СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления изученного материала по теме "Деепричастие".

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Деепричастие"»

Урок по теме «Деепричастие» Учитель русского языка и литературы Л.А.Плетнёва

Урок по теме «Деепричастие»

Учитель русского языка и литературы Л.А.Плетнёва

 II. Целеполагание. . Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность.  Д.Э.Розенталь   Цели: 1.Обобщить и систематизировать теоретические сведения о деепричастии. 2.Формировать практические навыки.  3.Воспитывать чувство такта и умение работать в паре.

II. Целеполагание.

.

Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность.

Д.Э.Розенталь

Цели:

1.Обобщить и систематизировать теоретические сведения о деепричастии.

2.Формировать практические навыки. 3.Воспитывать чувство такта и умение работать в паре.

Устная лингвистическая разминка. -Что называется деепричастием? -Что общего у деепричастия и причастия? - У деепричастия и глагола?  -Что такое деепричастный оборот? -Какова его синтаксическая роль? -Какие знаки препинания ставятся при деепричастии и деепричастном обороте на письме?

Устная лингвистическая разминка.

-Что называется деепричастием?

-Что общего у деепричастия и причастия?

- У деепричастия и глагола?

-Что такое деепричастный оборот?

-Какова его синтаксическая роль?

-Какие знаки препинания ставятся при деепричастии и деепричастном обороте на письме?

  III. Практическая работа по теме урока. Замените указанные глаголы деепричастием. Что изменилось? С какой целью мы употребляем деепричастия?  1. На ветках молодой сосны попискивали и прыгали шустрые синички.  2. Утреннее солнце прорывается сквозь густую листву, бьёт в окно.

III. Практическая работа по теме урока.

Замените указанные глаголы деепричастием. Что изменилось? С какой целью мы употребляем деепричастия?

1. На ветках молодой сосны попискивали и прыгали шустрые синички.

2. Утреннее солнце прорывается сквозь густую листву, бьёт в окно.

 На ветках молодой сосны, попискивая , прыгали шустрые синички. Утреннее солнце, прорываясь сквозь густую листву , бьёт в окно .

На ветках молодой сосны, попискивая , прыгали шустрые синички.

Утреннее солнце, прорываясь сквозь густую листву , бьёт в окно .

Произведите морфемный разбор.  Спеша, дыша, навестив, улыбнувшись, рассмешив.

Произведите морфемный разбор.

Спеша, дыша, навестив, улыбнувшись, рассмешив.

Найдите в данных предложениях деепричастия или деепричастные обороты, графически объясните постановку знаков препинания. Блистая облака лепились  В лазури пламенного дня.  И хутора и тополя Плывут скрываясь за полями.  Шумели листья облетая Лес заводил осенний вой.

Найдите в данных предложениях деепричастия или деепричастные обороты, графически объясните постановку знаков препинания.

Блистая облака лепились

В лазури пламенного дня.

И хутора и тополя

Плывут скрываясь за полями.

Шумели листья облетая

Лес заводил осенний вой.

ІБлистаяІ, облака лепились -_____ . ______ . _______ . ____  В лазури пламенного дня.  И хутора и тополя Плывут, Іскрываясь за полямиІ.  _____ . ______ _ _____ _ ____ _ _______ _ ______ _ _______  Шумели листья, ІоблетаяІ,  _____ _ ______ _ ______ _ Лес заводил осенний вой.

ІБлистаяІ, облака лепились

-_____ . ______ . _______ . ____

В лазури пламенного дня.

И хутора и тополя

Плывут, Іскрываясь за полямиІ.

_____ . ______ _ _____ _ ____ _ _______ _ ______ _ _______

Шумели листья, ІоблетаяІ,

_____ _ ______ _ ______ _

Лес заводил осенний вой.

Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните и исправьте их. Запишите исправленные предложения. 1.Увидев отца, Сережа заулыбался. 2. Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 3. Прощаясь с друзьями, один из них рассказал мне правду. 4. Подходя к лесу, я замерз.

Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните и исправьте их. Запишите исправленные предложения.

1.Увидев отца, Сережа заулыбался.

2. Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер.

3. Прощаясь с друзьями, один из них рассказал мне правду.

4. Подходя к лесу, я замерз.

Запишем исправленные предложения. 2 . Когда я досмотрел до конца интересный фильм, наступил вечер. 3. Когда прощался с друзьями, один из них рассказал мне правду.

Запишем исправленные предложения.

2 . Когда я досмотрел до конца интересный фильм, наступил вечер.

3. Когда прощался с друзьями, один из них рассказал мне правду.

1 вариант брызгая 2 вариант вода спускаясь фонтан парк зелень Составьте текст по картинке, используя слова из таблицы.

1 вариант

брызгая

2 вариант

вода

спускаясь

фонтан

парк

зелень

Составьте текст по картинке, используя слова из таблицы.

 Произведем синтаксический разбор предложения   Мигая с..яла на небе вечерняя звезда.

Произведем синтаксический разбор предложения

Мигая с..яла на небе вечерняя звезда.

Найдите четвертое лишнее.  1.Висели, шевеля, волнуясь, пропев. 2.Просмотренный, увиденный, колотый, думая. 3.Устроившись, расцветая, сравнивая, делая. 4.(Не)годуя, (не)доумевая, (не)зная, (не)навидя.

Найдите четвертое лишнее.

1.Висели, шевеля, волнуясь, пропев.

2.Просмотренный, увиденный, колотый, думая.

3.Устроившись, расцветая, сравнивая, делая.

4.(Не)годуя, (не)доумевая, (не)зная, (не)навидя.

Четвертое лишнее  1. Висели , шевеля, волнуясь, пропев. 2.Просмотренный, увиденный, колотый, думая . 3. Устроившись , расцветая, сравнивая, делая. 4.Негодуя, недоумевая, не зная , ненавидя.

Четвертое лишнее

1. Висели , шевеля, волнуясь, пропев.

2.Просмотренный, увиденный, колотый, думая .

3. Устроившись , расцветая, сравнивая, делая.

4.Негодуя, недоумевая, не зная , ненавидя.

Закончите пословицы, соотнесите деепричастные обороты и деепричастия с продолжением предложения.  1.Не зная броду, шкуры не продают. 2. Не работая, грибка не подымешь. 3. Не поклоняясь до земли, не суйся в воду. 4.Не убив медведя, сыт не будешь.  1.Не зная броду, не суйся в воду. 2. Не работая, сыт не будешь. 3. Не поклоняясь до земли, грибка не подымешь. 4.Не убив медведя, шкуры не продают.

Закончите пословицы, соотнесите деепричастные обороты и деепричастия с продолжением предложения.

1.Не зная броду, шкуры не продают.

2. Не работая, грибка не подымешь.

3. Не поклоняясь до земли, не суйся в воду.

4.Не убив медведя, сыт не будешь.

1.Не зная броду, не суйся в воду.

2. Не работая, сыт не будешь.

3. Не поклоняясь до земли, грибка не подымешь.

4.Не убив медведя, шкуры не продают.

Образуйте от глаголов деепричастия и впишите их в клетки кроссворда. 1.Оглядываться - д. несов. в 7. Стучать - д.несов.в 2. Сверкать - д. несов.в. 8. Остановить – д. сов.в. 3. Распечатать - д.сов.в. 9. Шествовать - д.несов.в. 4. Купить - д.сов.в. 10. Оторваться - д.сов.в. 5. Прыгать -д.несов.в. 11. Играть - д. несов.в. 6.Увидеть - д.сов.в 12. Спешить - д.несов.в.

Образуйте от глаголов деепричастия и впишите их в клетки кроссворда.

1.Оглядываться - д. несов. в 7. Стучать - д.несов.в

2. Сверкать - д. несов.в. 8. Остановить – д. сов.в.

3. Распечатать - д.сов.в. 9. Шествовать - д.несов.в.

4. Купить - д.сов.в. 10. Оторваться - д.сов.в.

5. Прыгать -д.несов.в. 11. Играть - д. несов.в.

6.Увидеть - д.сов.в 12. Спешить - д.несов.в.

Какое слово получилось у вас в центре кроссворда? 1 о 3 г л 2 р я с а д в с 4 ы е к п 7 р в е 6 5 у к у 8 а с п п ч в а я р т и о а и ы с у я с 9 т в д ч ь а г ш т а а в е   а 10 е 12 о с   в н я т 11 с т о п и о в в г е у и р ш р в в я а а а я в ш и с ь

Какое слово получилось у вас в центре кроссворда?

1

о

3

г

л

2

р

я

с

а

д

в

с

4

ы

е

к

п

7

р

в

е

6

5

у

к

у

8

а

с

п

п

ч

в

а

я

р

т

и

о

а

и

ы

с

у

я

с

9

т

в

д

ч

ь

а

г

ш

т

а

а

в

е

 

а

10

е

12

о

с

 

в

н

я

т

11

с

т

о

п

и

о

в

в

г

е

у

и

р

ш

р

в

в

я

а

а

а

я

в

ш

и

с

ь

IV. Рефлексия. -Трудной ли была для вас тема? Что вы теперь знаете о деепричастии?  Что придает деепричастие предложению? Вывод: Деепричастие придаёт предложению больше динамики, точности, образности, то есть того, о чём говорилось в эпиграфе к уроку.

IV. Рефлексия.

-Трудной ли была для вас тема?

  • Что вы теперь знаете о деепричастии?
  • Что придает деепричастие предложению?

Вывод:

Деепричастие придаёт предложению больше динамики, точности, образности, то есть того, о чём говорилось в эпиграфе к уроку.

V. Домашнее задание.  Контрольные вопросы и задания. Стр. 90, упр.216 .

V. Домашнее задание.

Контрольные вопросы и задания. Стр. 90, упр.216 .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!