Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Деепричастие"»
Деепричастие
Признаки глагола и наречия
у деепричастия
Сравним:
Два действия равнозначны
Основное и добавочное действия
Мальчик обернулся и поздоровался с одноклассником.
Обернувшись, мальчик поздоровался с одноклассником.
Наречие
Глагол
- вопрос
- синтаксическая роль
- неизменяемость
- добавочное действие
- возвратность
- вид
Запишите, вставив пропущенные буквы:
Неожида..о на полу появилась мышь. Пошарив в углу, она набр..ла мимоходом на кусок жаре..ой колбасы, броше..ой для кота, но есть не стала. В..ла она себя довольно независимо, д..ржалась смело. Ещё раз обнюхав колбасу, мышь вдруг встала на задние лапки, передние пр..жав к брюшку, а бусинками глаз уставилась на кота. Но тому лень было пошевелит..ся.
Мышь прекратила делать стойку, по..цепила добычу и, не спеша, направилась к плинтусу.
1. Подчеркните в тексте наречия как члены предложения. 2. Выделите суффиксы деепричастий.
Неожида нн о на полу появилась мышь. Пошарив в углу, она набр е ла мимоходом на кусок жаре н ой колбасы, броше нн ой для кота, но есть не стала. В е ла она себя довольно независимо , д е ржалась смело . Ещё раз обнюхав колбасу, мышь вдруг встала на задние лапки, передние пр и жав к брюшку, а бусинками глаз уставилась на кота. Но тому лень было пошевелит ь ся. Мышь прекратила делать стойку, по д цепила добычу и, не спеша , направилась к плинтусу.
Деепричастие
- Образовано от глагола при помощи суффиксов -а-, -я-, -в-, -вш-, -ши-
- Зависит от глагола-сказуемого
- Обозначает добавочное действие
- Отвечает на вопросы как? каким образом?
- Что делая? – несовершенный вид
Что сделав? – совершенный вид
Составьте предложения по картинке, используя деепричастия:
Домашнее задание:
- Продумать содержание карточки-шпаргалки по теме «Деепричастие», используя «Теорию».