Урок алгебры в 9 классе.
Тема. Графики функций у = а(х – m)2 и у=а(х-m)²+n
Цель: выработать умения строить графики функций у = а(х – m)² и
у = а(х – m)²+ n с помощью параллельных переносов вдоль координатных осей.
Задачи: образовательные
- рассмотреть алгоритм построения графиков функций у = а(х – m)² и
у = а(х – m)²+ n , строить графики функций используя шаблоны с помощью параллельного переноса;
воспитательные
- воспитывать умение слушать, вести диалог, воспитывать аккуратность;
- развивающие
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся строить графики функций
у = а(х – m)² и у = а(х – m)²+ n с использованием шаблонов, рассуждать и делать выводы.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы:
Словесные, наглядные, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование:
компьютер
экран
мультимедийный проектор
раздаточный материал.
Этапы урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Закрепление
Рефлексия
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Устная работа по материалам ОГЭ. (слайд 2)
Найдите область определения функций:
а) у = - х² + 5
б) у =
в) у =
г) у = 19 – 2х
(слайд 3)
Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают. |
ГРАФИКИ | | | ФОРМУЛЫ | 1) | y=− x | 2) | y=− x2 −2 | 3) | y= | | |
(слайд 4)
Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают. |
ГРАФИКИ | | | ФОРМУЛЫ | 1) | y=− | 2) | y=4−x2 | 3) | y=2x+4 | | |
(слайд 5)
Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают
У = 4 - х² у = х²- 4 у = -2х²
На прошлом уроке мы познакомились с функцией у = ах²+ n и ее графиком.
- Как можно получить график функции у = ах²+ n?
- Как вы думаете, что произойдет с графиком функции, если изменить аргумент? ( т.е. у = а(х – m)²). (высказывания детей)
Давайте проверим ваши предположения на конкретных примерах. Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (дети формулируют тему и цели урока)
Изучение нового материала
Запишите тему урока: График функции у = а(х –m)² и у=а(х-m)²+n (слайд 6)
(слайд 7)
Задание: В одной системе координат постройте графики функций у = 2х²,
у = 2(х – 3)², у = 2(х + 3)².
у = 2х²
х | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 |
у | 8 | 2 | 0 | 2 | 8 |
у = 2(х – 3)²
у = 2(х + 3)²
х | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 |
у | 8 | 2 | 0 | 2 | 8 |
Сделайте вывод, что происходит с графиком функции у = 2х². (слайд 8)
(слайд 9)
Итак:
График функции у = ах² + n является параболой, которую можно получить из графика функции у = ах² с помощью параллельного переноса вдоль оси у на n единиц вверх, если n 0, или на –n единиц вниз, если n
График функции у = а(х – m)² является параболой, которую можно получить из графика функции у = ах² с помощью параллельного переноса вдоль оси х на m единиц вправо, если m0, или на –m единиц влево, если m
Что будет являться графиком функции у = а(х – m)² + n? (парабола)
Как её получить? (осуществить два параллельных переноса: сначала вдоль оси Х, а потом вдоль оси У)
(слайд 10)
Задание: построить график функции у = 2(х – 3)² + 4
И
спользуя шаблон параболы у =2х² постройте график данной функции.
График функции у = а(х – m)² + n является параболой, которую можно получить из графика функции у = ах² с помощью двух параллельных переносов: сдвиг вдоль оси х на m единиц вправо, если m0, или на –m единиц влево, если mn единиц вверх, если n0, или на –n единиц вниз, если n
3. Закрепление №116(устно) (слайд 11)
Для каждого графика укажите соответствующую формулу.
Ответ: 1в, 2б, 3а, 4г
Самостоятельная работа ( работа в парах)
Используя шаблоны парабол у = 2х² и у = 3х²построить графики функций:
Вариант 1
у = - 2х², у = -2(х -2)², у = -2(х – 2)² + 1
Вариант 2
у = -3х², у = -3(х + 3)², у = - 3(х + 3)²- 2
Рефлексия: (слайд 12)
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я понял, что…
5. Теперь я могу…
6. Я научился…
7. У меня получилось …
Домашнее задание: п.6 упр. 108(в,г), 110(а,г) (слайд 13)
(слайд 14)