СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных - чик (-щик)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных - чик (-щик)"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных - чик (-щик)"»

Тема: Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока:

1.Научиться узнавать суффиксы -чик (-щик); научить правильно писать суффиксы -чик (-щик); устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;

2.Развивать орфографическую зоркость, творческие способности обучающихся.

3.Вызвать интерес к изучаемой теме.

Планируемые результаты:

1.Знание условий выбора букв ч и щ в суффиксе существительных –чик(щик);

2.Владение навыками морфемного разбора слов;

3.Умение объяснять языковые явления;

4.Развитие мотивации к аналитической деятельности.

Технические требования к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование: раздаточный материал (приложение).

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, частично-поисковый.


Ход урока

I.Организационный момент.

Для начала откройте тетради, запишите число. Пропустите вторую строку, позже мы запишем тему урока. Мы продолжаем работу по теме «Имя существительное».



Выпишите в такой последовательности номера предложений: 1) не – отрицательная частица, 2) не является приставкой.

1. Кругла, а (не) месяц, зелена, а (не) дубрава, с хвостом, а (не) мышь. 2. Друг познается в (не) счастье. 3. (Не) топор тешет, а плотник. 4. Опять гудит, бушует (не) погода. 5. Люди пишут (не) пером, а умом. 6. Заколдован (не) видимкой, дремлет лес под сказку сна. 7. (Не) воин, а со шпорами, (не) караульщик, а кричит.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, а поможет нам морфема. Какая? Догадайтесь, прослушав стихотворение-загадку:

Маленький, но удаленький
Живет в слове, в его основе.
Слов значенье меняет в мгновенье.
Было море - стал моряк.
Была рыба - стал рыбак.
Был дом - стал домище.
Был топор - стал топорище.
Превратилась школа - в школьника.
Школьный двор - в седого дворника. (суффикс)

- Почему писатель дал такое наименование суффиксу? Что такое суффикс?

Запишите следующие слова в своих тетрадях.

Море - моряк,

рыба - рыбак,

дом - домище,

школа - школьник,

двор - дворник.

- Выделите в этих словах суффиксы. Какие новые значения приобрели слова, когда к ним присоединили суффикс? Какой частью речи все они являются? Как могут быть связаны профессии и суффиксы?

Сейчас вы должны записать профессии с суффиксами - чик-, - щик-, определяя их по лексическому значению.

(Записываем слова в столбик с маленькой буквы).

Обратить внимание на посадку уч-ся и запись в тетради.


  1. Рабочий на погрузке и выгрузке. (грузчик)

  2. Лицо, имеющее подписку на какое – нибудь издание. (подписчик)

  3. Специалист по переводам с одного языка на другой. (переводчик)

  4. Солдат, обслуживающий пулемет. (пулеметчик)

  5. Тот, кто перебежал к врагу, изменник. (перебежчик)

  6. Рабочий, работающий посменно с другим. (сменщик)

  7. Работник, который занимается приемом чего – нибудь. (приемщик)

  8. Рабочий по настилу крыш. (кровельщик)


Слайд №2. ( Заранее записано на доске учителем)

грузчик (грузить) сменщик

подписчик (подписать) приемщик

переводчик (переводить) кровельщик

пулеметчик (пулемет)

перебежчик (перебежать)


- Какая проблема встала перед вами, когда вы стали записывать эти слова?

- Сомневались ли вы в выборе согласных в суффиксе?

- А что общего в этих словах и в этих суффиксах?

(Суффиксы образуют существительные со значением лица, слова обозначают людей какой- либо профессии).

Значение суффиксов определили, а вот орфографическую проблему так и не решили. Может вы заметили какую – то закономерность.

(Заслушать варианты ответов).

- Давайте проверим правильность ваших ответов.

(Открывается таблица)


Слайд № 3.


В суффиксе существительных – чик – и – щик –


Ч


После букв: д, т, з, с, ж


объездчик


Щ


В остальных случаях


барабанщик


Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.



После согласной л – пиши ь.


угольщик


- Итак, сформулируйте правило. Вернемся к записанным словам и проверим, правильно ли мы написали.

(Записаны слова на доске, учитель выделяет орфограмму).

Вывод: чтение правила в учебнике на странице 153

VII. Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили теоретический материал о правописании суффиксов, проведем игру.

«Четвертый лишний»(приложение 2)Найдите лишнее и обоснуйте свой ответ.

1. Перевод…ик, переплет…ик, рассказ…ик, огурик.

2. Бетон…ица,лимон…ик, смен..ица, заговор…ица

3. Клю..ики, мя..ик, смаз..ик, кирпи..ик.

4. Автоответ..ик, дат..ик, электросчет..ик,, стуль..ик.

Обучающиеся вслух доказывают свою точку зрения.

Вывод: суффиксы –чик (-щик) употребляются:

1) в словах, обозначающих род деятельности человека;

2) в словах, обозначающих аппарат, механизм, инструмент.

В некоторых словах употреблен суффикс –ик, а буква «ч» входит в часть корня.

Игра « Замени синонимом»

По данному толкованию узнайте слова и запишите их. Обозначьте в них условия выбора букв ч и щ в суффиксе –чик (-щик).Какие еще значения слова разведчик вам известны?

1)Рабочий на погрузке или выгрузке ( грузчик)

2)типографский рабочий, делающий переплеты у книг( переплетчик»)

3) шахтер, работающий в забое ( забойщик)

4) музыкальные инструменты настраивает (настройщик)

5)специалист по переводам с одного языка на другой ( переводчик)

6)солдат, имеющий на вооружении пулемет (пулеметчик)

7) железнодорожник, сцепляющий вагоны ( сцепщик)

8) человек, управляющий самолетом (летчик)

9)военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике(разведчик).

VIII. Тестовый самоконтроль (Приложение 3)

А1. От какого глагола образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?

А.грузить

Б. погонять

В.рассказывать

Г. летать

1)А 2)Б,В 3)А,В,Г 4)Б

А2. От какого слова образуется существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЧИК-?

А.фонарь

Б.возить

В.табун

Г.стекло

1)А,Б 2)В,Г 3)Б 4)А,Г

А3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?

А. мя…ик

Б. перевод…ик

В. пиль..ик

Г. перебеж..ик

1)А,В 2)Б,В,Г 3)А,Б,Г 4)Б,В

А4. В каком слове нет суффикса – ЧИК-?

1) флакончик

2) журнальчик

3) апельсинчик

4) мизинчик

В1.Укажите способ образования слова ПЕРЕБЕЖЧИК


Рефлексия.

- Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?

– Для чего надо знать значения суффиксов?

– Какую роль играют в языке суффиксы?

IX. Домашнее задание (на выбор).

    1. Придумать рассказ (5-6 предложений), употребляя слова, на изученную орфограмму, выучить правило на стр.153.

    2. Выполнить упражнение 296, выучить правило на стр.153.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!