Урок технологии в 3 классе
по теме «Обработка бумаги и картона. Аппликация» "Весна"
Цели: закреплять навыки учащихся, полученные при работе с бумагой;
воспитывать аккуратность, трудолюбие, любовь к своему краю;
формировать эмоционально-оценочное отношение в обсуждении творческих работ учащихся.
Оборудование: проектор;
образец готового изделия;
цветная бумага и картон;
коробка из-под конфет;
самоклеющаяся клеёнка;
шаблоны и трафареты животных;
клей ПВА, кисточка для клея, ножницы.
Ход урока:
1 этап: Организация начала урока
– Здравствуйте ребята , сегодня у нас с вами урок труда. Человек начинает трудиться с малых лет и трудится всю свою жизнь. От и до. Ребята, какие пословицы о труде вы знаете?
– «Без труда ничего не даётся»,– гласит народная мудрость.
– Какое у вас настроение в начале урока? (Я думаю, что в конце урока, когда вы увидите результат своего труда, настроение изменится. Желаю всем успеха.)
2 этап: Сообщение темы и цели урока
– У нас с вами сегодня тему урока......
- Попробуйте определить сами. Среди данных букв найдите слово.
КНАЯЧСТПРВХ
ЦИНДРИЪЫЬЯЮ
АППЛИКАЦИЯЩ
ЦУХЧВЮППВОЖ
ДРЫЖЗЕНЫИБЬЮ
-Правильно аппликация!
– Сегодня на уроке вы в своих группах изготовите аппликацию.
Ваша задача – быть внимательными, аккуратно выполнять работу, помогать друг другу в своей группе.
3 этап: Актуализация знаний
– Чему будет посвящена аппликация, вы узнаете, если правильно ответите на вопросы и соберёте разрезанную картинку.
1. Аппликация – это…(. Аппликация – способ оформления изделий путём изготовления рисунков из кусочков плоских материалов.
Знаете ли вы, что слово «аппликация» происходит от латинского «application», что означает – прикладывание)
2. Виды аппликаций по содержанию. ( По содержанию:
предметная (отдельное изображение)
сюжетная (определённое событие)
декоративная (включает орнаменты, узоры))
3. Виды аппликаций по цвету…(Какие виды аппликаций бывают по цвету? (Монохромные – одноцветные и полихромные – многоцветные)
4. Аппликации по виду выполнения бывают?( Какие аппликации бывают по виду выполнения? (Плоские и объёмные)
5. Способы присоединения деталей. ( Назовите способы присоединения деталей аппликации. (При помощи клея – приклеены, пришиты, присоединены с помощью термической обработки)
6. Технология изготовления аппликации…( Вспомните технологию изготовления аппликации :
Наложить кальку на рисунок и мягким карандашом перенести контуры. деталей аппликации на кальку.
Разметить детали на листах бумаги выбранных цветов.
Вырезать детали аппликации.
Собрать картинку на заготовке картона.
Приклеить детали.
Высушить под прессом).
– Мы собрали картину правильно.
– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на неё? (природа нашего края)
4 этап: Анализ конструкции образца и технологии изготовления.
– Посмотрите на образец изделия (показ образца под мелодию «Одинокий пастух»).
Согрелись косматые ели,
И с плеч своих сбросили снег.
Упрямо трезвонят капели
О гостье желанной – Весне.
Грохочут ручьи, будорожа
Зимы уходящей покой.
Всегда молчаливый овражек
Сегодня стал шумной рекой.
И дышится легче осинам,
И пахнет смолою сосна,
И в небе высоком и синем
Повесила солнце Весна.
– Эти строки из стихотворения Мурманского поэта В. Матеева «Апрель в Заполярье».
– Посмотрите на образец.
– Давайте проанализируем изделие.
– Что скажите?
– Из какого материала выполнена аппликация?
– Что интересного заметили в изделии? (Деревья с симметричным строением)
– Как показаны ручьи? (Вверху узкие, в том месте откуда берут начало, внизу – широкие).
– Какие по размеру деревья? (Вдали – меньшего, вблизи – большего размера).
– Чем скреплены детали? (Клеем)
– Чем можно дополнить картину?
– Каких зверей и птиц можно встретить в нашем крае весной?
– Какие виды работ с бумагой можно применить?
(Оригами – в переводе с японского языка означает «сложенная бумага».
Мозаика – необходимо нарвать или нарезать кусочки бумаги нужного цвета и приклеить их на основу.
Витая спираль – нарезать полоски шириной 0,5 – 1 см, произвольной длины. Каждую полоску из бумаги накрутить на карандаш или стержень ручки плавно друг к другу, аккуратно вынуть карандаш из спирали.
Детали в осевой симметрии размечают на материале, сложив его вдвое. Центральную осевую линию совмещают с линией сгиба материала и обводят контур. Затем по линии контура вырезают деталь одновременно из двух слоёв материала.)
Составим план нашей работы.
Поставьте карточки с пунктами плана в правильном порядке (карточки стоят не по порядку) :
Подобрать бумагу по цветной гамме.
На изнаночной стороне бумаги разместить по шаблонам детали аппликации.
Вырезать детали аппликации.
Собрать детали аппликации заготовки из картона.
Детали смазать клеем и приклеить на свои места.
Изделие положить под пресс.
– Ещё раз прочитайте, пожалуйста, план работы.
5 этап: Организация рабочего места.
– Какие правила по технике безопасности при работе с ножницами вы знаете?
Не держи ножницы концами вверх.
Не оставляй ножницы в открытом виде.
Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища
При работе следи за пальцами правой руки.
Не работай ножницами с ослабленным креплением.
6 этап: Практическая работа учащихся.
– Ребята, подумайте какую работу с бумагой вы хотите выполнять?
– Командиры, распределите, пожалуйста, обязанности.
(Под звуки мелодии, командиры распределяют работу, проводится самостоятельная работа детей, время работы 30-35мин).
7 этап: Оценка деятельности
Каждый командир представляет коллективное творчество, даёт оценку работе и всей команде.
– Ребята, дайте оценку своей работе.
– Подумайте, кому вы хотите подарить своё творчество, свою работу?
(Выставка работ учащихся, оцениваются работы).
– Все поделки выполнены аккуратно. Получились очень красивые картины.
– Ребята, любите свой родной край, охраняйте природу нашего края.
8 этап: Итог урока
– Какую технологию мы сегодня вспомнили?
– Самостоятельно ответьте на вопросы теста.
(На партах – тесты для самостоятельной работы)
1. Укажите цифрами в прямоугольниках виды бумаги в порядке уменьшения их прочности: … калька …писчая …обойная
2. Зачеркни лишнее: линейка, угольник, клей, трафарет.
3. Отметь правильное утверждение: «При разметке следует…»
– Материал размечать с изнаночной стороны.
– Материал размечать с лицевой стороны.
– Детали раскладывать на бумаге произвольно и свободно.
– Разметку деталей выполнять как можно ближе к краю листа.
– Детали класть плотно друг к другу.
– Разметку деталей выполнять как можно ближе к середине листа.
– Какое у вас настроение в конце урока?
Уборка рабочего места.
– Чья команда быстрее и аккуратнее уберёт своё рабочее место?:
На этом наш урок закончен! Понравился Вам урок? А , что не понравилось? Всем спасибо!