудия охоты и труда.)
Итак, человек использовал всё то, что давала ему природа для того, чтобы удовлетворить свои насущные потребности - древесину, камень, позже металл. Человечество прошло множество ступеней в своём развитии. Общество эволюционировало, развивалась наука, а вместе с ними и объем знаний, которыми овладевало человечество, соответственно развивалась техника, технологии и уровень культуры.
Давайте рассмотрим, как развивались технологии и материалы, которые использовал человек на различных исторических этапах своего развития. Мы видим, что одни материалы применялись с древнейших времён до наших дней, другие материалы начинали использоваться человеком по мере их открытия и приобретения навыков их обработки и использования в своих целях. Таким образом, с развитием науки и технологий и растёт количество используемых человеком материалов.
Итак что такое же такое конструкционный материал?
(Ответы обучающихся)
Подводим итог:
Конструкционный - это материал, из которого изготавливают детали конструкций машин, аппаратов, сооружений и множество других изделий (работа с учебником стр. 52).
Это материалы способные воспринимать силовую нагрузку (записываем определение). Главным свойством этих материалов являются твердость, прочность, плотность, упругость, что и отличает их от других материалов.
Давайте теперь рассмотрим, какие конструкционные материалы бывают. Конструкционные материалы бывают металлические, неметаллические и композиционные.
Вопрос обучающимся:
Скажите, где в повседневной жизни, вы сталкиваетесь с металлическими конструкционными материалами? Где у нас применяются металлы?
Металлические конструкционные материалы
Металлы и сплавы обладают: цветом и блеском, температурой плавления, плотностью, тепло и электропроводностью. Большая часть металлов присутствует в природе в виде руд и соединений.
Ни один металл невозможно приготовить в абсолютно чистом состоянии.
Изучением металлов занимается наука металловедение.
Ручной обработкой металлов занимаются слесари. (слесари – сборщики - сборка и регулировка станков, слесари – ремонтники ремонтируют оборудование) Металлы в малых количествах присутствуют в морской воде и в живых организмах (играя при этом важную роль).Известно, что организм человека на 3 % состоит из металлов. Магний накапливается в мышцах и нервной системе, медь — в печени, железо — в крови.
Все металлы делят на 2 группы:
Цветные металлы (не ржавеют) – медь, алюминий, олово, никель магний, титан, цинк, свинец, золото, и др.
Черные металлы (ржавеют, имеют магнитные свойства) – железо, а также сплавы содержащие железо сталь, чугун.
- Запишем.
Сплавы - это конструкционные материалы, получаемые путем плавления нескольких компонентов, из которых хотя бы один металл, с характерными свойствами: сталь, чугун, бронза, латунь, дюралюминий и многие другие.
Чугун - хрупкий твердый сплав. Из чугуна отливают радиаторы отопления, станины станков и другие изделия.
Сталь прочный и пластичный металл. Благодаря этому он хорошо поддается механической обработке. Из стали делают металлические конструкции (конструкционная сталь) и режущие инструменты (инструментальная сталь) металлические заготовки и конструкции для машиностроительной промышленности, строительных материалов и мн. др.
Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов или металлического проката. Процесс получения тонколистового металла и проволоки осуществляется на прокатных станах. Виды листового проката:
Фольга – толщина до 0,2мм
Жесть – толщина до 0,5мм
Черная жесть – ржавеет
Белая жесть – не ржавеет (покрыта оловом)
Оцинкованная сталь – толщина до 0,8мм (покрыта цинком)
Профильный прокат длинные металлические заготовки с определенной фигурой поперечного сечения – профилем. Бывают квадратного, круглого, треугольного, швеллерного и другие сечений.
Алюминиевые сплавы – служат для изготовления корпусов самолётов, вертолётов, ракет, морских судов и различных строительных конструкций, пищевую фольгу и фантики для конфет.
Никелевые сплавы, титановые сплавы и кобальтовые сплавы применяют в авиационных и ракетных двигателях, паровых турбинах.
Магниевые сплавы применяются преимущественно в виде литья в конструкциях летательных аппаратов, в автомобилестроении, в текстильной и полиграфической промышленности.
Ребята, приведите примеры использования неметаллических конструкционных материалов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни?
(Ответы обучающихся)
Неметаллические конструкционные материалы включают в себя множество материалов. (Пластики, полимеры, керамика, стекло, резины, древесина, ткань, керамика и др.)
Древесина, как конструкционный материал, один из самых древних материалов используемых человеком. Следует понимать различие между понятиями дерево и древесина. Дерево это живое растение, а древесина это уже материал, являющийся сырьём для производства множества изделий. Древесина это натуральный и экологичный материал не утратил своей актуальности и сегодня. Но область его применения значительно сузилась, в основном она используется в строительстве и производстве мебели.
Все породы деревьев делят на 2 группы: лиственные (ольха, дуб, бук, граб и липа) и хвойные(ель сосна, кедр, лиственница, пихта)
Для получения древесных материалов, древесину разрезают вдоль ствола. Предприятия, производящие обработку древесины, называют деревообрабатывающими, а пиломатериалы 1 – горбыль; 2 – бруски; 3 – доска необрезная; 4 – брус; 5 – доска обрезная
Помимо древесины, существуют древесные материалы, получаемые путем обработки ее давлением пропитки связующим веществом, к таким материлам относят дсп, двп, шпон, фанера.
Ткань, как конструкционный материал, в настоящее время используется очень широко. Её применяют в быту, в качестве отделочных материалов стен помещений, как текстиль для дизайна комнат, изготавливают обувь, одежду, туристическое снаряжение и др.
Запишем.
Композиционные конструкционные материалы.
Это огромное множество материалов, достижение наших современных технологий. Человек научился соединять различные виды материалов между собой. Таким образом, получались материалы способные сочетать положительные свойства обеих используемых материалов. Стекло научились компоновать с пластиком, тканью и волокнами, получая такие материалы, как стеклоткань, стеклопластик, стекловолокно – эти материалы широко используются в производстве строительных материалов, судостроении, производстве спортивного инвентаря. Углепластик – это очень дорогой в производстве материал поэтому его используют при производстве высокотемпературных узлов деталей ракетных двигателей и сверхзвуковых самолётов. Широко известны сегодня и такие материалы, как металлопластики и металлокерамика. Они используются в машиностроении, при производстве деталей сопла ракет и реакторов атомных станций и при производстве множества строительных материалов.
Сейчас, мы с вами посмотрим видеоролик про композиционные материалы.
4.Закрепление пройденного материала.
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с новыми терминами и понятиями.
Давайте ещё раз вспомним их.
Что называют конструкционным материалом?
Изделие из конструкционных материалов должно обладать красивым внешним видом или экономичностью?
К цветным металлам относят сталь или чугун?
Фольга применяется для изготовления деталей станков или автомобилей?
Как называют ручную обработку металлов столярной или слесарной?
Бетон относится к неметаллическим конструкционным материалам или к композиционным? А железобетон?
К лиственным породам деревьев относят лиственницу или сосну?
Какого сечения бывает тонколистовой металл: круглого или треугольного?
5. Рефлексия
Вопрос классу: Что узнали на уроке?
Опираясь на схемы, которые выведены на слайде, дети делают вывод о том, с чем познакомились на уроке, какие новые понятия узнали.
Разгадайте кроссворд.
(Кроссвод обучающиеся получают в распечатанном виде)
1. Первый материал, который использовал человек для производства орудий труда.
2. Очень пластичный материал, основа для изделий в технике “Оригами”
3. Конструкционный материал, производимый на основе железа, сырьё для машиностроения.
4. Неметаллический конструкционный материал, прозрачный, пропускающий дневной свет.
5. Неметаллический конструкционный материал, один из первых использовался в строительстве, очень горюч.
6. Неметаллический конструкционный материал, из которых делают “обувь” для машин.
7. Растение, кустарник, являющийся сырьем для производства хлопчатобумажных тканей.
8. Конструкционный материал, относящийся к разряду ценных металлов.
9. Что добывают геологи в недрах земли и что является сырьём для производства различных металлов и их сплавов?
Выставление и комментирование оценок за урок.
Задание на дом: Повторить параграф 5.3. Просмотреть видео на платформе РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/105/