СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Клеточное строение корня"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по биологии отражает требования ФГОС при проведении занятия и формирование УУД.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Клеточное строение корня"»

тема урока « Клеточное строение корня».

Цели и задачи: развивать понятия о клеточном строении корня; изучить зоны корня, их особенности в связи с выполняемой функцией.

Оборудование: интерактивная доска, диск «Биология

6 -9», ООО «Кирилла и Мефодия», микроскоп, микропрепарат «клеточное строение корня» , таблица «Виды корней»

Ход урока.

1.

организационный момент.

2.

проверка домашнего задания (работа с текстом) прочитать текст и исправить ошибки

слайд 1

Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о типах корневых систем: стержневых, мочковатых, листоватых. Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю например, что любая корневая система состоит из корней и стеблей. Корни пшеницы имеют стержневую корневую систему, а капуста имеет мочковатую корневую систему.

Слайд 2

Правильные ответы

1.Листоватой корневой системы нет, есть только стержневая и мочковатая.

2.Любая корневая система состоит из корней: главных, боковых, придаточных.

3.Корни пшеницы имеют мочковатую корневую систему, а капуста стержневую.

Оцените свою работу, внесите данные самооценки в таблицу

Критерии оценивания:

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» -2 ошибки

«2» 3 ошибки и более

Заполняют лист самооценки.

Слайд 3

Вспомните функции корня. Сколько их? Поработать в группах. Определить функцию корня

Слайд 4

1 группа

Один писатель так написал о деревьях: «Шумят летом деревья и налетевший теплый ветер низко наклоняют ветки, теряя желтую листву, в сырую осеннюю непогоду сгибаются, скрипят и стонут в порывах снежных метель и бурь. Но ведь почти всегда им удается устоять. Как же это у них получается? Действительно, все очень просто, деревья крепко за землю своими корнями. Поэтому говорят, что корни выполняют……..функцию.(закрепления)


Слайд 5

2 группа

Корни некоторых растений разрастаются сильно в толщину и приобретают иногда диковинную форму. Такие корни называются корнеплодами. В корнеплодах могут откладываться сахара, тогда они имеют сладкий вкус. Такие корни характерны для моркови, сахарной свеклы. Растения, образующие корнеплоды чаще всего являются двулетними. В первый год они не цветут, а накапливают питательные вещества. Во второй год они используют питательные вещества, цветут и плодоносят. Поэтому говорят, что корни выполняют ……. функцию. (запасания)


Слайд 6

3 группа

Вы знаете, что комнатные растения или растения на ваших земельных участках необходимо поливать, а иногда подкармливать. Куда поступает вода и питательные вещества? А в почве есть корни. Значит, благодаря корням в растения поступает вода и минеральные вещества. Поэтому говорят, что корни выполняют ……..функцию. (всасывающую)

Оценить работу в группе. Сравнить с эталоном ответа

Слайд7

Сегодня урок открытия новых знаний, чтобы определить тему урока я вам предлагаю разгадать кроссворд

1.Тип корневой системы у моркови ( стержневая)

2. Наименьшая единица строения всех живых организмов (клетка)

3.Один из видов царства живых организмов (грибы)

4.Наружная часть клетки (оболочка)

5.Микроогранизмы (бактерии)

6.Гриб, растущий в сосняках (масленок)

7.Жидкое вещество клетки (цитоплазма)

8.Подземная часть растения (корень)

Обратите внимание на ключевые слова кроссворда. Сформулируйте тему урока «Строение корня». Определяем цели урока:

  1. Выяснить внутреннее ………………

  2. Изучить участки ………………….


3.

объяснение нового материала.

Ребята, сегодня мы изучаем очень сложную тему строение корня. На сегодняшнем уроке мы узнаем и запишем много новых терминов, будьте внимательны и собраны на уроке

. Итак, мы начинаем.

Слайд 8 рисунок участков корня

Корневой чехлик длинной около 1 мм состоит из рыхлых тонкостенных клеток, которые постоянно заменяются новыми

. У растущего корня корневой чехлик практически обновляется каждый день. Отслаивающиеся клетки

образуют слизь. Теперь разберём значение слизи. Скажите, кто ходил босиком по сухой земле, не по песку, а именно по земле? Как вам ощущения? (дети отвечают, что сухая земля колючая и ходить по ней больно)

Скажите, а корню надо преодолеть проблемы сухих и острых комочков почвы? (да)

Если да, то тогда как?

(за счёт клеток корневого чехлика)

. С этой проблемой мы разобрались, но есть ещё одна

– большая плотность почвы. Как же её преодолевает корень?

( за счёт слизи, которая образуется из отмерших клеток корневого чехлика. Она уменьшает трение корня о землю) Теперь давайте обобщим функции корневого чехлика. Он защищает корень от повреждений, уменьшает силу трения о частички земли. Скажите, у каких корней лучше развит корневой чехлик и почему?( у главного корня, т к он первым появляется из семени и укрепляет будущее растение в почве, следовательно, уходит глубоко вниз)

.К чехлику примыкает зона деления размером около 1 мм, составленная клетками образовательной ткани. Клетки мелкие, с тонкими оболочками и большими ядрами. Главная функция – постоянное деление. Какую функцию выполняет зона деления? (обеспечивает рост корня, пополняет клетки корневого чехлика)

За зоной деления следует зона растяжения. Здесь увеличивается длина корня в результате роста клеток

и приобретения ими нормальной формы и размера. Протяжённость зоны растяжения – несколько миллиметров. Ещё раз уточним функцию зоны растяжения ( обеспечивает рост корня в длину)

. За зоной растяжения располагается зона всасывания, или поглощения. В этой зоне клетки первичной покровной ткани образуют многочисленные корневые волоски, которые всасывают воду с растворёнными минеральными веществами. Зона поглощения имеет длину в несколько сантиметров. У некоторых растений корневые волоски можно увидеть и без микроскопа. У многих растений корневые волоски напоминают лёгкий пушок, покрывающий часть корня. Корневой волосок – длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой в корневом волоске находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком. Корневых волосков огромное количество. На 1 мм квадратном зоны всасывания корня кукурузы

находится около 700 корневых волосков.

Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Они недолговечны и у большинства растений живут всего несколько дней, а затем отмирают. Новые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня. В более старой части зоны недолговечные корневые волоски постоянно

отмирают, а молодые образуются вновь. Поэтому зона всасывания, как и другие зоны, постоянно перемещается и находится вблизи кончика корня. Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду и минеральные вещества.

Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. Итак, уточняем функцию всасывающей зоны корня (всасывание воды и растворённых минеральных веществ).Кто из вас занимался пересадкой

комнатных растений? Скажите, как правильно пересаживать растения. (растение нужно достать из старого горшка вместе с землёй и аккуратно пересадить в новый, землю досыпать по кругу). Почему растение пересаживают вместе со старой землёй? (если отряхивать корневую систему, то можно повредить корневые волоски и растение может плохо перенести пересадку или погибнуть

.Выше зоны всасывания, т. е. ещё дальше от кончика корня, находится зона проведения. По клеткам этого участка корня вода с растворёнными минеральными веществами перемещается к стеблю. Здесь уже нет корневых

волосков, на поверхности находится покровная ткань. На этом участке корень ветвится. В состав проводящих тканей этой зоны корня входят сосуды. Какую роль выполняют сосуды? (по ним вода с растворёнными минеральными веществами из корня поступают в стебель и листья). В проводящих тканях находятся ситовидные трубки, по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях. Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань. Её составляют вытянутые вдоль корня клетки с толстыми оболочками. Они рано теряют содержимое и заполнены воздухом. Большую часть корня составляют клетки основной ткани.

4. слайд 9

Физкультминутка


Заполняем таблицу, используя материал параграфа No 3.

Зоны корня

Особенности строения ( из чего состоит)

Значение

Корневой чехлик



Деления



Растяжения



Всасывания



Проведения




Слайд 10 оцениваем работу каждого в группе

Зоны корня

Особенности строения (Из чего состоят)

значение

Корневой чехлик

Образован клетками покровной ткани

защитная

Деления

Мелкие клетки, прилегающие одна к другой

Увеличение клеток

Растяжения

Клетки вытянутые

Растет в длину

Всасывания

Состоит из корневых волосков- выросты наружной клетки корня


Всасывают из почвы воду с растворенными минеральными веществами

Проведения

Состоит из сосудов

Проводит питательные вещества в стебель и листья

Оцените свою работу в группе

Критерии оценивания

«5»-1 ошибка

«4» -2-3 ошибки

«3» -4-5 ошибок

«2» -более 5

5.закрепление слайд 11

Рисунок участков корня

Работа с рисунком ( обозначить участки корня) оценить работу своего товарища (работа в парах)

6. слайд 12

рефлексия

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана

  1. сегодня я узнал…

2.было интересно….

3. было трудно …

4.я понял, что…

5.теперь я могу…

6.я почувствовал, что…

7.я приобрел…

8.я научился…

9.у меня получилось…

10.я смог…

11. я попробую…

12.меня удивило…

13. урок дал мне для жизни…

14 мне захотелось…


7.Домашнее задание параграф 3, страница 20, задание подумайте

домашнее задание.

Закончить таблицу, рисунок 13 в тетрадь (зоны подписать), параграф No 3.

Литература.

6.

В. В. Пасечник «Биология бактерии, грибы, лишайники», Дрофа,

Москва, 2003

7.

Л. А. Парфилова И. А. Шмарина Тематическое и поурочное

планирование по биологии, 6 класс издательство «Экзамен», Москва




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!