Открытый урок 10 класс
Тема урока: Ароматические углеводороды( арены)
Тип урока :урок усвоения нового материала
Цель урока: обеспечить понимание и запоминание учащимися характеристики ароматических углеводородов на примере бензола в ходе проектной деятельности по выявлению причинно-следственных связей
Задачи урока
Предметные:
1. Умение характеризовать изученные классы органических соединений, химические реакции.
Метапредметные:
1. Владение основными интеллектуальными операциями (выявление причинно-следственных связей).
2. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности:
- аналитическое чтение – критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся составлением структурно-логических схем;
- изготовление химического информационного продукта и его презентация.
3. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
4. Умение осуществлять самоконтроль и взаимооценку работы одноклассников.
Формируемые понятия Ароматические углеводороды, или арены, бензольное кольцо, полуторная связь, бензол, реакция нитрования, экстракция
Оборудование и реактивы: компьютерная презентация, шаростержневая и объемная модели строения молекулы бензола, технический растворитель «Сольвент, содержащий арены, йод, бензол, бромная вода, раствор перманганата калия, для группы учащихся: лист бумаги 60 х 60, восковые мелки для подписей, графические организаторы «Причина – следствие» (каждый на трети или четверти листа А4), клей
План урока
1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.
3. Этап усвоения новых знаний и умений.
4. Этап закрепления новых знаний и умений.
5. Этап рефлексии.
6. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний и умений
Сегодня на уроке мы обратимся к закону, который является основным законом нашей жизни, а в химии позволяет осознанно познавать свойства веществ. Этот закон пронизывает все содержание нашего учебника химии. Мы не обращаем должного внимания на действие этого закона в нашей жизни, а он обеспечивает любое финансовое процветание и благополучие, семейное спокойствие и успех в делах, в школьных в том числе, и своими неудачами мы тоже обязаны ему. Этот закон сформулирован в Библии и обоснован древним Аристотелем. Вы готовы его назвать? Тогда в поисках его названия проверим знание домашнего задания следующим образом: закончите предложения (учитель выводит на экран начала предложений, а после высказываний учащихся и ответ на него для самопроверки).
Учащиеся: Предлагают окончания предложений. (Начало каждого утверждение выводится на экран на отдельном слайде презентации и после получения ответа от учащихся дополняется одним кликом по слайду заготовкой для самопроверки).
1. В молекуле ацетилена всего 2 атома углерода С и 2 тома водорода, поэтому … (между атомами углерода тройная связь).
2. К алкинам относятся вещества с молекулярными формулами С2Н2, С3Н4, С4Н6, С5Н8, поэтому … (общая формула алкинов СnH2n-2).
3. Алкины обесцвечивают бромную воду, поэтому … (бромную воду используют в качестве индикатора на алкины).
4. Одновалентный радикал этилена СН2=СН – носит название винил в хлорэтене СН2=СНCl, поэтому … (хлорэтен еще называют винилхлорид).
5. Ацетилен имеет тройную связь, поэтому … (его молекулярная формула С2Н2).
6. М.Г. Кучеров открыл реакцию гидратации ацетилена, предложив для проведения этого процесса использовать в качестве катализатора соли ртути (II), поэтому … (реакция гидратации ацетилена в присутствии солей ртути (II) носит название реакции Кучерова).
7. Соли ртути (II) в реакции Кучерова токсичны, поэтому … (получение уксусного альдегида по реакции Кучерова было вытеснено Вакер-процессом – получение ацетальдегида прямым окислением этилена в присутствии катализатора – хлорида ванадия (II).
8. Ацетилен и его производные вступают в реакции полимеризации, поэтому … (ацетилен используют в производстве синтетического каучука, поливинилхлорида и других полимеров).
Учитель: Как следует назвать то, что записано в данных утверждениях до слова ПОЭТОМУ?
Учащиеся: Причина.
Учитель: Как следует назвать то, что записано в данных утверждениях после слова ПОЭТОМУ?
Учащиеся: Следствие.
Учитель: Сейчас вы можете назвать этот закон?
В жизни он выглядит так:
Учащиеся: Закон причины и следствия.
Учитель: Как вы определите понятия «причина» и «следствие» в этом законе?
Учащиеся: Причина – это побудительное начало; то, что порождает другое или вызывает в нем изменения.
Следствие – это то, что с неизбежностью вытекает из другого.
Учитель: Любое финансовое процветание и благополучие, семейное спокойствие и успех в делах, бизнесе есть не что иное, как следствие конкретных причин, после свершения определенных действий.
Еще Аристотель утверждал, что Вселенная имеет упорядоченную систему, не меняющуюся с истечением времени. Уверял, что множество или одна причина имеет обязательные следствия. А также любая причина повлечет конкретное следствие.
Основываясь на утверждении Аристотеля выдающие люди планеты достигли успехов в медицине, науке, философии, искусстве, по развитию технологии, военном деле и т. д. Закон причины и следствия – двигатель прогресса человечества
А как закон записан в Библии? Что посеешь….
Учащиеся: – то и пожнешь
Учитель: А что этот закон делает со знаниями по химии? Обратимся к составленным вами утверждениям.
Учащиеся: Устанавливает причинно-следственные связи, которые делают понятным строение молекулы вещества, его свойства и применение.
III. Этап усвоения новых знаний и умений
Учитель: А ведь понять и запомнить строение молекулы вещества, его свойства и применение – это цель каждого урока химии. Знание свойств веществ облегчает человеку обращение с ними и безопасность, делает нашу жизнь комфортной. Поэтому предлагаю на этом уроке изучить новое вещество в ходе учебного проекта «Закон причины и следствия в строении, свойствах, применении бензола».
Цель урока: Изучить свойства бензола через выявление причинно-следственных связей в строении молекулы, его свойств и применения для облегчения понимания и запоминания.
Задачи :
1. Аналитическое чтение в учебнике параграфа «Ароматические углеводороды, или арены».
2. Найти в тексте информацию, позволяющую составить утверждения, устанавливающие причинно-следственные связи в строении, свойствах, применении бензола.
3. Использовать графические организаторы для отражения в них причинно-следственных связей каждого утверждения.
Графические организаторы «Причина – следствие»
Причина – это побудительное начало; то, что порождает другое или вызывает в нем изменения.
Следствие – это то, что с неизбежностью вытекает из другого.
Закон причины и следствия в строении, свойствах, применении бензола
1. Строение бензола.
Учитель: (Демонстрирует шаростержневую и объемную модели молекулы бензола).
Учитель: Предскажите, что произойдет, если в одну пробирку с бензолом прилить – 2 мл раствора бромной воды, в другую – 2 мл раствора перманганата калия.
Учащиеся: Изменение окраски реагентов не произойдет.
Учитель: (Демонстрирует опыты: в одну пробирку с бензолом приливает – 2 мл раствора бромной воды, в другую – 2 мл раствора перманганата калия). Изменение окраски реагентов не происходит.
2. Номенклатура бензола.
3. Получение бензола.
4. Физические свойства бензола.
5. Химические свойства бензола.
6. Применение бензола.
Учитель: Подведем итоги.
IV. Этап закрепления новых знаний и умений
Учитель: Повысим уровень работы по определению принно-следственных отношений. Задание 1. Что может произойти, если...
1) В молекуле бензола образуется полуторная связь
Учащиеся:
Бензол вступает в реакции замещения и присоединения.
2) В пробирку нальем 2 мл воды и добавим 5-6 капель йодной настойки, а затем прильем в пробирку 2 мл растворителя «Сольвент», содержащего вещества – аналоги бензола, встряхните пробирку.
Учащиеся:
Водный раствор обесцветится, органический слой окрасится в бурый цвет, произойдет экстракция йода в органический растворитель.
Задание 2. Почему это происходит?
Вдыхание паров бензола приводит к обмороку, поражению мозга, печени. Бензол раздражает кожу и ее следует вымыть теплой водой. Одежду немедленно снять и постирать.
Учащиеся:
Бензол токсичен.
Задание 3. Почему это происходит?
Сначала вычисли, потом ответь.
Вещества С2Н6 С2Н4 С2Н2 С6Н6
Процентное содержание углерода С в молекуле ? ? ? ?
Пламя Бледно-голубое Красноватое Коптящее ?
Учащиеся:
В ряду С2Н6 → С2Н4→ С2Н2 увеличивается массовая доля углерода в молекулах веществ.
Задание 4. Почему это происходит?
Бензол является первым шагом к промышленному получению красителя анилина
С6Н5NO2 + 6[Н] → С6Н5NН2 + 2Н2O (реакция Зинина)
Учащиеся:
Бензол вступает в реакцию замещения с концентрированной азотной кислотой
С6Н6 + HNO3→ С6Н5NO2 + Н2O с образованием нитробензола.
V. Этап рефлексии
Учитель: Можно сказать, что мы выполнили цель и задачи урока?
Учитель: Что служит доказательством этого?
Учащиеся: Мы выполнили цель и задачи урока, так как составили, графический конспект «Закон причины и следствия в строении, свойствах, применении бензола», в котором выявили причинно-следственные отношения в строении, свойствах, применении бензола и на их основе можем дать характеристику бензолу.
Учитель: Как вы определите для себя уровень развития умения определять причинно-следственные связи?
VI. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Выполнить задания на выбор:
1) §15, №1 на с.70
2) §15, №4 на с.70
3) С целью развить свои творческие способности сочинить притчу или сказку о причине и следствии.