СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Употребление деепричастий в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Презентация к уроку русского языка по теме "Употребление деепричастий в речи" поможет систематизировать и обобщить изученный материал по теме "Деепричастие".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Употребление деепричастий в речи"»

Употребление деепричастий в речи

Употребление деепричастий в речи

 Употребление деепричастий в речи.  Цели и задачи: -повторить и закрепить знания о деепричастии; -научиться видеть возможности употребления деепричастий в речи; -совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нем роль деепричастий и деепричастных оборотов.

Употребление деепричастий в речи.

  • Цели и задачи:
  • -повторить и закрепить знания о деепричастии;
  • -научиться видеть возможности употребления деепричастий в речи;
  • -совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нем роль деепричастий и деепричастных оборотов.
 Выписать словосочетания деепричастие +существительное Синеющая даль Вспахать поле Пересекая болота Заросшие травой Поваленные деревья Пропитан пылью Передвигая ноги Раскачиваясь от ветра По каким признакам вы узнали деепричастие?

Выписать словосочетания деепричастие +существительное

  • Синеющая даль
  • Вспахать поле
  • Пересекая болота
  • Заросшие травой
  • Поваленные деревья
  • Пропитан пылью
  • Передвигая ноги
  • Раскачиваясь от ветра
  • По каким признакам вы узнали деепричастие?
Что мы знаем о деепричастии?  вопрос  синтаксическая роль  неизменяемость наречие деепричастие глагол  добавочное действие  возвратность  вид

Что мы знаем о деепричастии?

  • вопрос
  • синтаксическая роль
  • неизменяемость
  • наречие деепричастие глагол
  • добавочное действие
  • возвратность
  • вид
Словообразование деепричастий Деепричастия несовершенного вида Деепричастия совершенного вида -а, -я, -учи, -ючи -в, -вши, -ши Дыш-а Чита-я Реши-в Прочита-в Игра-ючи Разбежа-вши-сь

Словообразование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

-а, -я, -учи, -ючи

-в, -вши, -ши

Дыш-а

Чита-я

Реши-в

Прочита-в

Игра-ючи

Разбежа-вши-сь

 Пунктуация Отражаясь, березы ломались в пруду. И заря , лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром. Читать лежа не рекомендуется.

Пунктуация

  • Отражаясь, березы ломались в пруду.
  • И заря , лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
  • Читать лежа не рекомендуется.
Переконструировать предложения Туча набирала силу и приближалась к нам очень быстро. На солнце весело дрожали и переливались капли росы.

Переконструировать предложения

  • Туча набирала силу и приближалась к нам очень быстро.
  • На солнце весело дрожали и переливались капли росы.
Замените причастные обороты деепричастными Кусты, лишенные пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга. Трава, жадно поглощающая влагу, не шевелилась.

Замените причастные обороты деепричастными

  • Кусты, лишенные пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга.
  • Трава, жадно поглощающая влагу, не шевелилась.
Роль деепричастий в тексте 1.По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается. (М.Ю.Лермонтов) Набегают тучки на небо-гонит их метелица, распеваючи.(М.Ю.Лермонтов) Выпишите устаревшие формы деепричастий и замените деепричастиями, которые употребляются в современном языке. С какой целью автор употребляет их в тексте?

Роль деепричастий в тексте

  • 1.По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается. (М.Ю.Лермонтов)
  • Набегают тучки на небо-гонит их метелица, распеваючи.(М.Ю.Лермонтов)
  • Выпишите устаревшие формы деепричастий и замените деепричастиями, которые употребляются в современном языке.
  • С какой целью автор употребляет их в тексте?
Исправьте речевые ошибки Спеша на экзамен, волнение не должно нас одолевать. Позавтракав, машина пришла за нами.

Исправьте речевые ошибки

  • Спеша на экзамен, волнение не должно нас одолевать.
  • Позавтракав, машина пришла за нами.
 Выполните тест В заданиях А1-А5 – 1 правильный ответ В заданиях А6-А7 – не один

Выполните тест

  • В заданиях А1-А5 – 1 правильный ответ
  • В заданиях А6-А7 – не один
А1. Приходя в библиотеку, мне хочется отыскать необыкновенную книгу. множество необыкновенных книг ждут тебя. всегда надеешься отыскать необыкновенную книгу. становится понятно, что здесь ты найдешь все, что нужно. А2. Называя одним и тем же словом в чем-то сходные предметы,  1)учитываются самые существенные признаки.  2)происходит обобщение признаков.  3)мы отвлекаемся от несущественных признаков.  4)несущественные детали не принимаются во внимание. Выберите грамматически правильное продолжение предложений
  • А1. Приходя в библиотеку,
  • мне хочется отыскать необыкновенную книгу.
  • множество необыкновенных книг ждут тебя.
  • всегда надеешься отыскать необыкновенную книгу.
  • становится понятно, что здесь ты найдешь все, что нужно.
  • А2. Называя одним и тем же словом в чем-то сходные предметы,
  • 1)учитываются самые существенные признаки.
  • 2)происходит обобщение признаков.
  • 3)мы отвлекаемся от несущественных признаков.
  • 4)несущественные детали не принимаются во внимание.

Выберите грамматически правильное продолжение предложений

А3. Потеряв читательский билет,  1)вы не можете пользоваться библиотекой.  2)передо мной были закрыты двери библиотеки.  3)не всегда понимается, какие будут последствия.  4)у вас нет возможности ходить в читальный зал. А4. Отдохнув несколько дней,  1)часто забываются все дела.  2)у нас появились новые силы.  3)мною была прочитана книга.  4)я вернулся к обычной работе. Выберите грамматически правильное продолжение предложений
  • А3. Потеряв читательский билет,
  • 1)вы не можете пользоваться библиотекой.
  • 2)передо мной были закрыты двери библиотеки.
  • 3)не всегда понимается, какие будут последствия.
  • 4)у вас нет возможности ходить в читальный зал.
  • А4. Отдохнув несколько дней,
  • 1)часто забываются все дела.
  • 2)у нас появились новые силы.
  • 3)мною была прочитана книга.
  • 4)я вернулся к обычной работе.

Выберите грамматически правильное продолжение предложений

А5. Гордо подняв голову,  1)не видится ошибок.  2)у всех возникло чувство обиды.  3)она вышла из комнаты.  4)мною был никто не замечен. Выберите грамматически правильное продолжение предложений
  • А5. Гордо подняв голову,
  • 1)не видится ошибок.
  • 2)у всех возникло чувство обиды.
  • 3)она вышла из комнаты.
  • 4)мною был никто не замечен.

Выберите грамматически правильное продолжение предложений

А6. 1)Открывая книгу, из нее выпал листок.  2)Прочитав рассказ, он показался мне скучным.  3)Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.  4)Сидя у окна, девочка читала. А7. 1)Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.  2)Он пришел в ужас, выслушав меня.  3)Приближаясь к роще, она пошла тише.  4)Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. В каких предложения допущена ошибка?
  • А6. 1)Открывая книгу, из нее выпал листок.
  • 2)Прочитав рассказ, он показался мне скучным.
  • 3)Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.
  • 4)Сидя у окна, девочка читала.
  • А7. 1)Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
  • 2)Он пришел в ужас, выслушав меня.
  • 3)Приближаясь к роще, она пошла тише.
  • 4)Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.

В каких предложения допущена ошибка?

Правильные ответы А1 – 3 А2 – 3 А3 – 1 А4 – 4 А5 – 3 _________ А6 – 1, 2 А7 – 1, 4 Взаимопроверка

Правильные ответы

  • А1 – 3
  • А2 – 3
  • А3 – 1
  • А4 – 4
  • А5 – 3
  • _________
  • А6 – 1, 2
  • А7 – 1, 4
  • Взаимопроверка
Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь,  Вздуваясь,  Мелькая, шурша, Развеясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя Играя, дробясь, шелестя Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь Бросаясь, меняясь, воркую, шумя,

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша,

Развеясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя

Играя, дробясь, шелестя

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь

Бросаясь, меняясь, воркую, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,  Катаясь, извиваясь,стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре – Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катаясь, извиваясь,стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Роль деепричастий в тексте Как вы думаете, какую роль играют деепричастия в этом тексте? Понаблюдайте за количеством слогов в строке, расположением слов в тексте, внешним видом стихотворения. Случайно ли так построен текст? Обратили внимание на обилие дрожащих, свистящих и шипящих согласных? Как называется этот прием?

Роль деепричастий в тексте

  • Как вы думаете, какую роль играют деепричастия в этом тексте?
  • Понаблюдайте за количеством слогов в строке, расположением слов в тексте, внешним видом стихотворения. Случайно ли так построен текст?
  • Обратили внимание на обилие дрожащих, свистящих и шипящих согласных? Как называется этот прием?
 Прием звукописи Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

Прием звукописи

  • Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
 Творческая работа  Напишите сочинение-миниатюру «Декабрь» (5-6 предложений). Тип речи - описание (природы). Стиль – художественный. В своей работе постарайтесь использовать причастия и, конечно же, деепричастия и деепричастные обороты.

Творческая работа

  • Напишите сочинение-миниатюру «Декабрь» (5-6 предложений).
  • Тип речи - описание (природы).
  • Стиль – художественный.
  • В своей работе постарайтесь использовать причастия и, конечно же, деепричастия и деепричастные обороты.
 Итоги 1.Сегодня я узнал... 2.Я понял, что... 3.Я научился... 4.У меня получилось... 5.Меня удивило... 6.Мне было трудно... 7.Было интересно... 8.Мне захотелось...

Итоги

  • 1.Сегодня я узнал...
  • 2.Я понял, что...
  • 3.Я научился...
  • 4.У меня получилось...
  • 5.Меня удивило...
  • 6.Мне было трудно...
  • 7.Было интересно...
  • 8.Мне захотелось...
 Домашнее задание  Напишите небольшой рассказ «Мое любимое занятие» (описание действий) с использованием причастий и деепричастий.

Домашнее задание

  • Напишите небольшой рассказ «Мое любимое занятие» (описание действий) с использованием причастий и деепричастий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!