СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Гидролиз солей"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.

Задачи:

- Научить учащихся определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;

 -  углубить их знание свойств солей, понимание практического гидролиза в природе и жизни человека;

- развить мышление учащихся, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту;

- закрепить умения и навыки химического эксперимента работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой.

Оборудование: учебник  Габриелян О.Г., таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками; растворы фенолфталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа(III), карбоната натрия, хлорида натрия.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Гидролиз солей"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Работкинская СШ"




Разработка урока по химии в 11 классе

по теме: "Гидролиз солей"



Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.

Задачи:

- Научить учащихся определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;

- углубить их знание свойств солей, понимание практического гидролиза в природе и жизни человека;

- развить мышление учащихся, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту;

- закрепить умения и навыки химического эксперимента работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой.

Оборудование: учебник Габриелян О.Г., таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками; растворы фенолфталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа(III), карбоната натрия, хлорида натрия.



Учитель химии: Медведева С.Н.









Ход урока:

Актуализация опорных знаний. Сегодняшний урок начнём с решения кроссворда. (слайд 2)

Работа с терминами. Решение кроссворда.

1.Процесс связывания частиц растворимого в воде вещества с молекулами воды. (гидратация) 

2. Электролиты, диссоциирующие на катионы водорода и анионы кислотного остатка. (кислоты)

3. Процесс распада электролитов на ионы. (диссоциация)

4. Автор теории электролитической диссоциации. (Аррениус)

5. Электролиты, диссоциирующие на катионы металла и гидроксид-анионы. (основания)

6. Вещества, которые в растворах распадаются на ионы. (электролиты)

7. Отрицательно заряженный ион. (анион)

8. Роль воды при взаимодействии порошков алюминия с йодом. (катализатор)

9. Степень диссоциации каких электролитов стремится к единице? (сильных)

10. Гомогенная система, состоящая из молекул воды и частиц растворенного вещества. (раствор)

11. Электролиты, диссоциирующие на катионы металла и анионы кислотного остатка.(соли)

11. Растворимое основание. (щелочь)

2. Постановка проблемы.

Урок продолжаем решением задачи, текст которой вы видите на слайде. (слайд 3)

Задача: При сливании 25 г. 82% раствора хлорида железа(III) с избытком раствора кальцинированной соды выделяется газ и выпадает осадок. Определите массу выпавшего осадка.

Внимательно прочитаем и решим у доски эту задачу.

Дано : Решение

ω (FeCl3) = 82% 2FeCl3 + 3Na2CO3 → 6 NaCl + Fe2(CO)3

m (раствора) = 25 г.

m (осадка) = ?

Ученики констатируют факт, что среди продуктов нет газа. Учитель рекомендует проверить по таблице растворимости соль Fe2(CO)3. Ученики устанавливают тот факт, что в таблице растворимости на месте этой соли стоит прочерк.

А может условия задачи ошибочны? Проверим опытным путём.

Один из учащихся напоминает правила ТБ (приложение 1) (слайд 4).

Опыт 1. Учащиеся сливают растворы хлорида железа (III) и карбоната натрия.

И так что мы с вами наблюдаем? (Выделяется бесцветный газ и выпадает коричневого цвета осадок)

Таким образом, проводя эксперимент, мы пришли к выводу, что в условии задачи все сформулировано правильно. А вот мы при составлении уравнения реакции что - то не учли. Что же? (Взаимодействием солей с водой при получении раствора)

Мы этого не учли, поэтому у нас не получается решение задачи. На этом уроке мы рассмотрим, как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи.

Давайте запишем тему урока: "Гидролиз солей". (Она высвечивается из решенного кроссворда). (слайд 5)

2. Изучение материала (основная часть).

Вопрос: "Что же называется гидролизом? ".

"Гидро" - вода, "лизис" - разложение.

Делается вывод, что гидролиз - это взаимодействие между некоторыми солями и водой.

Гидролиз соли - это реакции обменного взаимодействия вещества с водой, приводящие к их разложению. Известно, что молекула воды хотя и не значительно, но все же диссоциирует на ионы Н+ и ОН-. Для определения кислотности или щёлочности среды пользуются водородным показателем pH.

1) Если рН = 7,то среда нейтральная и при этом [Н+] = [ ОН-] = 10-7 моль/л.

2) Если рН 7,то среда щёлочная, при этом [Н+] -]

3) Если рН +] [ ОН-] (Слайд 6)

Для понимания сущности гидролиза проанализируем отношение солей к воде в присутствии индикатора. По изменению цвета индикатора можно сделать вывод, что некоторые соли реагируют с водой. Каким образом?

Опыт 2. Давайте проверим опытным путем. (слайд 7) Поместим в пробирку раствор хлорида железа(III) и поместим в него полоску лакмусовой бумажки. Что мы наблюдаем? (Окраска бумажки становиться красной).

Для сравнения в другую пробирку поместим раствор соляной кислоты и также поместим в него полоску лакмусовой бумажки. Что мы наблюдаем теперь? (Окраска становиться красной).

Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли хлорида железа(III) так же, как и раствор кислоты, имеет pH

Проанализируем состав соли. (слайд 8) Любая соль состоим из металла и кислотного остатка, и может быть получена при взаимодействии основания и кислоты. Каким основанием и какой кислотой может быть образована эта соль? Сильными или слабыми электролитами являются эти основание и кислота?(Соль FeCl3 образована слабым основанием Fe(OH)3-нерастворимое основание, сильной кислотой HCl )

Давайте составим уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные. (Слайд 9).

В растворе все соли диссоциируют на ионы

FeCl3 ↔ Fe3+ + 3Cl- , но в растворе есть еще диполь воды (H+ОН-)

Fe3++ HOH ↔ FeOH2+ + H+ среда кислая

FeCl3 + HOH ↔ FeOHCl2 + HCl

Это молекулярное уравнение первой стадии гидролиза, чаще всего он идет именно так поэтому мы на нем и остановимся.



Учащиеся делают вывод: гидролиз идет по слабому компоненту, а среда определяется сильным компонентом. Заполняют первую часть таблицы. (Приложение 3)



Опыт 3. Первая группа.Теперь проведем эксперимент с раствором карбоната натрия. Поместим в пробирку раствор данной соли и поместим в него полоску лакмусовой бумажки. Что вы наблюдаете? (Бумажка окрасилась в синий цвет)

Для сравнения в другую пробирку поместим раствор гидроксида натрия и также поместим в него полоску лакмусовой бумажки. Что мы наблюдаем? (Бумажка окрасилась в синий цвет).

Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор карбоната натрия так же, как и раствор гидроксида натрия, имеет pH 7, среда щелочная).

Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль Na2CO3 образованна угольной кислотой H2CO3 и гидроксидом натрия NaOH )

Какой силы эти электролиты? (Угольная кислота - слабая, гидроксид натрия - сильное основание, щелочь).

Один из учащихся составляет уравнения реакции гидролиза записав его на доске.

Na2CO3 ↔ 2Na+ + CO32- H+ОН-

CO32- + HOH ↔HCO3-+ OH- среда щелочная

Na2CO3 + HOH ↔ NaOH + NaHCO3

(Слайд 10)

Учащиеся убеждаются в правильности вывода "что сильнее то и определяет среду", и вносят данные в таблицу.

Опыт 4. Вторая группа. Теперь поведем эксперимент с раствором хлорида натрия. Поместим в пробирку раствор данной соли и поместим в него полоску лакмусовой бумажки. Что вы наблюдаете? (Бумажка окрасилась в фиолетовый цвет)

Давайте для сравнения в пробирку поместим дистиллированную воду и также поместим в него полоску лакмусовой бумажки. Что мы наблюдаем? (Бумажка окрасилась в фиолетовый цвет)

Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор хлорида натрия так же, как и дистиллированная вода, имеет рН = 7,среда нейтральная)

Используя таблицу растворимости, проанализируйте состав соли(Соль NaCl образована кислотой НСl и гидроксидом натрия NaOH)

А какай силы эти электролиты (Соляная кислота - сильный электролит, гидроксил натрия сильное растворимое основание, щёлочь)

Один из учащихся составляет уравнение реакции гидролиза записывая его на доске (Слайд 11)

NaCl ↔ Na+ + Cl- H+ОН-

Гидролиз не идет, среда нейтральная.



Учащиеся делают вывод: силы электролитов равны, и вносят данные в таблицу.

А каким ещё может быть случай образования солей? (Соль может быть образованна слабым основанием и слабой кислотой).

Давайте обратимся за помощью к тексту учебника на странице 150.

Учащиеся читают текст учебника и выписывают уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия.


Al2S3 + 6H2O → 2Al(OH)3↓ + 3H2S↑


Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается карбонат железа(III) (Слайд 12)

Fe2(CO3)3 + 3HOH→ 2Fe(OH)3 ↓+ 3CO2↑

Учащиеся делают вывод: "соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, то есть полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа". Вносят данные в таблицу.

3. Разрешение проблемы (решение задачи).

Вернёмся к задаче (Слайд 13), при решении которой зашли в тупик. Что нужно изменить в написании уравнения реакции? ( В левую часть добавить вещество H2O,в правой части соль карбонат железа(III)заменить на осадок гидроксида железа(III) и углекислый газ. Соль хлорид натрия образована сильным основанием и сильной кислотой, поэтому гидролизу не подвергаются, в уравнении реакции остается без изменений.)

Приглашается тот же ученик закончить решение задачи. Ученик изменяет уравнение реакции и производит расчеты .

2 FeCl3 +3Na2CO3 + 3H2O= 2Fe(OH)3 ↓ + 3CO2 ↓+ 6NaCl

(Масса выпавшего осадка составляет 13,5 г ).

Вот мы и решили задачу, определили газ, нашли массу осадка.

4. Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека.

И так, у вас возник вопрос: "Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?" Давайте прочтем о значении гидролиза в природе и в жизни человека в учебнике на стр. 153-154.

Один из учеников выступает с сообщением. (слайд 14)

5. Подведение итогов.

Проверим результативность нашей совместной исследовательской деятельности и решим несколько заданий на закрепление материала. (слайды 15-18)

№1. Установите соответствие между названием соли и отношением её к гидролизу: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

 

НАЗВАНИЕ СОЛИ

 

ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ

A) карбонат натрия

Б) хлорид натрия

B) хлорид железа (III)

Г) карбонат железа (III)

 

1) гидролизуется по катиону

2) гидролизуется по аниону

3) гидролизуется по катиону и аниону

4) не гидролизуется

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Ответ: 2423



№2. Установите соответствие между солью и окраской лакмуса в её растворе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

 

СОЛЬ

 

ОКРАСКА ЛАКМУСА

A) хлорид железа (III) 

Б) карбонат железа (III) 

В) хлорид натрия 

Г) карбонат натрия 

 

1) синяя

2) красная

3) фиолетовая

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Ответ: 2331



№ 3. Установите со­от­вет­ствие между на­зва­ни­ем соединения и сре­дой его вод­но­го раствора: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

 

СОЕДИНЕНИЕ

 

СРЕДА РАСТВОРА

A) фосфат калия

Б) ацетат бария

B) нитрат хрома(III)

Г) нитрат натрия

 

1) нейтральная

2) кислая

3) щелочная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Ответ: 3321



№ 4. Установите со­от­вет­ствие между на­зва­ни­ем соли и показателем рН его вод­но­го раствора: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

 

НАЗВАНИЕ СОЛИ

 

рН РАСТВОРА

А) нитрит калия

Б) сульфат натрия

В) сульфит аммония

Г) ацетат кальция

 

1) рН = 7

2) рН 7

3) рН

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Ответ: 2112



Итак, сегодня мы познакомились с явлением гидролиза солей. Прошу дать краткие ответы на мои вопросы.

1.Что такое гидролиз?

2.На какие группы мы разделили все соли?

3.Как происходит гидролиз каждой группы?

Домашнее задание :§18 , №3,7. (Слайд 19)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!