Урок по теме «Числовые последовательности»
Задача: Дать определение понятию числовой последовательности, способов задания числовой последовательности, виды числовой последовательности
Цели:
Образовательные: Ввести понятие числовой последовательности, рассмотреть способы задания последовательности и её частные случаи.
Развивающие: Развивать познавательные интересы, память, воображение, мышление, внимательность, наблюдательность, сообразительность.
Воспитательные: воспитывать у учащихся любознательность, активность, формирование умения работать в группах, формировать навыки самоконтроля.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
1.Организационный этап.
Приветствие учащихся, объявление эпиграфа урока «Числа не управляют миром,
но показывают, как управляется мир» Иоганн Вольфганг Гёте. Слайд 2. (1 мин)
2.Устный счет. (3 мин)
- Сегодняшний урок начнем с повторения и подготовки к ОГЭ. Слайд 3.
3. Объявление темы и целей урока. Слайд 4 (6 мин)
- Давайте выполним некоторые задания для определения уровня IQ. (шутка)
Продолжите ряд, указав еще два значения.
О д т ч п (ш с ) (один, два, три, четыре...)
3 6 9 (12 15) (кратны 3)
2 4 8 16 (32 64) (степень 2)
1 5 9 (13 17)
1 5 25 (125 625) (степень 5)
к о ж з г (с ф) (каждый охотник желает знать где сидит фазан )
1 1 2 3 5 8 (13 21) (числа Фибоначчи)
П в с ч п ( с в) (понедельник, вторник,...)
31 28 31 30 31 30 31 31 30 31 (30 31) (число дней в месяце 2014г)
10 -10 10 (-10 10)
- Все выписанные примеры являются последовательностями.
В дальнейшем мы будем рассматривать только числовые последовательности.
Итак, запишите в тетрадях тему нашего урока – «Числовые последовательности»
Цели и задачи урока - выяснить, что такое числовая последовательность и как задаются последовательности, учиться применять полученные знания на практике. Слайд 5
4 .Изучение нового материала. (15 мин)
- Посмотрите на графики этих функций.
Чем они похожи? В чем их отличие? Слайд 6.
-Определение. Числовая последовательность – это числовая функция f, которая определена на множестве натуральных чисел N. Областью определения является множество натуральных чисел N. Итак, числовая последовательность – это частный случай функции.
- Пусть у=f (n) – числовая последовательность. Тогда y1=f(1), y2=f(2), y3=f(3) … yn=f(n) – первый, второй, третий и n-й члены последовательности. После yn идет yn+1, а перед ним yn-1.
Как и функции, последовательность может задаваться разными способами. Слайд 9
Аналитический - с помощью формулы n-ого члена – позволяет вычислить член последовательности с любым заданным номером. Пример, Хn = 3n + 2
Словесный - с помощью описания. Например: Записать последовательность, все члены которой с нечётными номерами равны -2, а с чётными номерами равны 2.
-2; 2; -2; 2; -2; 2; …
3) Рекуррентный - от слова recursio – возвращаться, указывается правило, позволяющее вычислить n-й член последовательности, если известны ее предыдущие члены. Слайд 10
=1; =1; = +
= + =1+1=2;
= + =2+1=3;
= + =3+2=5;
- последовательность Фибоначчи, ее мы уже рассматривали 1 1 2 3 5 8 (13 21)
5. Закрепление нового материала. Решение задач.(10 мин)
Работа в парах. Слайд 11-13
Решение задач с учебника № 380 а,б, №382 а,б – составить одну из возможных формул n-го члена последовательности по первым пяти ее членам. Слайд 14.
Решение №380 а) аn=n б) аn=n - 3 №382 а) аn=n2, б) аn=(n+1)2
6.Самостоятельная работа с последующей проверкой. (6 мин)
Раздаются цветные карточки с заданиями. Слайд 15
Проверка Слайд16
7. Итоги урока и домашнее задание:
Рефлексия деятельности. Слайд 17
- Продолжите следующие предложения
Сегодня на уроке я узнал …
Мне понравилось…
У меня возникли сложности при…
Я бы еще хотел узнать…
Выберите последовательность, которая отражает степень восприятия вами данной темы
1)5, ,5, , 5 4) 2, , 2, , 2
2)4, ,4, , 4
3)3, , 3, , 3
Запишите этот номер на обороте карточки
Домашнее задание №378 а,б, №380 в,г, №382 в,г Слад18
Прочитать историческую справку о последовательности Фибоначчи и его свойствах.
На этом наш урок окончен, всем спасибо за внимание. Слайд 19