СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по тем: "Окружность"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока  можно использовать для обобщения по теме "Окружность. Касательные к окружности, центральные и вписанные углы" в 8 классе, так и для подготовки учащихся к ОГЭ в 9 классе. На уроке используются задачи, предложенные в открытом банке заданий ОГЭ по математике.

Просмотр содержимого документа
«Урок по тем: "Окружность"»

Урок геометрии в 8 классе.

Решение задач по теме «Окружность».

ЦЕЛИ УРОКА: закрепление и углубление материала в процессе решения различных задач по теме; развитие коммуникативных способностей, познавательной активности; развитие интереса к предмету; воспитание самостоятельности, аккуратности, потребности к приобретению знаний, настойчивости в достижении поставленной цели.

ЗАДАЧИ:

  • образовательные (формирование познавательных УУД) Совершенствовать умение решать задачи на вычисление элементов окружности, применяя свойства касательных к окружности, центральных и вписанных углов

  • развивающие (формирование регулятивных УУД)

развитие познавательных интересов учащихся; умение обрабатывать информацию, планировать свою деятельность для решения поставленной задачи.

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)

формировать культуру общения при работе в классе; развивать умение слушать и вступать в диалог.

Ход урока.

п/п

Этап

Деятельность

Время (в минутах)

учитель

учащиеся

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку; озвучивает тему и цели урока, используя высказывание. Предлагает изобразить свое настроение на 1 смайле.

Приветствуют учителя, подготавливаются к уроку, слушают и обсуждают тему урока

2

2.

Повторение к экзамену

Предлагает двоим учащимся подготовиться и рассказать у доски ответы на вопросы экзаменационных билетов

Оформляют на доске план ответа на выбранный вопрос

5

3.

Актуализация знаний учащихся

Предлагает учащимся среднего ряда выполнить индивидуально задачи по теме урока, учащимся 1 и 3 рядов проанализировав рисунки к задачам, изображенные на печатных листах сформулировать определения и свойства фигур, изученных ранее в курсе геометрии, не говоря об окружности и её элементах

Средний ряд выполняет задания самостоятельно, 1и 3 ряды участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем

4

Опрос учащихся у доски устно

Предлагает учащимся класса послушать и оценить ответы одноклассников как на экзамене

Слушают ответы одноклассников, задают дополнительные вопросы, оценивают

5

5

Контроль знаний

Сканирует 2 лучшие из индивидуальных работ и просит учащихся прокомментировать их.

2 учащихся (1 и 2 вариант) рассказывают и показывают своё решение, класс слушает, задает вопросы, оценивает работу, те учащиеся, кто работал по аналогичным карточкам, проверяют и оценивают свою деятельность.

7

6.

Формирование умений применять знания

Проверяет уровень овладения материалом и умением применять его при решении задач посредством индивидуального опроса у доски

Выполняют задания у доски и в рабочих тетрадях, задают вопросы по ходу решения и после, оценивают одноклассников.

15

7.

Исторический экскурс

Предоставляет слово двоим учащимся, которые подготовили сообщения по теме из истории.

Учащиеся коротко рассказывают интересные факты о возникновении слов: радиус, диаметр, хорда, об одной из древнейших теорем о вписанном угле.

5

8.

Подведение итога урока, рефлексия деятельности

Предлагает учащимся задание, в котором требуется проверить истинность или ложность утверждений. Подводит итоги выполнения поставленных задач.

Читают утверждения и формулируют верное, в случае обнаруженных ошибок. Делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям, отмечают свое эмоциональное состояние на конец урока на 2 смайле

5

9.

Домашнее задание

Задает дозированное домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневник

1


1.Организационный момент. «Мир - это сфера, центр которой повсюду, а окружности нет нигде». Блез Паскаль.

2.Работа на повторение с теоретическим материалом, работа учащихся по индивидуальным карточкам.

Двое учащихся у доски готовятся к ответу на вопросы

Окружность. Касательная к окружности, свойства .

Центральные и вписанные углы. Определения и свойства.

Самостоятельная работа учащихся 2 ряда по карточкам

Вариант 1

В угол С величиной 56° вписана окружность, которая касается сторон угла в точках А и В. Найдите величину угла АОВ в градусах

Вариант 2

В окружности с центром O AC и BD — диаметры. Угол ACB равен 41°. Найдите угол AOD. Ответ дайте в градусах.


3. Учащиеся с 1 и 3 рядов (работают фронтально устно), формулируют определения и свойства, которые могут понадобиться при решении задач. Основное требование учителя- сформулировать утверждения, которые возможно понадобятся при решении задач, записанных на листах (чертежи почти ко всем задачам есть), но только те, которые изучались ранее и не используют слово окружность или её элементы.

Прямоугольный треугольник, катет и гипотенуза, равнобедренный треугольник, сумма углов треугольника и четырехугольника, свойство углов равнобедренного треугольника, угол, прямой угол, биссектриса угла, вертикальные углы и их свойство, признаки подобия треугольников, признаки равенства треугольников, Теорема Пифагора и др

4.Ответы учащихся по темам: «Окружность. Касательная к окружности, свойства».

«Центральные и вписанные углы. Определения и свойства»;

Класс слушает, задает дополнительные вопросы, оценивает полноту ответа.

5. Проверка индивидуальных задач и объяснение учащихся. (Учитель сканирует или фотографирует лучшие работы, помещает их в презентацию или просто показывает на экране) Учащиеся у экрана объясняют свое решение, обращают внимание на сложности. Остальные учащиеся могут сразу проверить правильность выполнения задачи, проанализировать, как они сами справились с этой работой.


6. Решение задач учащимися у доски. Задачи по теме урока взяты из открытого банка заданий ОГЭ, напечатаны на отдельном листе, в связи с недостаточным количеством и отсутствием разнообразия в учебнике. На данном уроке учащиеся выполняют задачи № 5, 7, 13.

7.Исторический экскурс. Двое учащихся представляют небольшие сообщения о возникновении слов радиус, диаметр, хорда, о возрасте и месте возникновения одной из теорем, применяемых на этом уроке, теоремы о вписанном угле, опирающемся на диаметр.

8. Работа с теорией. Верно ли утверждение? (утверждения аналогичные заданию 20 ОГЭ). Прочитав утверждения, учащиеся говорят об истинности высказывания и в случае несоответствия, проговаривают верное утверждение.

Секущей называется прямая, пересекающая центр окружности.

Касательная - это прямая имеющая только одну общую точку с окружностью.

Угол, вершина которого лежит на окружности называется вписанным.

Дуга может быть полуокружностью.

Вписанный угол, опирающийся на диаметр, больше острого угла.

Градусная мера дуги меньше 180 градусов.

Величина центрального угла равна половине дуги, на которую он опирается.

Вписанные углы, опирающиеся на диаметр, развернутые.

Подводится итог урока, анализируется достижение целей, настроение учащихся, динамика формирования и закрепления новых знаний и умений, отображается на втором смайле.

9. Запись домашнего задания: повторить теорию п. 68-72, решить задачи № 2, 4, 11(возможно на выбор из предложенных в приложении )




Приложения.

Приложение 1.

Задачи, которые использовались на данном уроке и могут быть использованы при организации повторения в 9 классе, взяты из открытого банка заданий ОГЭ.

1)В окружности с центром в точке О проведены диаметры AD и BC, угол OCD равен 30°. Найдите величину угла OAB.

1. 2. 3. 4. 5. 6.

2) Найдите градусную меру ∠MON, если известно, NP — диаметр, а градусная мера ∠MNP равна 18°.

3) Найдите ∠DEF, если градусные меры дуг DE и EF равны 150° и 68° соответственно.

4) Найдите градусную меру ∠ACB, если известно, что BC является диаметром окружности, а градусная мера ∠AOC равна 96°.

5) Найдите ∠KOM, если известно, что градусная мера дуги MN равна 124°, а градусная мера дуги KN равна 180°.

6) В угол величиной 70° вписана окружность, которая касается его сторон в точках A и B. На одной из дуг этой окружности выбрали точку C так, как показано на рисунке. Найдите величину угла ACB.

7. 8. 9. 10. 11. 12. 13.

7)Точки A, B, C и D лежат на одной окружности так, что хорды AB и СD взаимно перпендикулярны, а ∠BDC = 25°. Найдите величину угла ACD.

8) Треугольник ABC вписан в окружность с центром в точке O. Найдите градусную меру угла C треугольника ABC, если угол AOB равен 48°.

9) Точка О — центр окружности, ∠AOB = 84° (см. рисунок). Найдите величину угла ACB (в градусах).

10) На окружности с центром O отмечены точки A и B так, что угол АОВ равен 280. Длина меньшей дуги AB равна 63. Найдите длину большей дуги.

11) Точка O – центр окружности, на которой лежат точки A, B и C. Известно, что ∠ABC = 15° и ∠OAB = 8°. Найдите угол BCO. Ответ дайте в градусах.

12) В угол C величиной 83° вписана окружность, которая касается сто­рон угла в точках A и B. Найдите угол AOB. Ответ дайте в градусах.

13) Центральный угол AOB опирается на хорду AB длиной 6. При этом угол OAB равен 60°. Найдите радиус окружности.



Для смайлов на начало и конец урока.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!