СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Алкины" для 10 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Алкины" для 10 класса»

Мастер-класс.

Химия 10 класс.

Тема «Алкины»


Цель: организация деятельности учащихся, направленной на прочное усвоение знаний по строению и способов получения алкинов (на примере ацетилена)

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой алкинов, рассмотреть физические свойства алкинов и основные способы получения ацетилена (карбидный и метановый).

Развивающая:Развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать строение и геометрию молеклалкинов, алкенов с алканами на основе разного типа гибридизации орбиталей атома углерода; выделять главное и существенное.

Воспитывающая:Продолжить формирование химической картины мира, умение рационально оценивать ответы товарищей, самокритичность, аккуратность

Тип урока: комбинированный

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, метод самостоятельной работы (работа в парах), поисковый, здоровьесберегающий, ИКТ, игровой.

Оборудование:

  1. ПК

  2. Компьютерная презентация;

  3. пластилин, спички;

  4. ученические столы: шаростержневой набор моделей атомов, карточки с заданием для самостоятельной работы.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний. Тест.

  1. Подведение к теме Сегодня на уроке мы продолжим изучать большую тему “Углеводороды”, будем знакомиться с новым классом соединений, изучим особенности их строения, номенклатуру, изомерию и получение его типичного представителя. А сейчас решим задачу

(Слайд) При сжигании УВ массой 5,2 г выделилось 17,6г углекислого газа и 3,6 г воды. Относительная плотность этого вещества по водороду 13. Найдите молекулярную формулу УВ и запишите его структурную формулу.

Учащиеся решают задачу в тетради. Один учащийся у доски????


(Слайд) Среди указанных веществ выберите вещество, которое является ответом и запишите в тетрадь: 

  1. СН3 – СН3

  2. СН2 = СН2

  3. СН ≡ СН

  4. СН2 = СН – СН = СН2


Ответы учащихся Вещество под № 3.

Давайте ка вспомним к каким же классам относятся оставшиеся формулы? - 1 вещество принадлежит к алканам, 2 – к алкенам, 4 – к алкадиенам.


Хорошо, молодцы! 



Объявление темы урока (запись темы в тетради). Тема Алкины

А сейчас запишите молекулярную формулу 3-го вещества в тетрадь.

Ученики: С2Н2

Учитель: Называется это вещество ацетилен. К какому классу относится? Название этому веществу дал в 1860 г. французский химик Марселен Бертло. (Слайд)


А теперь давайте охарактеризуем тип гибридизации, валентный угол, длину связи, форму молекулы, число пи-, сигма – связей. (Гибридные орбитали атомов лежат на одной прямой, негибридные орбитали расположены в двух взаимно перпендикулярных плоскостях) (слайд)


4. Целеполагание.

1. познакомиться с гомологическим рядом алкинов, изомерией, номенклатурой,

2. рассмотреть физические свойства алкинов

3. основные способы получения ацетилена

Изучать новый материал мы будем через составления кластера. В центре кластера «Алкины» и вокруг него те задачи, которые мы должны выполнить.

5. Новая тема.

Ацетилен – это вещество, которое является родоначальником нового класса непредельных углеводородов – алкинов. Давайте вместе выведем общую формулу алкинов.

Общая формула алкинов CnH2n-2 -ин.

Составим гомологический ряд алкинов


Учитель: Кроме ацетилена известны другие углеводороды, имеющие сходное с ним строение.

Работа в паре. (А теперь поработаем в паре) Из приведенного перечня веществ выпишите в тетрадь алкины: (Слайд )

(Проверка задания. Углеводороды, которые относятся к алкинам, на слайде выделяются синим и красным цветом)

Учитель: Давайте вместе сделаем вывод по первой части урока. Какие углеводороды называются алкинами? (Учащиеся могут воспользоваться учебником, стр. 47)

Алкины – непредельные углеводороды, молекулы которых содержат одну тройную углерод-углеродную связь. Состав отражает формула: CnH2n-2.


Физкультминутка


Теперь отметим особенности номенклатуры ацетиленовых углеводородов. Вспомните правила, которые следует соблюдать, давая название органическим веществам.

Учащийся:

1. выбирается самая длинная цепь, которая обязательно должна содержать кратную связь.

2. Атомы углерода основной цепи нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе кратная связь. 3. В начале перечисляют радикалы с указанием атомов углерода, с которыми они связаны.

4. Основой названия служит наименование предельного углеводорода (с измененным суффиксом) с тем же числом атомов углерода, что и в главной цепи.

А теперь, назовите выписанные вами алкины.

(Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради, проверка выполняется устно, правильные варианты ответов отображаются на сайде)

  • Вещество 3 называется пентин-1;

  • 4 – пентин-2;

  • 6 – 3, 4-диметилпентин-1.

Молодцы. Все справились с заданием


Я предлагаю вам внимательно рассмотреть структурные формулы веществ (1) и (4). (На слайде они выделены красным цветом) Чем они отличаются по строению?

(Вещества 1 и 4 различаются положением тройной связи.)

Учитель: Чем эти вещества являются по отношению друг к другу?

(Вещества пентин-1 и пентин-2 являются изомерами.)

Учитель: Вспомните, как называется такой вид изомерии.

(Изомерия положения кратной связи.)

Учитель: Какой еще вид изомерии характерен для углеводородов?

(Для углеводородов характерна изомерия углеродного скелета.) (Межклассовая)


Работа в группах

Задание:

1 группа – записать изомеры углеродного скелета для гексина-2

  1. группа – записать возможные изомеры положения кратной связи для гексина– 2)

1.группа - изготовьте шаростержневую модель молекулы ацетилена и обсудите ее строение; возможна ли для алкинов геометрическая изомерия? Почему?

2.группа изготовьте шаростержневую модель молекулы бутин-2

  1. (Для вещества 3,3-диметилпентин -1 укажите тип гибридизации каждого из атомов углерода, предварительно построив его структурную формулу.)


Учитель: Физ. св-ва. Ацетилен – газ, без запаха, малорастворим в Н2О, легче воздуха.

Температуры кипения и плавления алкинов повышаются при увеличении молекулярной массы соединений. Алкины имеют специфический запах.


Работа с учебником. Со способами получения ацетилена я предлагаю вам ознакомиться самостоятельно по учебнику с 101. (Учащиеся работают по учебнику в тетради)

1 группа – метановый способ

2 группа – карбидный способ

Слайд. учащиеся комментируют способы получения ацетилена.


6. Закрепление материала. Тест

  1. Молекула ацетилена

1) линейная; 2) треугольная 3) тетраэдрическая; 4) зигзагообразная

2. Число пи- связей в молекуле бутин-1

1) 4; 2) 3; 3) 2; 4)1

3. Ацетилен в лаборатории можно получить при взаимодействии

1) углерода с водородом

2) карбида алюминия с водой

3) карбида кальция с водой

4) хлорметана с натрием

4. Какой вид изомерии не характерно для алкинов

1)изомерия углеродного скелета

2)изомерия положения кратной связи

3)геометрическая (цис- и транс-)

4)межклассовая

5.Назовите общую формулу алкинов.

Давайте подведем итоги урока.

7. Домашнее задание. Изучить параграф 13 с 99-102 до химических св-в, познакомиться с 3 способом получения.

Дополнительное задание для желающих – подготовить информацию о карбидных фонарях 19 в

8. Рефлексия

























































С2Нэтин

С3Н4 пропин

С4Н6 бутин

С5Н8 пентин

С6Н10 гексин

С7Н12 гептин

С8Н14 октин

С9Н16 нонин

С10Н18 децин


С2Нэтин

С3Н4 пропин

С4Н6 бутин

С5Н8 пентин

С6Н10 гексин

С7Н12 гептин

С8Н14 октин

С9Н16 нонин

С10Н18 децин


С2Нэтин

С3Н4 пропин

С4Н6 бутин

С5Н8 пентин

С6Н10 гексин

С7Н12 гептин

С8Н14 октин

С9Н16 нонин

С10Н18 децин


С2Нэтин

С3Н4 пропин

С4Н6 бутин

С5Н8 пентин

С6Н10 гексин

С7Н12 гептин

С8Н14 октин

С9Н16 нонин

С10Н18 децин


С2Нэтин

С3Н4 пропин

С4Н6 бутин

С5Н8 пентин

С6Н10 гексин

С7Н12 гептин

С8Н14 октин

С9Н16 нонин

С10Н18 децин


С2Нэтин

С3Н4 пропин

С4Н6 бутин

С5Н8 пентин

С6Н10 гексин

С7Н12 гептин

С8Н14 октин

С9Н16 нонин

С10Н18 децин


С2Нэтин

С3Н4 пропин

С4Н6 бутин

С5Н8 пентин

С6Н10 гексин

С7Н12 гептин

С8Н14 октин

С9Н16 нонин

С10Н18 децин


С2Нэтин

С3Н4 пропин

С4Н6 бутин

С5Н8 пентин

С6Н10 гексин

С7Н12 гептин

С8Н14 октин

С9Н16 нонин

С10Н18 децин


1 вариант

1.Какой катализатор используется при гидрировании алкенов:

а) Ni б) Al в) C г) Al2O3

2.При гидратации этилена образуется:

а) пропиловый спирт в)этанол

б) пропанол – 2 г)пропен

3. 1.Общая формула алкенов следующая:  

 а)  СnH2n+2       б) СnH2n-2   в) СnH2n-4   г) СnH2n

 4.  Этиленовые углеводороды можно отличить от алканов с помощью

   а) бромной воды                б) медной спирали       в) этанола                         г) лакмуса

5.   4) геометрическая форма молекулы алкенов:

 а) тетраэдр;          

б) плоская;

в) линейная;              г)треугольная





2 вариант

1. Наиболее характерными для алкенов реакциями являются:  

          а) замещение;              б) разложение;                      в) присоединение;            г) крекинг

2.Превращение бутана в бутен относится к реакции:

 а) полимеризации               б) дегидрирования      в) дегидратации                  г) изомеризации

3.   углы связей в молекуле этена:

а) 109,5°;     6)180°;       в) 90°;         г) 120°;

4.  При гидрировании алкенов образуются:

  а) алканы                             б) алкины                   в) алкадиены                       г) спирты

  5. В названиях этиленовых углеводородов используется суффикс:  

а) -ан;        б) -ен;        в) -диен;         г) -ин                                                                            












1 вариант

1.Какой катализатор используется при гидрировании алкенов:

а) Ni б) Al в) C г) Al2O3

2.При гидратации этилена образуется:

а) пропиловый спирт в)этанол

б) пропанол – 2 г)пропен

3. 1.Общая формула алкенов следующая:  

 а)  СnH2n+2       б) СnH2n-2   в) СnH2n-4   г) СnH2n

 4.  Этиленовые углеводороды можно отличить от алканов с помощью

   а) бромной воды                б) медной спирали       в) этанола                         г) лакмуса

5.   4) геометрическая форма молекулы алкенов:

 а) тетраэдр;          

б) плоская;

в) линейная;              г)треугольная





2 вариант

1. Наиболее характерными для алкенов реакциями являются:  

          а) замещение;              б) разложение;                      в) присоединение;            г) крекинг

2.Превращение бутана в бутен относится к реакции:

 а) полимеризации               б) дегидрирования      в) дегидратации                  г) изомеризации

3.   углы связей в молекуле этена:

а) 109,5°;     6)180°;       в) 90°;         г) 120°;

4.  При гидрировании алкенов образуются:

  а) алканы                             б) алкины                   в) алкадиены                       г) спирты

  5. В названиях этиленовых углеводородов используется суффикс:  

а) -ан;        б) -ен;        в) -диен;         г) -ин                                                                            



1 вариант

1.Какой катализатор используется при гидрировании алкенов:

а) Ni б) Al в) C г) Al2O3

2.При гидратации этилена образуется:

а) пропиловый спирт в)этанол

б) пропанол – 2 г)пропен

3. 1.Общая формула алкенов следующая:  

 а)  СnH2n+2       б) СnH2n-2   в) СnH2n-4   г) СnH2n

 4.  Этиленовые углеводороды можно отличить от алканов с помощью

   а) бромной воды                б) медной спирали       в) этанола                         г) лакмуса

5.   4) геометрическая форма молекулы алкенов:

 а) тетраэдр;          

б) плоская;

в) линейная;              г)треугольная





2 вариант

1. Наиболее характерными для алкенов реакциями являются:  

          а) замещение;              б) разложение;                      в) присоединение;            г) крекинг

2.Превращение бутана в бутен относится к реакции:

 а) полимеризации               б) дегидрирования      в) дегидратации                  г) изомеризации

3.   углы связей в молекуле этена:

а) 109,5°;     6)180°;       в) 90°;         г) 120°;

4.  При гидрировании алкенов образуются:

  а) алканы                             б) алкины                   в) алкадиены                       г) спирты

  5. В названиях этиленовых углеводородов используется суффикс:  

а) -ан;        б) -ен;        в) -диен;         г) -ин                                                                            




1 вариант

1. Какой катализатор используется при гидрировании алкенов:

а) Ni б) Al в) C г) Al2O3

2. При гидратации этилена образуется:

а) пропиловый спирт

б) пропанол – 2

в)этанол

г) пропен

3. Общая формула алкенов следующая:  

а)  СnH2n+2  б) СnH2n-2   в) СnH2n-4   г) СnH2n

4.  Этиленовые углеводороды можно отличить от алканов с помощью

а) бромной воды                

б) медной спирали      

в) этанола                         

г) лакмуса

5. Геометрическая форма молекулы алкенов:

а) тетраэдр;          

б) плоская;

в) линейная;              

г) треугольная

2 вариант

1. Наиболее характерными для алкенов реакциями являются:  

а) замещение;              

б) разложение;                      

в) присоединение;            

г) крекинг

2. Превращение бутана в бутен относится к реакции:

а) полимеризации               

б) дегидрирования      

в) дегидратации                  

г) изомеризации

3. Углы связей в молекуле этена:

а) 109,5°;     6)180°;       в) 90°;         г) 120°;

4.  При гидрировании алкенов образуются:

а) алканы               б) алкины                   

в) алкадиены         г) спирты

5. В названиях этиленовых углеводородов используется суффикс:  

а) -ан; б) –ен; в) -диен;

г) -ин                                                               
















3.Подведение к теме Сегодня на уроке мы продолжим изучать большую тему “Углеводороды”, будем знакомиться с новым классом соединений, изучим особенности их строения, номенклатуру, изомерию и получение его типичного представителя. А сейчас решим задачу

(Слайд) При сжигании УВ массой 5,2 г выделилось 17,6г углекислого газа и 3,6 г воды. Относительная плотность этого вещества по водороду 13. Найдите молекулярную формулу УВ и запишите его структурную формулу.

Учащиеся решают задачу в тетради. Один учащийся у доски????


(Слайд) Среди указанных веществ выберите вещество, которое является ответом и запишите в тетрадь: 

  1. СН3 – СН3

  2. СН2 = СН2

  3. СН ≡ СН

  4. СН2 = СН – СН = СН2

Ответы учащихся Вещество под № 3.

А теперь давайте охарактеризуем тип гибридизации, валентный угол, длину связи, форму молекулы, число пи-, сигма – связей. (Гибридные орбитали атомов лежат на одной прямой, негибридные орбитали расположены в двух взаимно перпендикулярных плокостях)

Давайте ка вспомним к каким же классам относятся оставшиеся формулы? - 1 вещество принадлежит к алканам, 2 – к алкенам, 4 – к алкадиенам.

Хорошо, молодцы! А сейчас запишите молекулярную формулу 3-го вещества в тетрадь.

Ученики: С2Н2

Учитель: Называется это вещество ацетилен. К какому классу относится?

Объявление темы урока (запись темы в тетради). Тема Алкины


4. Целеполагание.

1. познакомиться с гомологическим рядом алкинов, изомерией, номенклатурой,

2. рассмотреть физические свойства алкинов

3. основные способы получения ацетилена

Изучать новый материал мы будем через составления кластера. В центре кластера «Алкины» и вокруг него те задачи, которые мы должны выполнить.


5. Новая тема.

Ацетилен – это вещество, которое является родоначальником нового класса непредельных углеводородов – алкинов. Давайте вместе выведем общую формулу алкинов.

Общая формула алкинов CnH2n-2 -ин.

Составим гомологический ряд алкинов


Учитель: Кроме ацетилена известны другие углеводороды, имеющие сходное с ним строение.

Работа в паре. (А теперь поработаем в паре)Из приведенного перечня веществ выпишите в тетрадь алкины: (Слайд )

(Проверка задания. Углеводороды, которые относятся к алкинам, на слайде выделяются синим и красным цветом)

Учитель: Давайте вместе сделаем вывод по первой части урока. Какие углеводороды называются алкинами? (Учащиеся могут воспользоваться учебником, стр. 47)

Алкины – непредельные углеводороды, молекулы которых содержат одну тройную углерод-углеродную связь. Состав отражает формула: CnH2n-2.




6. Теперь отметим особенности номенклатуры ацетиленовых углеводородов. Вспомните правила, которые следует соблюдать, давая название органическим веществам.

Учащийся:

1. выбирается самая длинная цепь, которая обязательно должна содержать кратную связь.

2. Атомы углерода основной цепи нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе кратная связь. 3. В начале перечисляют радикалы с указанием атомов углерода, с которыми они связаны.

4. Основой названия служит наименование предельного углеводорода (с измененным суффиксом) с тем же числом атомов углерода, что и в главной цепи.

А теперь, назовите выписанные вами алкины.

(Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради, проверка выполняется устно, правильные варианты ответов отображаются на сайде)

  • Вещество 3 называется пентин-1;

  • 4 – пентин-2;

  • 6 – 3, 4-диметилпентин-1.

Молодцы. Все справились с заданием


Я предлагаю вам внимательно рассмотреть структурные формулы веществ (3) и (4). (На слайде они выделены красным цветом) Чем они отличаются по строению?

(Вещества 3 и 4 различаются положением тройной связи.)

Учитель: Чем эти вещества являются по отношению друг к другу?

(Вещества пентин-1 и пентин-2 являются изомерами.)

Учитель: Вспомните, как называется такой вид изомерии.

(Изомерия положения кратной связи.)

Учитель: Какой еще вид изомерии характерен для углеводородов?

(Для углеводородов характерна изомерия углеродного скелета.) (Межклассовая)


7. Работа в группах

Задание:

1 группа – записать изомеры углеродного скелета для гексина-2

  1. группа – записать возможные изомеры положения кратной связи для гексина– 2)

1.группа - изготовьте шаростержневую модель молекулы ацетилена и обсудите ее строение;возможна ли для алкинов геометрическая изомерия? Почему?

2.группа изготовьте шаростержневую модель молекулы бутин-2

  1. (Для вещества 3,3-диметилпентин -1 укажите тип гибридизации каждого из атомов углерода, предварительно построив его структурную формулу.)


Учитель: Физ. св-ва. Ацетилен – газ, без запаха, малорастворим в Н2О, легче воздуха.

Температуры кипения и плавления алкинов повышаются при увеличении молекулярной массы соединений. Алкины имеют специфический запах.


Работа с учебником. Со способами получения ацетилена я предлагаю вам ознакомиться самостоятельно по учебнику с 101. (Учащиеся работают по учебнику в тетради)

1 группа – метановый способ

2 группа – карбидный способ

Слайд. учащиеся комментируют способы получения ацетилена





8.. Закрепление материала. Тест

  1. Молекула ацетилена

1) линейная; 2) треугольная 3) тетраэдрическая; 4) зигзагообразная

2. Число пи- связей в молекуле бутин-1

1) 4; 2) 3; 3) 2; 4)1

3. Ацетилен в лаборатории можно получить при взаимодействии

1) углерода с водородом

2) карбида алюминия с водой

3) карбида кальция с водой

4) хлорметана с натрием

4. Какой вид изомерии не характерно для алкинов

1)изомерия углеродного скелета

2)изомерия положения кратной связи

3)геометрическая (цис- и транс-)

4)межклассовая

5.Назовите общую формулу алкинов.

Давайте подведем итоги урока.

9. Домашнее задание. Изучить параграф 13 с 99-102 до химических св-в, познакомиться с 3 способом получения.

Дополнительное задание для желающих – подготовить информацию о карбидных фонарях 19 в

8. Рефлексия













1 группа

Описать физические свойства ацетилена, используя текст параграфа 14.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 группа

Составьте на доске гомологический ряд алкинов, используя таблички, рядом запишите молекулярные формулы.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3 группа

Изготовьте шаростержневую модель молекулы ацетилена и обсудите ее строение; возможна ли для алкинов геометрическая изомерия? Почему?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4 группа

Изготовьте шаростержневую модель молекулы бутин-2

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------



























этин

пропин

бутин

пентин

гексин

гептин

октин

нонин

децин







Итак, какие сорта советуют опытные дачники и специалисты?

Записываем в блокнотик, либо сохраняем статью в закладках.

Для начала справочка – в природе нет «абсолютно устойчивых» сортов томатов, которые бы совсем не были восприимчивы к болячкам. Ну, нет, и все. Но зато имеются сорта и гибриды, которые обладают хорошим иммунитетом и неплохо сопротивляются болезни. И еще один секрет – помидоры, устойчивые к фитофторе, на самом деле в большинстве своем начинают плодоносить относительно рано – пик урожаев приходится до «расцвета» заразы, которая начинает себя проявлять в конце июля-августе.

1. Огородник. Этот сорт имеет довольно стойкий иммунитет к фитофторозу. Высокорослый, раннеспелый, крупноплодный и обладает хорошей урожайностью. Плодоносит с середины лета до самых заморозков, можно сажать и в теплице, и на улице.











2. Томат «Цыган». Имеет стойкий иммунитет к целому ряду заболеваний, в том числе, и к фитофторе. Из плюсов: относительно низкорослый, высокоурожайный, с вкусными сладкими помидорами, который хорошо растет как в теплице, так и в открытом грунте; не требует постоянного пасынкования и (внимание!) растет «сам» - не нуждается в подвязке.

3. Томат Резонанс – раннеспелый гибрид с высокими показателями урожайности. Хорошо переносит неблагоприятные условия жары и засухи, размер плодов средний – до 300 грамм. Гибрид носит звание «универсальный», хорошо подходит как для салатов, так и в заготовки.

4. Томат Кардинал – суперранний, первый плоды можно снять на 80 день после появления всходов. Главное достоинство этого высокорослого сорта – его крупные, сочные, необыкновенно сладкие плоды, вес который достигает 800 граммов! Необыкновенно урожайный сорт, в хороший благоприятный сезон с куста можно собрать до 11 кг отменных сочных плодов. Берем на вооружение?

https://dacha365.net/wp-content/uploads/2019/02/Kardinal.jpg

5. Томат Черная гроздь F1. Название говорит само за себя – это гибрид с ароматными, сладкими, вкусными помидорами темного-фиолетового, почти черного, оттенка. Любителям экзотики! Раннеспелый. Урожайный. Коктейльный. Редко подвергается нападкам грибковых инфекций.

6. Оранжевое чудо. Раннеспелый сорт отечественной селекции. Плодоносит уже на 90 день после появления всходов. Хорошо сопротивляется заболеваниям, дает плоды ярко-оранжевой расцветки – просто чемпионы по содержанию витамина С и А.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!