СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

На данном уроке применялся деятельностный подход в обучении.

На этапе актуализации знаний учащиеся активно работали, формулировали выводы.

В содержание урока были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цель урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»»











Конспект урока русского языка на тему:

«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»





Подготовила: Голубева В.С. учитель начальных классов

МБОУ «Школа №4» г.о. Семёновский













октябрь 2020 г

Предмет: русский язык Класс: 2 УМК «Школа России»

Тема урока: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний (урок - исследование)

Проблема:

  • Какие слова называются родственными?

  • Что такое корень слова?

  • Какие слова называются однокоренными?

Новые знания:

  • 1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

  • 2. Корень – общая часть родственных слов.

  • 3. Родственные слова иначе называются однокоренными.


Цель: формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловую составляющую


Задачи урока:

Образовательные: создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках однокоренных слов, одинаковом написании корня в однокоренных словах;

Развивающие: способствовать развитию умений распознавать однокоренные слова в тексте, благодаря общности лексического значения и неизменяемой части; способствовать развитию самостоятельности при работе с материалом и прочими учебными пособиями, при записи слов. 

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, стимулировать интерес к изучению родного языка.


Планируемые результаты

Предметные *различать однокоренные слова; *выделять корень в однокоренных словах; *подбирать примеры однокоренных слов; *находить однокоренные слова в тексте;


Метапредметные Познавательные: * наблюдать, проводить сравнение объектов, классификацию по заданным критериям *осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий

* построить логические цепи рассуждений. Регулятивные: * принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; *нацелить на успешную деятельность; Коммуникативные: * вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; * формировать умение слушать и слышать; *доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; Личностные: *проявлять интерес к русскому языку; * адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности; *формировать навыки самоконтроля и самооценки; *формировать чувство коллективизма, и индивидуальности обучающихся.


Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Технологическая карта урока русского языка во 2 «Б» классе

Этап урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Актализация знаний (Мотивация к учебной деятельности, работа над лексическим словом – исследование, чистописание)

7 мин






1 сл

2 сл








3 сл







4 сл








5сл

Выкл доск









- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успешной работы себе и своему соседу.

-Что необходимо для успешной работы?

- Посмотрите на экран, вам предложен ряд слов, прочитайте их и постарайтесь из данных слов собрать предложение:

НАС, ВСЕ, У, СЕГОДНЯ, ПОЛУЧИТСЯ!

- Молодцы ребята, теперь я предлагаю «разбудить» наши голоса и произнести это предложение всем вместе хором!

-Замечательно, думаю теперь после хорового ответа напряженность в классе снизилась и вы будете активно работать.

- Ну что ж наш урок я предлагаю начать с девиза, он представлен на экране: (читает ученик)

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но мы исследовать начнём

И сами до всего дойдём.

-Что значит исследовать? Какое лексическое значение данного слова?

-Исследовать - подвергать научному исследованию какую-нибудь проблему или тему.

-Сегодня у нас необычный урок- урок - исследования. Результаты нашего исследования мы будем записывать в тетрадь. Тему исследования мы определим, выполнив задания. Но для начала нам необходимо открыть рабочие тетради и записать число и классная работа.

В название месяца нам встретиться слог - ря, именно соединение этих двух букв я включила в минутку чистописания. Обратите внимание, что буквы соединяются при письме посредством нижнего соединения, к сожалению многие из вас его теряют, поэтому пропишите стоку с данным соединением букв.

(спрашиваю учеников как производится запись: сколько строк пропустить, пальцев и прошу выполнить комментированное орфографическое письмо)




Внимание, дисциплина и тд


Читают про себя ряд слов на слайде, составляют из них предложение: У нас все получится!


Произносят хором предложение







Читает ученик




Предположения учеников








Открывают тетради, записывают число и классная работа под диктовку одного из учеников.


Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД:

-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом интерактивной доски, материалом учебника;


2.Самоопределение к деятельности.

«Открытие» учащимися нового знания» (Постановка темы и цели урока)


7 мин















Вкл доску!





6сл

-Какой язык является для нас родным?

-Русский язык является государственным языком в России и языком межнационального общения.

-Вы знаете, что в русском языке есть слова – «родственники». Подберите к слову «родной» родственные слова

- Прочитайте общую часть.

Во время дистанционного обучения мы с вами косвенно касались данной темы и по-особому выделяли и называли эту общую часть в словах, может быть кто-то помнит?

-Молодцы, посмотрите во всех наших родственных словах один корень, значит как мы можем назвать такие слова, не родственные, а…?


запишите в тетрадь


-Может быть кто-то уже догадался какова тема нашего исследования?

-Сформулируем задачи урока с помощью опорных слов

*Повторим, что такое ….

*Научимся распознавать и находить в словах….

*Подбирать…

*Определять их …


Русский




род, родился, Родина, родимая


общая часть


корень





однокоренные


Корень. Однокоренные слова.



Родственные слова

корень

однокоренные слова

лексическое значение


Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-самоанализ и самоконтроль результата;

Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Регулятивные УУД:

- развитие умения формулировать цели урока, самостоятельно составлять план урока и последовательность действий;


3. Первичное закрепление нового материала

10 мин.






7 сл





8 сл

















9 сл






-Природа нашей страны красива, удивительна и с одним из словарных слов я составила небольшой текст о природе нашей Родины. Прочитайте про себя данный текст. Он у вас на столах на карточках, так же продублирован на слайде. Прочитай вслух…(ученик).


Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки! Рядом осины постарше. Под деревьями вижу грибы. Это подосиновики.


Какое предложение может являться заглавием?

Осиновый лес.

Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки! Рядом осины постарше. Под деревьями вижу грибы. Это подосиновики.


-В каждом предложении данного текста спрятаны однокоренные слова, сейчас мы будем их находить, размышлять над лексическим значением каждого слова и записывать их в свои тетради. Я попрошу выйти к доске и помочь мне в поиске и записи однокоренных слов….(ученик)


Доп.вопрос: -Словами предметами, признаками или действиями являются данные записанные слова?

-Какие же слова называются однокоренными? Давайте сделаем некий вывод.

ВЫВОД:

Давайте сверим наш вывод с определением из учебника, У стр…









Читают текст про себя, один ученик читает вслух.




Осиновый лес.






У доски выписывает ученица слова: осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.

Объясняет лексическое значение каждого слова, выделяет корень.







Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Познавательные УУД:

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Регулятивные УУД:

- развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом интерактивной доски, материалом учебника;

- формирование умения формулировать алгоритм действия , выбор основания для классификации слов;


Динамическая пауза

2 мин

10 сл

Динамическая пауза у нас пройдет необычно. Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями, а вы -листочки с этих деревьев (у детей на партах листики со словами). Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.

  • 1 группа - рыб -

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

  • 2 группа - ум –

Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

  • 3 группа - ворон –

Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

  • 4 группа - вод –

Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.


Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;

Регулятивные УУД:

- контроль этапов своей работы, оценка процесса и результата выполнения задания.


4. Закрепление нового материала

5 мин


11 сл














12 сл

2 ученика у доски остальные записывают в тетрадь по вариантам

-Образуйте однокоренные слова от данного слова по образцу:

предмет-признак-действие

Выделите корень.

1 в звон…-

Доп. вопрос: назвать слово, где букв больше чем звуков?

2 в боль-…

Доп. вопрос: Какую функцию выполняет мягкий знак во всех словах?


- Давайте повторим, как пишется корень в однокоренных словах?

Чтобы найти корень составим алгоритм действий:

1. Определить значение слова.

2. Подобрать родственные слова.

3. Найти общую часть слова – корень.

Проверка алгоритма по рядам.










звонок –звонкий -звонить


болезнь – больной -болеть


Личностные УУД:

-самоанализ и самоконтроль результата;

Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Регулятивные УУД:

- формирование умения формулировать алгоритм действия, выбор основания для классификации слов;


5. Проверочное задание-тест.


6мин

13 сл

- У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

Послушайте внимательно задание. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе. (1,2,3)

Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам

И проверь-ка ты все сам:

Все ли слова родные – однокоренные?

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Горный, горка, городок,

Пес, песочный, песок,

Моряки, морской, моржи,

Корень, корневой, коржи.

Все проверили слова? Отвечайте тогда!

-Давайте проверим, какие же слова оказались лишними.

1) 1, 2, 3.

2) 1, 2, 3.

3) 1, 2, 3.

4) 1, 2, 3.

5) 1, 2, 3.

6) 1, 2, 3.

7) 1, 2, 3 .

- Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.


Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- контроль этапов своей работы, оценка процесса и результата выполнения задания.


Итог урока. (Домашнее задание. Рефлексия)

3 мин

14 сл






15 сл

-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр.№ ) -определить, какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

-Давайте еще раз закрепим наши знания:

Что такое корень? Как найти корень в слове? Что такое однокоренные слова?




Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Регулятивные УУД:

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!