Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Употребление деепричастий в речи"»
Употребление деепричастий в речи
Употребление деепричастий в речи.
- Цели и задачи:
- -повторить и закрепить знания о деепричастии;
- -научиться видеть возможности употребления деепричастий в речи;
- -совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нем роль деепричастий и деепричастных оборотов.
Выписать словосочетания деепричастие +существительное
- Синеющая даль
- Вспахать поле
- Пересекая болота
- Заросшие травой
- Поваленные деревья
- Пропитан пылью
- Передвигая ноги
- Раскачиваясь от ветра
- По каким признакам вы узнали деепричастие?
Что мы знаем о деепричастии?
- вопрос
- синтаксическая роль
- неизменяемость
- наречие деепричастие глагол
- добавочное действие
- возвратность
- вид
Словообразование деепричастий
Деепричастия несовершенного вида
Деепричастия совершенного вида
-а, -я, -учи, -ючи
-в, -вши, -ши
Дыш-а
Чита-я
Реши-в
Прочита-в
Игра-ючи
Разбежа-вши-сь
Пунктуация
- Отражаясь, березы ломались в пруду.
- И заря , лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
- Читать лежа не рекомендуется.
Переконструировать предложения
- Туча набирала силу и приближалась к нам очень быстро.
- На солнце весело дрожали и переливались капли росы.
Замените причастные обороты деепричастными
- Кусты, лишенные пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга.
- Трава, жадно поглощающая влагу, не шевелилась.
Роль деепричастий в тексте
- 1.По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается. (М.Ю.Лермонтов)
- Набегают тучки на небо-гонит их метелица, распеваючи.(М.Ю.Лермонтов)
- Выпишите устаревшие формы деепричастий и замените деепричастиями, которые употребляются в современном языке.
- С какой целью автор употребляет их в тексте?
Исправьте речевые ошибки
- Спеша на экзамен, волнение не должно нас одолевать.
- Позавтракав, машина пришла за нами.
Выполните тест
- В заданиях А1-А5 – 1 правильный ответ
- В заданиях А6-А7 – не один
- А1. Приходя в библиотеку,
- мне хочется отыскать необыкновенную книгу.
- множество необыкновенных книг ждут тебя.
- всегда надеешься отыскать необыкновенную книгу.
- становится понятно, что здесь ты найдешь все, что нужно.
- А2. Называя одним и тем же словом в чем-то сходные предметы,
- 1)учитываются самые существенные признаки.
- 2)происходит обобщение признаков.
- 3)мы отвлекаемся от несущественных признаков.
- 4)несущественные детали не принимаются во внимание.
Выберите грамматически правильное продолжение предложений
- А3. Потеряв читательский билет,
- 1)вы не можете пользоваться библиотекой.
- 2)передо мной были закрыты двери библиотеки.
- 3)не всегда понимается, какие будут последствия.
- 4)у вас нет возможности ходить в читальный зал.
- А4. Отдохнув несколько дней,
- 1)часто забываются все дела.
- 2)у нас появились новые силы.
- 3)мною была прочитана книга.
- 4)я вернулся к обычной работе.
Выберите грамматически правильное продолжение предложений
- А5. Гордо подняв голову,
- 1)не видится ошибок.
- 2)у всех возникло чувство обиды.
- 3)она вышла из комнаты.
- 4)мною был никто не замечен.
Выберите грамматически правильное продолжение предложений
- А6. 1)Открывая книгу, из нее выпал листок.
- 2)Прочитав рассказ, он показался мне скучным.
- 3)Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.
- 4)Сидя у окна, девочка читала.
- А7. 1)Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
- 2)Он пришел в ужас, выслушав меня.
- 3)Приближаясь к роще, она пошла тише.
- 4)Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.
В каких предложения допущена ошибка?
Правильные ответы
- А1 – 3
- А2 – 3
- А3 – 1
- А4 – 4
- А5 – 3
- _________
- А6 – 1, 2
- А7 – 1, 4
- Взаимопроверка
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша,
Развеясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя
Играя, дробясь, шелестя
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь
Бросаясь, меняясь, воркую, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катаясь, извиваясь,стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Роль деепричастий в тексте
- Как вы думаете, какую роль играют деепричастия в этом тексте?
- Понаблюдайте за количеством слогов в строке, расположением слов в тексте, внешним видом стихотворения. Случайно ли так построен текст?
- Обратили внимание на обилие дрожащих, свистящих и шипящих согласных? Как называется этот прием?
Прием звукописи
- Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
Творческая работа
- Напишите сочинение-миниатюру «Декабрь» (5-6 предложений).
- Тип речи - описание (природы).
- Стиль – художественный.
- В своей работе постарайтесь использовать причастия и, конечно же, деепричастия и деепричастные обороты.
Итоги
- 1.Сегодня я узнал...
- 2.Я понял, что...
- 3.Я научился...
- 4.У меня получилось...
- 5.Меня удивило...
- 6.Мне было трудно...
- 7.Было интересно...
- 8.Мне захотелось...
Домашнее задание
- Напишите небольшой рассказ «Мое любимое занятие» (описание действий) с использованием причастий и деепричастий.