Подведение к теме. | Представлены иллюстрации, изображающие литературных героев Тараса Бульбы и его сыновей. Героя Великой Отечественной войны Александра Матросова. Фреска с изображением подвига Геракла («Геракл и Пиренейская лань») Что общего в этих иллюстрациях? |
Возможно, по иллюстрациям ребятам не удастся определить тему урока. Добавляем еще одну ступень подведения к теме: предложения, в которых употреблено слово «герой» в разных значениях. | По представлениям древних греков, героем был человек, рожденный от божества и смертной женщины. Моим любимым героем стал Тимур из повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Сева, забивший победный гол, стал героем дня. Какие черты героя своего времени раскрывает Лермонтов в образе Печорина? Когда он погиб, ему было восемнадцать. Сегодня Герою Великой Отечественной войны исполнилось бы восемьдесят. Что общего в этих предложениях? |
ОПРЕДЕЛЯЕМ ТЕМУ УРОКА: ГЕРОЙ |
Ставим проблемный вопрос | Предполагаются полные ответы учащихся. |
Самостоятельная работа над значением слова. Работа в группах (на 3-5 мин) со значением слова «герой». Развиваем умение составлять словарную статью. | Определите значения слова ГЕРОЙ, исходя из контекста данных предложений. (каждой группе выдаем распечатку одного из предложений) От каждой группы выступает представитель, определяя значение слова исходя из текста предложения.
***Можно дать возможность членам группы после определения значения проверить его по словарю. |
Работа со значением слова «герой». | Запишите в тетрадь значения слова «Герой», исходя из данных предложений:** герой 1. тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление) Пример: Г. дня. 2. - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности Пример: Герой Великой Отечественной войны. Г. труда. 3. - человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды Пример: Г. нашего времени. 4. - главное действующее лицо литературного произведения Пример: Г. трагедии. Г. романа. 5. Полубог в древнегреческой мифологии. (первые четыре значения – из словаря Ожегова, пятое – Толковый словарь Ефремовой) ** можно и не записывать, т.к. это отнимает много времени, а сразу перейти к следующему заданию. |
Закрепление | Придумайте предложения с разными значениями слова «герой». (Если значения не записывали, то письменно, если запись велась, этот вид работы можно проделать устно) |
Творческое задание – итог урока: мини-сочинение. | Напишите мини-сочинение, используя некоторые значения слова ГЕРОЙ: Кого можно назвать настоящим героем. О любимом герое литературного произведения О подвиге героя. О человеке, который привлек всеобщее внимание каким-либо поступком. Можете выбрать ОЧЕНЬ ТРУДНОЕ ЗАДАНИЕ: • Напишите письмо любимому литературному герою. |
В качестве домашнего задания можно дать творческое задание желающим – нарисовать рисунок с изображением героя (используя любое значение). |