СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 2 класс тема: " Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?  

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 2 класс тема: " Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"»


УМК «Школа России»

Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М., «Просвещение»

Класс: 2 Б

Учитель: Аманчина А.В.

Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Тип: изучение нового материала

Цель урока: познакомить с признаками однокоренных слов, формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»; принимать и сохранять учебную задачу; работать в парах, учитывая мнение партнера, высказывать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; анализировать, обобщать и делать выводы.


Оборудование: карточки для работы в парах, плакат с изображением дерева, карточки со словами, презентация, компьютер.

Ход урока

1.Организационный момент

Руки (на месте)

Ноги (на месте)

Локти (края)

Спина (прямая)

2.Мотивация к деятельности.  

Есть очень хорошая русская пословица (Слайд): «Ученье – свет, а неученье – тьма».

Объясните значение пословицы.

- Действительно, знания ведут человека к свету. С умным человеком интересно общаться, у него великое будущее, перед ним все дороги жизни открыты. А вот человеку, у которого недостаточно знаний, в жизни будет сложно добиться признания. Вам же я желаю, на наших уроках обогащаться, получать, как можно больше знаний.

3. Минутка чистописания. Орфографическая минутка. Работа над словарными словами. (слайд)

Гимнастика для рук

Запишите число. Классная работа

-Запишите слово по лексическому значению.

. Дерево с белым стволом. (берёза )

. Изображение чего-либо при помощи красок или карандашей. ( рисунок)

. Движение воздуха. ( ветер )

. А как сказать, чтобы он был лёгким? (ветерок )

Приспособление для копки земли. (лопата )

4.Актуализация знаний. .

- Какие части растения вы знаете?

Учитель загадывает загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)(Начинается составление ментальной карты)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень - многозначное:

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

3) часть слова.

- Какое значение имеет корень для растений, для зуба, для волос? (важное, значимое)

- Какое значение корня нас будет интересовать в русском языке? (корень слов)

5. Постановка темы и задач урока

– Кто сформулирует тему нашего урока? Что бы мы хотели узнать на уроке? (Что такое корень? Какова его роль в словах? Какие слова называются однокоренными?)

Обозначим проблемные вопросы:

1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Однокоренные слова

Работа на доске.

- (На доске появляется “дерево”, на нем - однокоренные слова.)

Сказка садовника:

Много лет назад появилось на свете слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий. Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове.

Итак, посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. (Зоосад, пересадка, садовод, посадим). Как в сказке называются эти слова? (родственниками) Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов (общая часть – сад-) Как называется эта часть? (корнем). Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.

Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными. А как мы с вами выделяем в родственных словах одинаковую часть?

(Показать обозначение корня)(на ментальную карту)

Упражнение на внимание.

— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД. Добавим их на наше дерево.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик - словом.

Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадка рядом,

А вот садовый цветок,

Садовник пересадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

- Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад.

- Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова?

- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова. ( добавление на ментальную карту)

6Физкультминутка.  

7.  Закрепление изученного материала:

Работа с учебником  Стр.62, упр 87

Упражнение в распознавании однокоренных слов.

Игра за сели домики






- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»?

вода

лиса

морской



водичка

лист

лисонька

моряк

море

водный





водитель

лисичка



лисий

мороз

подводник






8.Рефлексия деятельности. 

 Перед Вами на партах карточка с заданием. Нужно в каждом ряду зачеркнуть лишнее слово, оставить только родственные слова. Выделить корень. Работаем парами.

  1. Чайка, чайник, чай.

  2. Гусь, гусыня, густой.

  3. Лиса, лисица, лесник.

  4. Буря, ветерок, ветер.

Поменяйтесь карточками с соседями по парте. Проверьте выполнение задания. Поставьте смайлик за работу

9.Подведение итогов

С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?

Оценка деятельности учащихся.

Закрась столько звёзд, насколько ты оцениваешь свою работу на уроке




 Домашнее задание

Стр.62,упр.88, на 4 выполнить упражнение, на 5 нужно еще написать три пары однокоренных слов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!