I. Организационный момент II.Актуализация знаний Формулирование темы урока | - Прочитайте слова “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги” Чьи это слова? Почему эпиграфом к этому уроку я взяла именно его слова? В данном разделе мы изучили уже много произведений Паустовского. Предлагаю вам провести самоанализ знаний о творчестве Паустовского. Заполните схему, работая в группах. Чтобы ваша работа была успешной, как мы должны работать? Дружно, быть внимательными, высказывать свои мнения и слушать товарищей. Произведения К.Паустовского Название Жанр Герои Идея произведения Проверка фронтально по группам, заполнение аналогичной схемы на доске Жанры: рассказ-сказка Название: Стальное колечко, Тёплый хлеб Герои: Варюша, дед Кузьма, бойцы Филька, Панкрат, конь Мальчик Идея: Люби и цени то, что рядом с тобой, то, что имеешь Грубость и злоба не принесут счастья, обернутся бедой не только для тебя, помогай бедным и больным Один столбец остаётся незаполненным -Всю ли схему удалось заполнить? Почему? - Посмотрим фрагмент из мультфильма. Кто помнит название этого м/ф ? «Земляничный дождик» - Лисенку грустно. Почему? - Какое настроение вызывает дождь у вас? - О чём пойдёт речь на уроке? О дожде -На стр.92 вашего учебника прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать. Какие бывают дожди. -Стоит ли вопросительный знак в названии? Нет. Что это значит? Автор не спрашивает, он утверждает и рассказывает, какие бывают дожди. - Означает ли это, что дожди могут быть разными? - Продолжите фразу: «Если дожди бывают разные, то …» они должны чем-либо отличаться друг от друга. У них разные капли, разная сила, по-разному действуют на объекты окр.мира, разная температура. - Вы готовы описать разные виды дождя, или требуется дополнительная работа? - Сформулируйте задачи для работы на уроке. Узнаем, какие виды дождя описывает автор, научимся различать. -Какие умения нам для этого понадобятся? Умения думать, рассуждать, искать ответы в книге, задавать вопросы, работать в группе, в паре. |
III. Построение проектов выхода из затруднений IV.Знакомство с произведением. Работа по анализу художественного образа, поиск средств создания образа | -Кто может объяснить, что такое дождь? В словаре Ожегова даётся следующее определение: - Мы с вами сказали, что дожди бывают разными. Какие вы знаете? -А в стародавние времена народ называл дождь ситничек-мельчайший, как мокрая пыль, косохлёст- косой дождь, хлещет в окна, проливень- внезапный сильный дождь. -А учёные подразделяют дожди на 3 вида - моросящие, обложные-долгие, затяжные, ливневые. -Перед вами слова и картинки. Запах дымка, царевна, грибы, тёплые лужи, крупные слёзы, плотва, лес, солнце, шепчет, мох, мягкая лапа, водяная чаша, жемчуг, шум на реке, стеклянный звон. спорый быстрый, скорый сильный, отвесный, приближается с шумом, выбивает, звенит, похож на жемчуг, (картинка), подскакивает, блестит грибной тёплый, возится, шепчет, грибы, дым, сыплется из низких туч, ловится плотва (картинка),мелкий, сонный, шепчет, грибы, дым, мягкая лапа слепой идёт при солнце, «царевна плачет» крупный , сияющий, сверкающий, крупные слёзы - Что из предложенного может подходить к описанию дождей? Лишнее снимаем с доски. Эти слова помогли Паустовскому описать и сравнить дожди. -Как вы думаете о скольки и о каких видах дождя рассказывает нам Паустовский? Затрудняетесь ответить? Что нам поможет? Чтение текста. Дети читают текст по абзацу. Словарная работа. -В тексте встретились такие слова: голосят, крапать, отвесно, перегной, основательно, буйно, ничтожная. Где можем найти подсказку? - Итак, о каких видах дождя рассказывает нам автор? Спорый, грибной, слепой. вывешивается на доске - А теперь посмотрите на доску, поделитесь своим мнением по поводу выбора слов для описания дождя. Позже мы вернёмся к этим словам. - Как вы думаете, Паустовский любил дождь? Найдите в тексте подтверждение своим словам. Стр.95 - Прочитайте 2 абзац на стр.93. Благодаря чему писатель смог оживить слово? Смог передать нам свои впечатления? Он видел сам дождь, наблюдал, вслушивался, всматривался…Как это характеризует самого писателя? Он наблюдательный, умеет видеть необыкновенное в обыкновенном. -Чьи чувства выражены в отрывке. (Чувства лирика, романтика, наблюдательного человека.) Физминутка - Сейчас я на доске буду вывешивать элементы. Если это капля дождя- хлопаем, нет- можно топать. Сколько насчитали капелек? А теперь посмотрите на слайд. Что увидели, поняли? Работа с текстом. - Вернёмся в начало текста. Найдите в первом предложении четвёртое слово. Почему автор употребил слово «много»? Как появлялись приметы дождя? Для чего людям необходимы эти приметы? Люди наблюдали, ориентировались на эти приметы, использовали в повседневной жизни, прогноза погоды не было. - Прочитайте 1 предложение 2 абзаца. Какой глагол возьмём? Крапать Что передаёт это слово в тексте? Начало дождя -Прочитайте 1 предложение 3 абзаца. Какой глагол возьмём? Расходится Что означает это слово, какой синоним можно подобрать? Усиливается -Прочитайте следующий абзац. Почему, независимо от того, какой будет дождь, как только он начинается, его называют ласково дождиком? Если он только начинается, все рады ему, но потом когда он расходится… - Можно ли сказать, что природа у Паустовского «как живая»? Что помогает писателю показать нам такую картину? Какие приёмы для этого использует автор? Воображение, средства выразительности-олицетворение, эпитеты и сравнения. -Для поиска этих приёмов выполним работу в парах в рабочей тетради, задание «Точное слово» на с.60-61. Прочитайте, подчеркните. Прочитайте, какие слова подчеркнули в описании спорого дождя, грибного, слепого. Спорый. Олицетворения: льёт, выбивает, подскакивает, падает, блестит. Сравнения: углубление, маленькая водяная чаша, похожа на жемчуг, стеклянный звон. -Какие синонимы использует автор, чтобы назвать спорый дождь? Грибной. Олицетворения: сыплется, шепчет, возится, трогает. Сравнения: мягкая лапа. -Почему после грибного дождя бурно растут грибы? Какие грибы называет автор? -Почему перед боровиком нет прилагательных? статный, благородный Слепой. Олицетворения: плачет. Сравнения: царевна плачет, крупные слёзы. - Почему такой дождь называют слепым? Он идёт при солнце, капли его не видны в лучах солнечного света. Какое явление можно увидеть после такого дождя? - Оцените работу в тетради. - Ну а сейчас можем вернуться к схеме, которую пытались создать до чтения текста. Теперь мы можем провести классификацию? На доске столбики составляют 3 детей. |