1.Организационный момент. Цель: психологический настрой учащихся. | Прозвенел звонок для нас, Все вошли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Посмотрели все ль готово? Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И урок скорей начнём. - Запишите число, классная работа. | Ученики проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Ученик успокаивается и настраивается на работу. | |
2. Актуализация опорных знаний и мотивация. Цель: Воспроизведение изученного материала. Чистописание Цель: отработка графического навыка и навыков каллиграфии. Изучение новой темы. Физминутка Цель: Снятие зрительного напряжения. | -Что записано? -Какое задание вы можете предложить? - Какие буквы вы напишите вместо вопросительного знака? Докажите. -Какую закономерность вы увидели? -Что вы можете сказать об этих буквах? -Какие звуки? -Какие ещё буквы указывают на мягкость согласных? Запишите гласные еюёя Составьте и запишите цепочки из этих букв яеёю и т.д. Спишите скороговорку и подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. Три свиристели еле-еле свистели у ели. Какие буквы вы подчеркнули? В каких словах е не подчеркнули? Почему? Произнесите эти слова ещё раз. Что интересного вы слышите? Как обозначены два звука? Кто знает, какие ещё буквы могут обозначать два звука? -Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? -Какова тема урока? А всё ли мы про них знаем? Хотите узнать больше? Поставьте гипотезы, когда эти буквы могут обозначать два звука? Проверим их. Прочитайте скороговорку ещё раз и назовите слова с данными гласными. На какие группы можно разбить эти слова? Докажите. Запишите эти слова в два столбика. Подчеркните гласные, обозначающие мягкость согласного, а в кружок обведите гласные, обозначающие два звука. Над каким умением вы работали? Какой вывод можно сделать? | Слова. Под словами стоит вопросительный знак. Написать букву вместо вопросительного знака. ё я Нашли связь между верхним и нижним рядами. Гласные. Указывают на мягкость согласного. ь, и Работают в тетрадях. Проверяют. е и и В начале слова еле, ели. В начале слова е не обозначает мягкость согласного, потому, что стоит перед ним. В начале слова слышим 2 звука. Буквой е. ё, ю, я Мы будем с этими буквами работать. Тема: Слова с буквами е,ё, ю,я. Свиристели, еле-еле, свистели, ели. Слова, в которых гласные е, и указывают на мягкость согласного и слова, в которых гласная е обозначают два звука Работают в тетрадях, один учащийся у доски. Умение определять позицию гласных. Вывод: Если гласные е,ё, ю,я стоят в начале слова, то слышим два звука. | Слайд №1 Речь ключ мёл мяч е ю ? ? Слайд №2 Речь ключ мёл мяч е ю ё я Слайд №3 е [э] ё 1 [о] ю [у] я [а] Слайд №4 Три свиристели еле-еле свистели у ели. Слайд №5 е [йэ] ё 2 [йо] ю [йу] я [йа] в начале слова Слайд №6 Тема: Слова с буквами е,ё, ю,я. Слайд №7 Три свиристели еле-еле свистели у ели. Слайд №8 |
3.Применение новых знаний. Цель: Формирование умения определять позицию гласных. Работа в парах. Создание проблемной ситуации Фронтальная работа | - Карточка №1 Выпишите в 1 столбик слова, где данные буквы обозначают мягкость согласных, а в другой столбик - слова, где гласные обозначают два звука. Проверка. Над каким умением работали? Какие слова вызвали у вас трудности и почему? Сделаем транскрипцию слов затея, узнаёт с объяснением у доски. -Какой вывод можно сделать? -Что можете сказать о слове вьёт? Сколько звуков обозначает гласный? Докажите. Какой вывод можно сделать? | Работают в тетрадях ( язык, утята, люк, юбка, ёлка, стена, свёкла, узнаёт, затея, вьёт) Умение определять позицию гласных. Затея, узнаёт, вьёт. Эти гласные стоят в другой позиции после гласного. Вывод: Если гласные е,ё, ю,я стоят после гласного, то слышим два звука. Гласный стоит после разделительного ь. Два. Вывод: Если гласный стоит после разделительного мягкого знака, то слышим два звука. | Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 е йэ] ё 2 [йо] ю [йу] я [йа] в начале слова после гласного после разделительного ь |
Физминутка Цель: Снятие мышечного напряжения и развитие внимания. | А ну, хватит рассуждать. Время отдых начинать. Я буду называть, а вы если в этих словах буквы я,е,ё,ю обозначают мягкость покачаетесь из стороны в сторону, если два звука – присядете. Слова: ягода, реки, ель, пена, люди, юла, рябина, ёжик, клён. | Слушают слова и выполняют движения. | |
4. Обобщение полученных знаний. Цель: Структурирование полученных знаний через практическое применение. Работа в парах Фронтальная проверка Работа по схеме Итог урока 5. Рефлексия. Цель: Осмысление и сравнение уровня овладения полученных знаний. 6. Домашнее задание. Цель: Применение полученных знаний. | Над каким умением мы работали? Какой вывод мы сделали: Карточка №2 Игра «Кто больше?» Задание: Выпишите слова, в которых гласные обозначают два звука. Что скажем про слово подъезд? Какая ловушка? Что обозначает е? В какой позиции находится буква е? Сделаем транскрипцию слова. Какой сделаем вывод: Обобщение знаний по схеме. Работа с учебником. Прочитаем правило. Что добавим в схему? Давайте подведём итог. Какова тема нашего урока? Над каким умением мы сегодня работали? Оцените свою деятельность на уроке. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретённых вами знаний. Карточка №3 на парте с оценочным листом не понял понял, но? понял Все ли у нас получилось? Над чем предстоит нам работать в дальнейшем? Карточка №4. 1.Прочитай слова и подумай, как распределить эти слова в две группы. Море, юмор, езда, тетрадь, подъезд, Дарья, ключ, Петя, брюки, ёлка, тает. 2.Запиши слова в два столбика. 3. По желанию сделай фонетический разбор одного слова из каждого столбика. | Умение определять позицию гласных. Вывод: Если буквы е, ё, ю, я стоят между согласными, они обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного. Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, после ь, после гласной, они обозначают два звука. Карточка №2 Игра «Кто больше?» Поезд, тюк, каюта, ель, лютик, подъезд, льют, як, маяк, мера, каюта, обезьяна, полёт, Вывод: Если гласный стоит после разделительного ъ слышим два звука. Ничего. Тема: Слова с буквами е, ё, ю, я Умение определять позицию гласных е, ё, ю, я Ученики оценивают себя. | Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 е йэ] ё 2 [йо] ю [йу] я [йа] в начале слова после гласного после разделительного ь и после разделительного ъ Схема Слайд №14-15 |