Тема: Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Цели урока:
1.Научиться узнавать суффиксы -чик (-щик); научить правильно писать суффиксы -чик (-щик); устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;
2.Развивать орфографическую зоркость, творческие способности обучающихся.
3.Вызвать интерес к изучаемой теме.
Планируемые результаты:
1.Знание условий выбора букв ч и щ в суффиксе существительных –чик(щик);
2.Владение навыками морфемного разбора слов;
3.Умение объяснять языковые явления;
4.Развитие мотивации к аналитической деятельности.
Технические требования к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оборудование: раздаточный материал (приложение).
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, частично-поисковый.
Ход урока
I.Организационный момент.
Для начала откройте тетради, запишите число. Пропустите вторую строку, позже мы запишем тему урока. Мы продолжаем работу по теме «Имя существительное».
Выпишите в такой последовательности номера предложений: 1) не – отрицательная частица, 2) не является приставкой.
1. Кругла, а (не) месяц, зелена, а (не) дубрава, с хвостом, а (не) мышь. 2. Друг познается в (не) счастье. 3. (Не) топор тешет, а плотник. 4. Опять гудит, бушует (не) погода. 5. Люди пишут (не) пером, а умом. 6. Заколдован (не) видимкой, дремлет лес под сказку сна. 7. (Не) воин, а со шпорами, (не) караульщик, а кричит.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, а поможет нам морфема. Какая? Догадайтесь, прослушав стихотворение-загадку:
Маленький, но удаленький
Живет в слове, в его основе.
Слов значенье меняет в мгновенье.
Было море - стал моряк.
Была рыба - стал рыбак.
Был дом - стал домище.
Был топор - стал топорище.
Превратилась школа - в школьника.
Школьный двор - в седого дворника. (суффикс)
- Почему писатель дал такое наименование суффиксу? Что такое суффикс?
Запишите следующие слова в своих тетрадях.
Море - моряк,
рыба - рыбак,
дом - домище,
школа - школьник,
двор - дворник.
- Выделите в этих словах суффиксы. Какие новые значения приобрели слова, когда к ним присоединили суффикс? Какой частью речи все они являются? Как могут быть связаны профессии и суффиксы?
Сейчас вы должны записать профессии с суффиксами - чик-, - щик-, определяя их по лексическому значению.
(Записываем слова в столбик с маленькой буквы).
Обратить внимание на посадку уч-ся и запись в тетради.
Рабочий на погрузке и выгрузке. (грузчик)
Лицо, имеющее подписку на какое – нибудь издание. (подписчик)
Специалист по переводам с одного языка на другой. (переводчик)
Солдат, обслуживающий пулемет. (пулеметчик)
Тот, кто перебежал к врагу, изменник. (перебежчик)
Рабочий, работающий посменно с другим. (сменщик)
Работник, который занимается приемом чего – нибудь. (приемщик)
Рабочий по настилу крыш. (кровельщик)
Слайд №2. ( Заранее записано на доске учителем)
грузчик (грузить) сменщик
подписчик (подписать) приемщик
переводчик (переводить) кровельщик
пулеметчик (пулемет)
перебежчик (перебежать)
- Какая проблема встала перед вами, когда вы стали записывать эти слова?
- Сомневались ли вы в выборе согласных в суффиксе?
- А что общего в этих словах и в этих суффиксах?
(Суффиксы образуют существительные со значением лица, слова обозначают людей какой- либо профессии).
Значение суффиксов определили, а вот орфографическую проблему так и не решили. Может вы заметили какую – то закономерность.
(Заслушать варианты ответов).
- Давайте проверим правильность ваших ответов.
(Открывается таблица)
Слайд № 3.
В суффиксе существительных – чик – и – щик – |
Ч После букв: д, т, з, с, ж объездчик | Щ В остальных случаях барабанщик |
Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.
После согласной л – пиши ь. угольщик |
- Итак, сформулируйте правило. Вернемся к записанным словам и проверим, правильно ли мы написали.
(Записаны слова на доске, учитель выделяет орфограмму).
Вывод: чтение правила в учебнике на странице 153
VII. Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили теоретический материал о правописании суффиксов, проведем игру.
«Четвертый лишний»(приложение 2)Найдите лишнее и обоснуйте свой ответ.
1. Перевод…ик, переплет…ик, рассказ…ик, огур…ик.
2. Бетон…ица,лимон…ик, смен..ица, заговор…ица
3. Клю..ики, мя..ик, смаз..ик, кирпи..ик.
4. Автоответ..ик, дат..ик, электросчет..ик,, стуль..ик.
Обучающиеся вслух доказывают свою точку зрения.
Вывод: суффиксы –чик (-щик) употребляются:
1) в словах, обозначающих род деятельности человека;
2) в словах, обозначающих аппарат, механизм, инструмент.
В некоторых словах употреблен суффикс –ик, а буква «ч» входит в часть корня.
Игра « Замени синонимом»
По данному толкованию узнайте слова и запишите их. Обозначьте в них условия выбора букв ч и щ в суффиксе –чик (-щик).Какие еще значения слова разведчик вам известны?
1)Рабочий на погрузке или выгрузке ( грузчик)
2)типографский рабочий, делающий переплеты у книг( переплетчик»)
3) шахтер, работающий в забое ( забойщик)
4) музыкальные инструменты настраивает (настройщик)
5)специалист по переводам с одного языка на другой ( переводчик)
6)солдат, имеющий на вооружении пулемет (пулеметчик)
7) железнодорожник, сцепляющий вагоны ( сцепщик)
8) человек, управляющий самолетом (летчик)
9)военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике(разведчик).
VIII. Тестовый самоконтроль (Приложение 3)
А1. От какого глагола образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?
А.грузить
Б. погонять
В.рассказывать
Г. летать
1)А 2)Б,В 3)А,В,Г 4)Б
А2. От какого слова образуется существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЧИК-?
А.фонарь
Б.возить
В.табун
Г.стекло
1)А,Б 2)В,Г 3)Б 4)А,Г
А3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?
А. мя…ик
Б. перевод…ик
В. пиль..ик
Г. перебеж..ик
1)А,В 2)Б,В,Г 3)А,Б,Г 4)Б,В
А4. В каком слове нет суффикса – ЧИК-?
1) флакончик
2) журнальчик
3) апельсинчик
4) мизинчик
В1.Укажите способ образования слова ПЕРЕБЕЖЧИК
Рефлексия.
- Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?
– Для чего надо знать значения суффиксов?
– Какую роль играют в языке суффиксы?
IX. Домашнее задание (на выбор).
Придумать рассказ (5-6 предложений), употребляя слова, на изученную орфограмму, выучить правило на стр.153.
Выполнить упражнение 296, выучить правило на стр.153.