СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "География машиностроения"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "География машиностроения"»

ФИО: Рябова Татьяна Михайловна, учитель географии

Раздел: Машиностроительный комплекс

Тема: География машиностроения

Класс: 9

Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Используемые технологии: проблемного обучения, информационно-коммуникационные, критического мышления.

Цель: Сформировать представление о размещении машиностроения в РФ, главных центрах машиностроения.

Задачи:

  1. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей,

формирование критического мышления

  1. Овладение навыками нахождения и использования различных источников географической информации;

  2. Создание условий для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний;

  3. Закрепление навыков работы в группе;

  4. Помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала, умение применять географические знания в повседневной жизни.

Формируемые УУД:

Предметные: научиться объяснять особенности размещения отраслей машиностроения; называть крупные центры машиностроения на территории России; работать с различными источниками информации.

Метапредметные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; работать с различными источниками информации; организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, развитие готовности к саморазвитию и самообразованию.

Оборудование:

  • карта «Административно-территориальное устройство», учебник, атлас «Машиностроительный комплекс»










Технологическая карта урока

Элементы структуры урока, время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный этап

Оргмомент – 3 мин

Приветствие, Проверка явки

Проверка готовности к уроку

1.Приветствуют преподавателя

2. Готовятся к уроку

Целевая установка,

мотивация. – 3 мин.

Вступление: возможно, получив специальность, вам предстоит работать на предприятиях машиностроения нашей республики. Это очень почетно и ответственно. Сегодня мы постараемся разобраться в вопросах машиностроения, необходимых каждому рабочему и инженеру машиностроительного комплекса.

3. Работа в тетради – число, тема


Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся – 15 мин.






Мозговой штурм(Проблемная ситуация)


Вопросы к учащимся :

1. Что такое МСК.

2. Факторы развития МСК

3. Главная задача МСК

4. Назовите факторы размещения машиностроения?

Учащиеся отвечают с места


Возможно ли строительство МЗ:

  • судостроительного завода на Урале? Почему?



  • Объясните принцип размещения автомобильного завода в Набережных Челнах (Татарстан)?

  • Почему зерноуборочные комбайны производят в Ростове-на-Дону?

  • Назовите ведущий фактор размещения авиационного завода?

  • Назовите предприятия металлоемкого машиностроения?

  • Приведите примеры предприятий трудоемкого машиностроения?

1.Учащиеся отвечают с места, давая объяснение на основе факторов размещения (потребительский и отсутствие водных ресурсов Урала, их бедность)

2. Специализация и кооперирование



3. Потребительский фактор


4. Наукоемкость


5.Горно-шахтного оборудования, металлургическое, энергетическое

6. Приборостроение, авиастроение, станкостроение


Вопросы к учащимся: (работа в группе)

  1. Как связано машиностроение с АПК? (комбайны, тракторы).

  2. Как связано машиностроение с транспортным комплексом? (транспортные средства – автобусы, ж/д транспорт, морские суда, самолеты).

  3. Связь машиностроения и ТЭК? (горюче-смазочные материалы, нефтяные вышки, горнодобывающее оборудование).

  4. Назовите предметы потребления, которые изготавливают предприятия машиностроения (бытовая техника, аппаратура, стиральные машины, утюги).




Учащиеся отвечают с места









Производство машин и оборудования в России



Продукция

1990

1998

2008

Троллейбусы – шт

2308

126

715

Грузовые автомобили – тыс. шт.

665

141

255

Легковые автомобили – тыс. шт.

1103

840

1470

Автобусы – тыс. шт.

51,9

45,7

66,0

Комбайны зерноуборочные – тыс. шт.

65,7

1,0

8,1

Металлорежущие станки – тыс. шт.

74,2

7,6

4,8

Грузовые магистральные вагоны – тыс. шт.

25,1

3,9

42,6

Пассажирские магистральные вагоны – шт.

1225

503

2100

Турбины – млн. кВт

12,5

2,1

7,9


- Причины :

Общий экономический кризис., поразивший страну


Действующий затратный хозяйственный механизм с присущей ему необязательностью поставок по кооперативным связям


Низкое техническое оснащение машиностроительных предприятий

Большой физический и моральный износ основных фондов на предприятиях комплекса

Отсутствие единого органа управления комплексом и переход к слабому регулированию при недостаточном учёте и контроле.


III. Изучение нового материала




Анализ карты «география МК» рис 30, таблицы стр.74


Учитель: Сегодня на уроке мы определим географию отраслей машиностроения.


В какой части России находятся большинство машиностроительных заводов – в азиатской или европейской? Почему?














Записывают в тетради число и тему урока



Учащиеся: это объясняется многими причинами, во-первых, основная часть трудовых ресурсов России находится в Европейской части страны;

во-вторых, в европейской части страны находятся основные потребители продукции машиностроения;

в-третьих, основное количество крупных городов находится в европейской части страны.

Вывод: Машиностроение в России распространилось повсеместно. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других – его функция ограничена главным образом удовлетворением внутренних потребностей.



Организация и управление деятельностью обучающихся

выполнение практической работы «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения»

выполнение практической работы «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения»


Машиностроение в РМЭ

При изучении размещения отдельных отраслей машиностроения необходимо ориентироваться на краеведческий материал.

Вы знаете, что в нашей республики расположены предприятия машиностроительного комплекса.


Вопросы: Какова специализация предприятий и факторы размещения.

ММЗ и ЗПП


2 учащихся рассказывают о каждом предприятии.




Ответ учащихся

Контроль знаний.

Тест, взаимопроверка, выставление оценок

Ученики выполняют задания.

3.Заключительный этап- 5 мин





выставление оценок в табличку личных достижений


В течение всего урока вы себя оценивали на различных этапах, прошу вас сложить баллы и выдать средний результат за урок по табличке.

Благодарит за урок учащихся.

Домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!