СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Бионика"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающие научатся приобрести знания о бионике, как междисциплинарной науке, о многообразии и взаимосвязи природных явлений в живой и неживой природе, а также получат возможность научиться тому, что именно объекты живой природы стали первоисточником и для многих изобретений и открытий в других областях науки и послужили прототипами для создания различных приборов и устройств, в свете тесной интеграции данной темы с учебной дисциплиной «физика» закрепят знания о таких понятиях, как электричество, реактивное движение.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Бионика"»



Методическая разработка занятия.

Тема: Бионика.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые 
образовательные 
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): обучающие научатся приобрести знания о бионике, как междисциплинарной науке, о многообразии и взаимосвязи природных явлений в живой и неживой природе, а также получат возможность научиться тому, что именно объекты живой природы стали первоисточником и для многих изобретений и открытий в других областях науки и послужили прототипами для создания различных приборов и устройств, в свете тесной интеграции данной темы с учебной дисциплиной «физика» закрепят знания о таких понятиях, как электричество, реактивное движение.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): научатся понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; получат возможность научиться слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, работать с текстом.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуация, развивают логическое мышление

Методы и формы 
обучения

Объяснительно-иллюстративный, проблемный методы. Формы работы: групповая, фронтальная. Используемые технологии: технология развития критического мышления, ИКТ.

Образовательные 
ресурсы

УМК: 1. Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. –М., 2017



Ход занятия.



Организационный момент.

Приветствие. Проверка явки обучающихся.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Девиз: «Живые организмы – ключ к новой технике».



Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.


Леонардо да Винчи

Нет ничего более изобретательного, чем природа.

Цицерон


Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.

Герцен А. И.

Изучение и наблюдение природы породило науку.

Цицерон


Преподаватель: Что хотели сказать великие люди своими высказываниями?

Что за наука о которой говорит нам Цицерон?


2.Актуализация знаний, умений.

У вас на столах технологические карты урока. Напишите свою фамилию и имя.

Вы все сейчас совершили действия рукой. Подписав свои листочки. Давайте вернемся к эволюции.

Задание №1. (прием наблюдение и анализ -5 мин)

  1. Рассмотрите и распределите конечности с точки зрения эволюции – цифрами.

  2. Подпишите функции, которые могут выполнять эти конечности.

  3. Каким видам животных эти конечности принадлежат?

Ответы: 1,3,2,4 ступени эволюции.

Закончили обсуждение.

1. Лягушка ( функция :плавательная, опорная при передвижении) Почему плавательная? Можно что либо хватать ею?

  1. Птица (курица)- хватательная, ходить, бегать, копать. Может мелкие вещи поднимать?

  2. Ящерица (геккон) – по вертикальной поверхности передвижение.

  3. Человек (примат) – мелкая моторика. Подвижность в запястье.

Какую конечность ставим по сложности на 1 место?

Задание №2 Чем отличается конечность приматов от других представителей Хордовых.

Чем отличается конечность приматов от представителей других хордовых?

( 1 минута)

  • Большой палец противопоставлен остальным.

  • Наличие фалангов;

Конечность пятипалая;

Запястье, которое обеспечивает подвижность руки.

А у всех существует такая конечность в природе или только у нас?

3.Постановка проблемы формулирования темы и целей урока.


Итак .скажите как называется наука, которая изучает строение, функции и жизнедеятельность живых организмов.(Биология)

Можно ли создать искусственную конечность ? ( да, она называется манипулятор)

Что мы должны знать и на какие науки делаем упор при создании кисти – манипулятор. (биология и техника). Я вам предлагаю следующую задачу: из букв (И, А, И, Н, О, Б, К), которые находятся в конверте, составьте слово и мы определим тему урока.

Определим тему урока : Бионика (определение записывается в опорную схему урока).

Определите цели нашего урока.

Цель которой сделать мир людей еще более удобным, при помощи техники, созданной подглядыванием за живой природой.

Цели и задачи урока:

  1. Показать взаимосвязь биологии и техники, физики, медицины, других дисциплин, на основе общности ряда законов живой и неживой природы, углубить представления о единстве материального мира, взаимосвязи и обусловленности явлений, их познаваемости.

  2. Активизировать мышление, умение самостоятельно формулировать выводы.

  3. Создание руки – манипулятора, показывая взаимосвязь наук биологии и техники.

  4. Развитие мотивации изучения биологии, повышение интереса к предметам естественно – научного цикла, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщение интересных сведений.


Задание № 2 Видеоролик «Бионика». Просмотреть видеоролик и ответить на вопросы.

  • Что изучает наука «Бионика?

  • Дата возникновения наук.

  • Кто является основоположником науки «Бионика»?

  • Основные направления науки «Бионика».

4.Реализация построенного проекта.

Задание № 3 Самостоятельная работа с тестом: Строение кисти человека.

Пальцы состоят из ……………

Что обеспечивает движение пальцев………….мышцы.

Сгибание обеспечивает суставы и сухожилия.

И так знаний более чем достаточно, теперь давайте изобретать, решать инженерные задачи на основе полученных биологических знаний.Создадим руку манипулятор. Люди какой профессии работает над созданием такой руки - конструкторы. Так как вы работаете в группах, то представим что это конструкторское бюро – КБ. Придумайте название вашему конструкторскому бюро.

Чтобы понять как сделать руку - манипулятор, что мы должны знать. Правильно строение кисти руки. А что изучает бионика? Как же устроена кисть руки.?

У нас нет двигателей, поэтому мы будем мышцами которые будут осуществлять движение пальцев.

У нас есть на столах гофрированные трубки , они послужат нам для конструирования пальц рук. Нитки будут выполнять роль сухожилий.

У нас пальцы имеют 3 фаланга. У вас на столах канцелярский нож. По ТБ вырезаем треугольники, режем от себя. Это фаланги пальцев, которые будут обеспечивать движение пальца в одну сторону. Двигаться заставит нам нитка. Вставляем нить во внутрь и закрепляем скотчем. Каждая группа по 1 пальцу руки изобретает. Затем из каждой группы выбрать одного представителя, чтобы потом создать полностью руку – манипулятор.

5.Обобщение, закрепление знаний.





Презентация слайдов. (подводная лодка, репейник, мак, осьминог, лист лотоса).

тест


  1. Рефлексия .

Синквейн «Бионика»




7. Итоги урока.

Вернемся к девизу нашего урока. Девиз: «Живые организмы – ключ к новой технике».
































6.Закрепление.Самостоятельная работа «Природа – изобретатель.

  1. Природа изобретатель.











Реактивное движение Цепкие лапы птицы










Кондиционер Летучая мышь








Самолёт Кальмар








Радар Клюв веретенника









Пинцет Термитник











Ковш погрузчика Птица




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!