СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Аммиак"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по теме "Аммиак"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Аммиак"»

Сценарий урока

Предмет: Химия

Тема урока: Аммиак.

Дата проведения урока: 15. 12.2020 год

Класс: 9

Продолжительность урока: 40 мин

Учитель: Апальков Андрей Дмитриевич

Тип урока: урок открытия новых знаний.

УМК:  Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс.

Цели:

Обучающие: научить учащихся получать аммиак в лабораторных условиях, объяснять его свойства, опираясь на знания о строении атома азота и молекулы аммиака, дать представление о роли аммиака и его производных в жизни человека.

Развивающие: развитие умений работать с опорными конспектами, продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, а также умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания для объяснения различных явлений.

Воспитывающие: формирование бережного отношения к окружающей среде, познавательного интереса к предмету.

Планируемые результаты урока:

Предметные результаты: знать строение молекулы аммиака, способы его получения, физические и химические свойства, области применения аммиака и его производных

Личностные результаты: 

- формировать ответственное отношение к учению;

- способствовать развитию умений работы с дополнительной литературой.

Метапредметные результаты: 

Познавательные УУД:

-давать определение понятиям,

-обобщать понятия, осуществлять сравнение;

-строить логические рассуждения;

-устанавливать причинно-следственные связи,

-создавать обобщения,

-делать выводы,

-понимать, обобщать информацию, представленную в схемах и уравнениях.

Личностные УУД:

- развитие мотивов учебной деятельности;

- показать и подтвердить значение химических знаний для жизни.

Коммуникативные УУД:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками,

-строить понятные для собеседника речевые высказывания;

-уметь слушать собеседника;

-формировать опыт взаимодействия в условиях групповой работы.

Регулятивные УУД:

-планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием;

-осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.

Используемые технологии: технологии проблемного обучения и дифференцированного подхода, использование ИКТ в форме презентации.

Методы и методические приемы: репродуктивный, частично-поисковый, методика опережающего обучения, проблемный, исследовательский, самостоятельная работа, тестовые задания, само и взаимопроверка.

Оборудование: Таблица растворимости веществ, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ПК, проектор, использование презентаций Power Point, лабораторное оборудование

Подготовка у уроку: обучающимся дано опережающее задание к уроку подготовить сообщения по вопросам. Время на выступление ограничено не более 2 минут.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент урока. (Презентация, слайд 1)

Девизом к сегодняшнему уроку будут слова древнегреческого математика Фалеса:

- Что есть больше всего на свете? – Пространство.

- Что быстрее всего? - Ум

-Что мудрее всего? - Время.

- Что приятнее всего? - Достичь желаемого.

Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата.



  1. Актуализация опорных знаний.

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, повторим изученное на прошлых уроках.

Вводный контроль ( тест 5-7 мин). (Приложение 1)

Цель: закрепить знания о строении и свойствах азота. Оценивается до 5 баллов при взаимопроверке.

Учитель :Проверьте друг у друга тест. Правильный ответ : АМАКМИ ( Презентация, слайд 2).

Из букв, полученных в тестовой работе, сложите название вещества- темы нашего урока. ( Аммиак) ( Слайд 3)

III. Постановка учебной проблемы

  1. Учитель: Начиная изучение новой темы, обратимся к истории.

История произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.

Как вы думаете, что это был за газ? Почему были от его действия такие последствия?

Сегодня я хочу познакомить вас с этим удивительным веществом, имеющим необыкновенные свойства. Запах этого газа знаком каждому - даже тем, кто совсем далёк от химии. Кое – что о его свойствах тоже всем известно.

Итак, вещество, о котором пойдёт речь на нашем уроке – аммиак.

Изучение темы будет проходить по плану: (Презентация. Слайд №4)

Какова же будет наша цель..?(Исследовать строение и свойства аммиака)

  1. Из истории химических имён.

  2. Строение молекулы аммиака.

  3. Физические свойства аммиака. Действие на организм. Правила обращения с аммиаком.

  4. Химические свойства аммиака.

  5. Способы получения аммиака в лаборатории и в промышленности.

  6. Применение аммиака в областях народного хозяйства.

  7. Экологические проблемы, связанные с утечкой аммиака.

2. Учитель: Проведем историческое исследование и решим , откуда у этого газа столь необычное название и свойства. Заслушаем сообщение, приготовленное вами к уроку.

2.1. Ученик 1. Из истории химических имён. (Приложение 3. Презентация слайд №5)

2.2 Учитель. Строение молекулы (слайд №6)

Аммиак среди соединений азота является летучим водородным соединением. В свободном состоянии он нигде не встречается. Образует соли, в которых выступает в роли щелочного металла. У всех в домашних аптечках обязательно есть его водный раствор – нашатырный спирт. Его химическая формула NH3. В молекуле содержится один атом азота и три атома водорода. Рассмотрим строение атома азота. На последней оболочке у него пять валентных электронов. Схема строения атома азота выглядит так: (слайд 7)

Электронная формула атома водорода 1S1.

Электронная формула атома азота имеет вид: 1S22S22P3.


Молекула полярна (слайд 8-11)

Учитель: Давайте спрогнозируем свойства аммиака на основании строения его молекулы. Наличие не поделённой электронной пары на атоме азота и присутствие трёх полярных ковалентных связей в молекуле аммиака будет способствовать тому, что он будет вступать в реакции присоединения протона водорода Н+, то есть реагировать с водой и с растворами кислот, веществами, имеющие протоны водорода.

Исходя из низшей степени окисления атома азота (-3) аммиак будет проявлять только восстановительные свойства в окислительно-восстановительных реакциях.

Аммиак очень хорошо растворим в воде: 1 объем воды растворяет при комнатной температуре около 700 объемом аммиака. И этот процесс – не простое растворение. Аммиак с водой объединяется в слабое основание гидрат аммиака NH3 ● H2O. Это происходит за счет того, что между атомом азота, обладающим не поделенной электронной парой, и атомами водорода молекулы воды возникает так называемая водородная связь. [2]

Что такое водородная связь? (слайд 12)

Это дополнительная связь между полярными молекулами, содержащими атом водорода. Если партнеры по химической связи в значительной степени переместили электронное облако к себе, то водород превращается в практически «голый» протон. И этот протон способен сильно притягиваться к богатым электронами электроотрицательным «соседям». Такие партнеры водорода, которые почти полностью лишают его электронного окружения – это элементы кислород, фтор или азот. Вот почему химики говорят, что в воде, фтороводороде и аммиаке, а также в их водных растворах существует водородная связь

Водородной связью называется связь между атомами водорода одной молекулы и атомами электроотрицательных элементов другой молекулы (F, O, N). Правда, водородная связь не очень прочна. Именно поэтому водные растворы аммиака всегда пахнут аммиаком: он постоянно выделяется из них в атмосферу. [1]

2.3. Физические свойства аммиака.(слайд 13).

Определение запаха нашатырного спирта. Действие аммиака на организм.

(Приложение №4). Демонстрирует и рассказывает заранее подготовленный ученик.(Слайд 13-14).

    1. Учитель: Рассмотрим химические свойства аммиака по плану (Слайд 15-16)

*Взаимодействие с водой.

*Взаимодействие с кислотами

*Окисление:

- без катализатора;

-с катализатором.

Правила техники безопасности.

*Взаимодействие с водой. Действие водного раствора аммиака на индикаторы. Опыт 1. (Демонстрация опыта )

-Исследуем, как действует нашатырный спирт, то есть водный раствор аммиака на индикатор фенолфталеин и на универсальный индикатор.

Нашатырный спирт назван спиртом неправильно. Его так называют в быту. Он не относится к классу спиртов, так как спирты – это органические вещества, а нашатырный спирт относится к неорганическим соединениям. Химики называют это соединение гидроксид аммония – это водный раствор газа аммиака NH3. Спирты не изменяют окраску индикаторов и не обладают щелочными свойствами.

Применение нашатырного спирта. ( Ученик. Приложение 5).

*Взаимодействие с кислотами.

Разобрать, используя слайд №17 Презентации донорно-акцепторный механизм образования иона аммония.

Аммиак реагирует с кислотами. Рассмотрим реакцию взаимодействия аммиака с соляной кислотой. При этом образуется соль, которая называется хлорид аммония, а еще ее называют нашатырем. Формула этой соли: NH4Cl.

Опыт 2. «Дым без огня». Необходимо взять две колбы. В одну капнуть несколько капель раствора аммиака, а в другую- концентрированной соляной кислоты НCl. Затем соединить эти колбы друг с другом, то появится белый дым, образованный солью хлоридом аммония, или нашатырём. Нашатырь представляет из себя твёрдое белое кристаллическое вещество, которое применяется при паянии для очистки поверхности металлов от оксидной плёнки и хорошо пристаёт припой.

NH3 + HCl – NH4Cl.

Взаимодействие аммиака с кислотами. (Слайд19)

Аммиак легко реагирует не только с соляной кислотой (ученик подготовлен заранее).

Давайте проверим, а будет ли реагировать аммиак с разбавленной серной кислотой. Проделаем вместе такой опыт. Налить в пробирку 1 мл нашатырного спирта, который является водным раствором аммиака и добавим фенолфталеин. Произойдет окрашивание раствора в малиновый цвет, который говорит о том, что аммиак обладает щелочными свойствами, а теперь прильём раствор серной кислоты, формула которой H2SO4.

Раствор обесцвечивается. Это говорит о том, что произошла химическая реакция, образовалась соль аммиака, которая называется сульфат аммония. Запишем уравнение реакции:

2 NH3 + H2SO4. – (NH4)2 SO4 (Слайд19)

Итак можно сделать вывод, что раствор аммиака, называемый аммиачной водой, проявляет свойства неорганических оснований, реагируя с кислотами с образованием солей, образуя ион аммония NH4+. Этот ион ведет себя подобно иону металлов и стоит в таблице растворимости вместе с ионами металлов.

Вывод: (слайд 20) Растворение аммиака в воде и в кислотах – процесс химический, в основе которого лежит способность молекул аммиака связывать ионы водорода. Причина этого – наличие у атома азота свободной электронной пары, которая “перетягивает” протон водорода из молекул воды и кислоты.

*Окисление:

  • без катализатора;

  • с катализатором;

Учитель: Рассмотрим окислительно-восстановительные реакции аммиака.

Реакции окисления аммиака могут протекать двумя способами (слайд 21)

1.В отсутствии катализатора.

2. В присутствии катализатора

Вывод: (слайд 22). Аммиак не горит на воздухе, но в чистом кислороде или в присутствии катализатора аммиак хорошо окисляется.

Как хороший восстановитель взаимодействует с оксидом меди. (Составить дома уравнение).

2.5 Способы получения аммиака в лаборатории и в промышленности . ( слайд №23,24).Самостоятельное изучение дома по учебнику.

2.6. Применение аммиака. Ученик . (Приложение к уроку№6. Слайд №25-27).

Аммиак в медицине.

2.7. Аварии, связанные с утечкой аммиака. Оказание первой помощи. Ученик . (Приложение к уроку №7. Слайды №28-30).

IⅤ. Закрепление знаний. Что узнали? (На столах карточки с двумя уровнями заданий.)

Обучающиеся отвечают сразу на карточках, выбирая свой уровень. (Приложение 2)

. Рефлексия.1. А теперь мы можем объяснить, что же произошло между двумя враждующими кораблями?

2.Составление синквейна.

Аммиак
бесцветный легкий
взаимодействует раздражает удушает
газ с резким характерным запахом
нитрид водорода

6. Итоги урока.

Домашнее задание § 25.

Осуществить превращение:

N2 – NH3   (NH4)2SO4   NH4Cl – NH3


Приложение 1.


Тест:

1. Как изменяются неметаллические свойства элементов подгруппы азота с увеличением порядкового номера элемента?

А) уменьшаются; Б) увеличиваются;

В) остаются без изменения; Г) сначала увеличиваются, потом уменьшаются.

2. У какого из элементов VA группы сильнее выражены окислительные свойства?

И) фосфора Ж) мышьяка М) азота Т) теллура

3. На каких энергетических подуровнях не могут располагаться валентные электроны атома азота?

С) 2s; A) 3d; H) 2p.

4. Формула вещества, в котором азот проявляет свою высшую степень окисления?

P) NO2; B) Ca3N2; K) HNO3; O) Ca(NO2)2.

5.Укажите формулу вещества, в котором азот проявляет свою минимальную степень окисления?

Л) NО2; Д) HNO2; М) Na3N; З) N2O.

6. Азот проявляет восстановительные свойства, реагируя с:

Г) водородом; И) кислородом; Ч) магнием; Л) литием.

Ответ: А М А К М И (сверьте свои ответы с ответами на слайде и оцените себя)


Приложение 2

1 уровень

1.Аммиак ____________ растворяется в воде.
2) Раствор аммиака в воде называют ___________ водой или ___________ спиртом.
3) Под действием аммиака влажная фенолфталеиновая бумажка меняет свою окраску на ________________.
4) При взаимодействии аммиака с концентрированной соляной кислотой образуется вещество в виде клубов белого дыма, называемого _______________.
5) Аммиак в реакциях проявляет ______________ свойства.
6) На каких свойствах аммиака основаны методы борьбы с его утечкой?
7) На каких свойствах аммиака основано его применение в медицине, в холодильных установках?

2 уровень

1)Молекула аммиака имеет не поделённую электронную пару:

А. Одну. Б. Две. В. Три. Г. Пять.

2) Какое вещество является восстановителем в реакции

NH3 + O2 – N2 + H2O

А. Аммиак Б. Кислород В. Азот Г. Вода

3) Аммиак не взаимодействует с:

А. Серной кислотой Б. Соляной кислотой В. Гидроксидом натрия Г. Водой

4) Установите соответствие:

Свойства азота

Химические уравнения реакций

1. Реакции, связанные с изменением степени окисления азота.

А. NH3 + H2O NH4OH
Б. 2NH3 N2 + 3H2
В. 4NH3 + 3O2 = 2N2 +6H2O
Г. NH3 + HCl = NH4Cl

2. Реакции, связанные с образованием ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму.

5) Составить уравнение химической реакции аммиака с азотной кислотой HNO3.

6) Почему окрашенная в аммиаке фенолфталеиновая бумажка со временем обесцвечивается? Составьте соответствующие уравнения реакций.

Карточки сдаются учителю.





Приложение к уроку№3

Происхождение названия изучаемого вещества.

Это вещество имеет древнюю историю. Арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали аммониак, а потом сократили название до « аммиак ».

В средние века этот газ называли почему-то «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт».

Аммиак (в европейских языках его название звучит как «аммониак») своим названием обязан оазису Аммона в Северной Африке, расположенному на перекрестке караванных путей. В жарком климате мочевина содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных, разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак. По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова амониан.. Так называли людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали нашатырь NH4Cl, который получали близ храма бога Амона в Древнем Египте и который при нагревании испаряет аммиак.

За полторы тысячи лет до нашей эры «египетские жрецы» уже умели извлекать бесцветные кристаллы названные « нушадир» Позднее это слово превратилось в нашатырь- так называли алхимики хлорид аммония Он прменяется в медицине в качестве мочегонного средства .

Но почему спирт? Ведь гидроксид аммония ничего общего со спиртами не имеет. Слово «спирт» химики заимствовали из английского языка. Английское слово «spirit» восходит к латинскому «spiritus», что значит – душа, дух. Еще алхимики, не зная природы того или иного вещества, но отдавая ему предпочтение, называли его спиртом. Винный спирт означает «душа вина». Очевидно, неизвестный химик, растворивший в воде аммиак, полученный из нашатыря, назвал остро пахнущую жидкость «душой нашатыря», т.е. нашатырным спиртом.

Это название предложил в 1808 г. знаменитый английский химик Г.Дэви. В 1787 г. комиссия по химической номенклатуре дала этому газу название аmmoniak (аммониак). Это название сохраняется в большинстве западно-европейских языков.

Русскому химику Я.Д.Захарову это название показалось слишком длинным, и в 1801 году он исключил из него две буквы. Так получился «аммиак».

Чистый аммиак был получен Джозефом Пристли в 1774 г.

Приложение к уроку №4

Физические свойства аммиака. Определение запаха нашатырного спирта. Его действие на организм.

Аммиак –это газ, бесцветный, с резким запахом, ядовит.\

Аммиак сжижается при –33,35 °С и затвердевает при –77,7 °С.

При давлении 9•105 Па сжижается уже при комнатной температуре. Аммиак хорошо растворим в воде, при 20 °С в 1 объеме воды растворяется 700 объемов аммиака, а также хорошо растворяется в спиртах, ацетоне. Кроме того, сжиженный аммиак при испарении поглощает тепло, и при соприкосновении с кожей возникает обморожение различной степени.

Понятие аммиачной воды 25% и нашатырного спирта 10%.

Обычно нашатырный спирт есть в каждом домашнем хозяйстве. Он обладает сильным запахом, поэтому нюхать его нужно очень осторожно. Открыв бутылочку с нашатырным спиртом, нужно на некотором расстоянии от себя направить воздух от бутылочки к себе, если запах не ощущается, поднести бутылочку поближе., и повторить действия. Резкий запах нашатырного спирта будет ощутим. Категорически запрещается подносить бутылку с нашатырным спиртом сразу к носу.

Действие аммиака на организм.

Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это мы и воспринимаем как резкий запах. Пары аммиака вызывают обильное слезотечение, боль в глазах, химический ожог конъюнктивы и роговицы, потерю зрения, приступы кашля, покраснение и зуд кожи. При соприкосновении сжиженного аммиака и его растворов с кожей возникает жжение, возможен химический ожог с пузырями, изъязвлениями. Так как возможен ожог слизистых оболочек не только носа , но и глаз , а также верхних дыхательных путей. Может развиться воспалительный процесс, который вызовет слезотечение, сухой кашель, насморк.

Приложение к уроку №5

Применение нашатырного спирта.

Нашатырный спирт обладает щелочной реакцией среды, а значит добавляя его в воду можно чистить загрязнённые поверхности и добавлять при стирке, так как щёлочи мылкие вещества и отъедают грязь. Кроме этого нашатырный спирт ещё будет придавать блеск поверхности, например стеклу и поверхности крашеных полов и шкафов. Универсальный индикатор показал , что pH водородный показатель больше 7. это ещё раз подтверждает, что нашатырный спирт имеет щелочную реакцию среды, поэтому его применяют при ожогах кислотами. Если на кожу попала кислота при демонстрации опыта или в быту, например, уксус, нужно мгновенно промыть поражённое место водой, а затем обработать поражённый участок кожи раствором нашатырного спирта, так как он будет нейтрализовать кислоту, попавшую в поры кожи. Не допустимо, чтобы нашатырный спирт попал в глаза, будет сильный ожог, можно остаться без глаза.



Приложение к уроку№6

Применение аммиака.

1.Большая часть синтезируемого в промышленности аммиака используется для получения азотной кислоты, ее солей и солей аммония, аммиачных удобрений и других азотсодержащих веществ.

2. Жидкий аммиак, а также аммиачную воду (25%-й раствор аммиака в воде) применяют в качестве удобрения.

3. Хлорид аммония NH4Cl (нашатырь) применяют при пайке металлов. При нагревании NH4Cl реагирует с оксидами металлов, очищая их поверхность.

4.Аммиак применяется также для получения взрывчатых веществ.

а) Аммониты – группа аммиачно-селитренных взрывчатых веществ, содержащих нитросоединения; применяются в подземных выработках, неопасных по газу и пыли, и на земной поверхности.

б) Аммоналы – группа аммиачно-селитренных взрывчатых веществ, содержащих нитросоединения и алюминиевую пудру; применяются в шахтах, неопасных по газу и пыли.

6.В быту в виде смесей используется для выведения пятен c тканей. Примеры составов: нашатырный спирт + диэтиловый эфир + этиловый спирт; 2) нашатырный спирт + хлороформ + бензин + этиловый спирт.

7.Аммиак легко сжижается и испаряется с поглощением теплоты, поэтому его применяют в холодильных установках в качестве хладагента.

8.Водный раствор входит в состав краски для волос. Испарение аммиака происходит с поглощением значительно количества тепла из окружающей среды. Поэтому аммиак применяют также в качестве дешевого хладагента в промышленных холодильных установках.

9.Аммиак используется также для получения синтетических волокон, например, нейлона и капрона.

10.В легкой промышленности он используется при очистке и крашении хлопка, шерсти и шелка. В нефтехимической промышленности аммиак используют для нейтрализации кислотных отходов, а в производстве природного каучука аммиак помогает сохранить латекс в процессе его перевозки от плантации до завода.

11.В сталелитейной промышленности аммиак используют для азотирования - насыщения поверхностных слоев стали азотом, что значительно увеличивает ее твердость.

Аммиак относится к числу важнейших продуктов химической промышленности, ежегодное его мировое производство достигает 150 млн. тонн.

12.Жидкий аммиак используют в качестве растворителя.

Аммиак в медицине. Биологическая роль аммиака.

В медицине 10% раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом, применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты, а также наружно — невралгии, миозиты, укусы насекомых, обработка рук хирурга. При неправильном применении может вызвать ожоги пищевода и желудка (в случае приёма неразведённого раствора), рефлекторную остановку дыхания (при вдыхании в высокой концентрации).

Применяют местно, ингаляционно и внутрь. Для возбуждения дыхания и выведения больного из обморочного состояния осторожно подносят небольшой кусок марли или ваты, смоченный нашатырным спиртом, к носу больного (на 0,5–1 с).

В хирургической практике разводят в тёплой кипяченой воде и моют руки.

Физиологическое действие нашатырного спирта обусловлено резким запахом аммиака, который раздражает специфические рецепторы слизистой оболочки носа и способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение дыхания и повышение артериального давления.

Нашатырный спирт- обезболивающее средство при муравьиных и пчелиных укусах.

При укусе муравей впрыскивает в ранку муравьиную кислоту, вызывающую резкую боль. Если место укуса смочить нашатырным спиртом- боль пропадает, так как нашатырный спирт- относится к классу оснований и называется гидроксид аммония NH4OH, а основание нейтрализует муравьиную кислоту. Пчелиный яд также содержит муравьиную кислоту, поэтому при пчелиных укусах нашатырный спирт также смягчает боль.

Местное применение противопоказано при кожных заболеваниях, а также при открытых травматических повреждениях кожных покровов.

При случайном поражении слизистой оболочки глаза промыть водой

или 5 % раствором борной кислоты.

В случае приема внутрь пить воду, фруктовый сок, молоко, лучше — 0,5 % раствор лимонной кислоты или 1 % раствор уксусной кислоты до полной нейтрализации содержимого желудка

Биологическая роль

Аммиак является конечным продуктом азотистого обмена в организме человека и животных. Он образуется при метаболизме белков, аминокислот и других азотистых соединений. Он высоко токсичен для организма, поэтому большая часть аммиака преобразуется печенью в более безвредное и менее токсичное соединение — карбамид (мочевину). Мочевина затем выводится почками, причём часть мочевины может быть преобразована печенью или почками обратно в аммиак.

Приложение к уроку №7

Ученик 10. Аварии, связанные с утечкой аммиака. Оказание первой помощи при отравлениях аммиаком.

На Микояновском мясоперерабатывающем заводе в Москве произошла крупная авария.

Аммиак – смертельно опасное вещество, и его воздействие на органы дыхания может привести к изъязвлениям и поражению кожи и слизистой. При разливе аммиака при его высокой концентрации нельзя прикасаться к разлитому веществу, это может вызвать болезненный ожог кожных покровов.

При утечке аммиака важно в первую очередь защитить кожу и органы дыхания, а также избегать падания аммиака в глаза, так как это вызовет необратимые последствия. Категорически запрещается делать искусственное дыхание, если человек надышался аммиачными парами, так как это только ускорит процесс окисления и вызовет удушье. При отравлении аммиаком нельзя пить, а нужно закапать в глаза альбуцид или промыть глаза раствором борной кислоты, по возможности немедленно снять контактные линзы. В нос закапать теплое подсолнечное, оливковое или персиковое масло, а лицо, руки и вообще пораженные участки тела промыть 2-процентным раствором борной кислоты.

Пострадавших легко узнать по отеку глаз и волдырям на коже, жалобам на жжение во всем теле, покраснению кожи, нестерпимому зуду кожи. Вдохнувшие испарения аммиака чихают, кашляют, у них меняется сердцебиение. Недаром от обморока используют нашатырный спирт: он активно пробуждает кору головного мозга, стимулируя защитные реакции. Пострадавших нужно транспортировать только в лежачем положении. При отсутствии воды на лицо надо наложить повязку, смоченную обычной мочой, лучше детской.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!