СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК ПО ТЕМЕ: «Галогены»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«УРОК ПО ТЕМЕ: «Галогены»»

Таловский район

МКОУ Нижнекаменская ООШ













УРОК ПО ТЕМЕ:

«Галогены»











Выполнила: учитель химии

Осыкина Оксана Юрьевны









Актуальность: тема «Галогены» стоит в системе уроков по теме «Неметаллы». На изучение темы в программе отведено 2 часа. Информация, изучаемая на уроке, достаточно обширна; время урока ограничено, поэтому целесообразно изучение этой темы в рамках ролевой игры, где учащиеся работают в группах.

Степень новизны: данный урок является новой разработкой, демонстрирует возможности учащихся при работе с Интернет ресурсами, дополнительной литературой, ИКТ, воспитывает в учащихся информационную, социальную, коммуникативную компетенции.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, видеоматериалы: «Физические свойства галогенов», «Взаимодействие хлора с натрием, хлором, железом, сурьмой и водородом», «Горение воды во фторе», «Взаимодействие брома с алюминием». Инструктивные карты, учебники по химии, ПСХЭ Д.И. Менделеева; дополнительная литература по химии, лабораторное оборудование – соли галогенов, нитрат серебра, пробирки, пипетки.

Тип урока: урок изучения нового материала с мультимедийный сопровождением.

Цели:

- образовательная: расширить знания учащихся по теме неметаллы; дать обучающимся понятие о галогенах, их положении в ПСХЭ, строение атомов, их свойствах, биологическом значении и применении; учить детей применять полученные знания и умения на практике;

- воспитательная: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к учебе, интерес к предмету, прививать потребность в здоровом образе жизни, культуре питания человека, экологической культуре; воспитывать у учащихся уверенность в себе, повышение своей самооценки;

- развивающая: развивать творческие навыки, мышление, интерес к химии, навыки работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернета, экспериментальных исследований, навыки создания мультимедийный информации.





















Ход урока.

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Вступительное слово учителя (5 мин.)

Учитель: Добрый день! Мы рады видеть вас на сегодняшнем необычном уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

Итак, тема сегодняшнего урока – «Галогены».

Галогены – общее название пяти элементов, составляющих главную подгруппу VII группы в периодической системе химических элементов.

Термин «галогены» впервые предложил в 1811 году немецкий химик И. Швейгер для наименования элемента хлора, который соединяясь с щелочными металлами, образует соли. Слово «галоген» происходит от двух греческих слов, которые означают «соль» и «рождаю». Позже слово «галогены» стало групповым названием для хлора и его аналогов. В литературе иногда слово «галогены» заменяют словом «галоиды», что означает «солеподобные». Сегодня на уроке мы должны изучить элементы, которые относятся к галогенам. Это F, CI, Br, At. Но астат – радиоактивный элемент, поэтому в школьном курсе химии о нем разговор не ведут.

Ввиду того, что информации об этих элементах очень много, а мы ограничены во времени, изучать эту тему мы будем в рамках работы следственных отделов. У нас с вами 2 следственных отдела во главе с их капитанами.

1–й следственный отдел: 2-й следственный отдел:

Капитан - Капитан -

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

  5. 5

Цели нашего расследования следующие:

- изучить положение галогенов в ПСХЭ, строение их атомов;

- изучит физические свойства галогенов;

- изучить химические свойства галогенов;

- изучить медико-биологическое значение и применение галогенов.

III. Этапы работы.



Терминологическая разминка по определениям.

1.Способность атома притягивать электронную плотность от других атомов – это _______.

2. Химическая связь между ионами, осуществляемая за счет электростатического притяжения, называется _______.

3.Связь, осуществляемая за счет образования электронной пары, принадлежащей обоим атомам, называется _______.

4.Условный заряд атома в молекуле, вычисленный в предположении, что все связи имеют ионный характер – это ______.

5. Разновидность атомов одного элемента, обладающие одинаковыми зарядами ядер, но разными массовыми числами, называются ________.

6. Способность химических элементов образовывать несколько простых веществ, различных по строению и составу называется ________.

7. Атомы, молекулы или ионы, присоединяющие электроны, называются________.

8. Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны, называются _______.

Итак, мы начинаем наше расследование. Каждая группа получает инструктивные карточки, на которых напечатан план изучения области темы.

Дело №1

Цель: изучить положение галогенов в ПСХЭ, строение их атомов и молекул.

1.

1)Где в ПСХЭ расположены галогены?

2)Сколько электронов находится на последнем энергетическом уровне у атомов галогенов? Как это отражается на их свойствах?

3)Почему галогены называют «солеобразующими»?

4)Какие химические связи существуют в галогенах – простых веществах (F2, CI2, Br2, I2) и в соединениях (NaCI, KCI, HCI)?

2.

Запишите электронную и структурную формулы F2(1 гр.) и CI2(2гр.).

Дело №2

Цель: Изучить физические свойства галогенов по плану:

1)Агрегатное состояние вещества в обычных условиях.

2)Цвет.

3)Запах

4)Температура плавления и кипения.

5)Выяснить, почему бром и йод хранят в запаянных ампулах.

Проигрывается фрагмент видеоролика «Физические свойства галогенов».

Далее идет самостоятельная работа учащихся с таблицей учебника стр.79.

Учащиеся обеих групп формулируют вывод, исходя из самостоятельной работы.

Дело №3

Цель: изучить химические свойства галогенов.

Проигрываются видеоролики взаимодействия: CI2 и Na;

CI2и Cu;

CI2 и Fe;

CI2 и Sb;

CI2 и H2;

Br2 и AI;

Горение H2O во F2.

После просмотров видеороликов, учащиеся записывают уравнения реакций на доске (по 1 человеку от следственного отдела) и в индивидуальных заданиях на местах.

  1. 2Na + CI2 = 2NaCI

  2. Cu + CI2 = CuCI2

  3. 2Fe + 3CI2 = 2FeCI3

  4. 2Sb + 3CI2 = 2SbCI3

  5. H2 + CI2 = 2HCI

  6. 2AI + 3Br2 = 2AIBr3

Последнее уравнение учитель записывает сам.

  1. 2F2 + 2H2O = 4HF + O2

От фтора к йоду происходит уменьшение окислительных и усиление восстановительных свойств галогенов, об этом можно судить по их способности вытеснять друг друга из растворов солей.

  1. CI2 + 2NaBr = 2NaCI + Br2

Из всего выше сказанного, мы можем составить ряд активности металлов:

F2 CI2 Br2 I2

Дело №3

Проведите химический эксперимент: «Качественные реакции на галогены»

Учащиеся самостоятельно анализируют таблицу растворимости и приходят к выводу, что качественной реакцией на галогенид ионы (кроме F, почему?) является их взаимодействие с ионом серебра.

Задание: в пробирку с раствором BaCI2(1 гр.) и KBr(2гр.) прилейте несколько капель AgNO3. Что наблюдали? Полученные результаты занесите в таблицу.

Название опыта

Результат

Качественная реакция на

хлорид - ион.



Качественная реакция на

бромид- ион.





Дело №4



Решение задач на тему «Галогены».

Для решения задач к доске выходят по одному человеку от каждого следственного отдела. Остальные выполняют задание на местах.

1-й отдел: Какой объем хлора (н. у.) потребуется для вытеснения всего йода из 300г. 15% раствора йодида калия?

2-й отдел: Какой объем хлороводорода образуется при взаимодействии 150л. Хлора с 200л. водорода? Какой газ взят в избытке?

Учитель проверяет правильность выполнения решения задачи как на доске, так и на местах.

Капитаны наших следственных отделов, до урока побывали в командировках и вот какие новости привезли для нас с вами.

Доклады капитанов проводятся в виде презентаций по теме: «Медико-биологическое и практическое значение галогенов»

Лирическое отступление.

Чтение стихотворений с использованием понятий «фтор», «хлор», «бром», «йод».

IV. Подведение итогов.

Ребята, вы проделали глобальную работу. Какое у вас настроение? Какое открытие вы сегодня совершили сами для себя?

Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей? Дома вы можете проверить, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

V. Домашнее задание: $17 .

Индивидуальное задание.

Дело №1

1.Изучите положение галогенов в ПСХЭ, строение их атомов и молекул:

1) Где в ПСХЭ расположены галогены?

2) Сколько электронов находится на последнем энергетическом уровне у атомов галогенов? Как это отражается на их свойствах?

3) Почему галогены называют «солеобразующими»?

4) Какие химические связи существуют в галогенах – простых веществах (F2,CI2, Br2, I2.) и в соединениях (NaCI, KBr,HCI)?

2.Запишите электронную и структурную формулы: F2(1 груп.) и CI2(2 груп.). Определите тип связи.

Дело №2

Изучите физические свойства галогенов по плану:

  1. Агрегатное состояние вещества в обычных условиях.

  2. Цвет.

  3. Запах.

  4. Температура плавления и кипения.

  5. Выяснить, почему бром и йод хранят в запаянных сосудах?

Для работы можно использовать таблицу учебника на стр. 79.

Дело №

Изучить химические свойства галогенов. Дописать уравнения реакций, расставит коэффициенты. Na + CI2= 2F2 + 2H2O = 4HF + O2 Cu + CI2 = 2NaBr + CI2 = 2NaCI + Br2 H2 + CI2 = Fe + CI2 = Sb + CI2= AI + Br2 =

Дело № 3

Проведите химический эксперимент: «качественные реакции на галогенид ионы»

Название опыта

Результат

Качественная реакция на

хлорид - ион.



Качественная реакция на

бромид- ион.



Дело №4

1-й отдел: Какой объем хлора (н. у.) потребуется для вытеснения всего йода из 300г. 15% раствора йодида калия?

2-й отдел: Какой объем хлороводорода образуется при взаимодействии 150л. Хлора с 200л. водорода? Какой газ взят в избытке?

Самоанализ рока.

Данный урок разбирается в системе уроков 9 класса по теме: «Неметаллы». На изучение темы «Галогены» в программе отведено 2 часа. Информация, изучаемая на уроке, достаточно обширна; время урока ограничено, поэтому целесообразно изучение этой темы в рамках ролевой игры, где учащиеся работают в группах. Уроки в игровой форме формируют положительное отношение и интерес учащихся к предмету, создают психологически комфортную и увлекательную обстановку, в которой усвоение учебного материала происходит непроизвольно.

Организация групповой работы на уроках создает условия для развития коммуникативных навыков, для самореализации учащихся в коллективе. Работая в группах, школьники учатся распределять обязанности и планировать деятельность, проявлять инициативу и подчиняться правилам, работать самостоятельно и в команде, представлять результаты своего труда и критически анализировать материал, представленный другими учащимися. Одним из видов групповой работы, который использовался в ходе данного урока, является выполнение информационных проектов. Проектный метод способствует формированию умений ставить цели и задачи деятельности, выполнять работу в соответствии с намеченным планом, презентовать ее результаты.

Образовательной и воспитательной целью данного урока было создание творческой деятельности учащихся; воспитание культуры умственного труда и развитие компетентности учащихся.

В целом, намеченные цели были достигнуты. А достижение поставленных целей было путем сочетания индивидуальной и групповой форм работы. Урок планировался с учетом привлечения в работу сильных и слабых учеников. Использовался поэтапный тип построения урока. Учитывалось не только взаимосвязь, но и взаимозависимость всех намеченных этапов. А использование игровых моментов, позволило избежать перегрузки учащихся и наиболее эффективно достичь поставленных целей.

Самое главное для учителя то, что ребята остались довольны проделанной работай и ушли в хорошем настроении.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!