ТЕМА УРОКА : ДВУМЕМБРАННЫЕ ОРГАНОИДЫ
Цель: создание педагогической ситуации, способствующей обучению, развитию и воспитанию обучающихся при изучении строения и функций двумембранных органоидов клетки – митохондрий и пластид.
Задачи:
- Образовательные:
- продолжить формирование знаний об органоидах эукариотической клетки на основе характеристики двумембранных органоидов (митохондрий и пластид);
- продолжить развитие у учащихся умения сравнивать строение различных клеточных структур, аргументировано объяснять причины их сходства и различия;
- убедить учащихся в том, что каждый органоид выполняет в клетке особые функции и поэтому является незаменимым.
- Воспитательные:
- воспитывать всесторонне развитую компетентную личность через использование знаний основных понятий цитологии для объяснения клеточного уровня организации живой материи и положений клеточной теории;
- содействовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы.
- Развивающие:
- развивать общеучебные умения и навыки – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составление плана, схем, таблиц;
- развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем цитологии.
Тип урока по основной образовательной цели: урок изучения нового материала
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка знаний учащихся о строении клетки и изученных органоидов
III. Изучение нового материала
1. С ЦЕЛЬЮ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБ ОРГАНОИДАХ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ ОРГАНИЗУЕТСЯ ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
– Что называют клеткой?
– Назовите основные части клетки?
– Дайте определение органоида клетки?
– На какие группы подразделяются органоиды?
– Чем отличаются немембранные органоиды от мембранных?
– Приведите примеры немембранных органоидов?
– Какие органоиды относятся к мембранным?
2. Постановка проблемного вопроса:
– Как вы считаете, в чем различие по строению комплекса Гольджи, ЭПС, вакуолей, лизосом с одной стороны и митохондрий, пластид с другой?
3. Формулировка темы и постановка целей урока
4. Изучение строения и функций митохондрий:
Митохондрии имеют шарообразную, овальную, палочковидную или нитевидную форму, длиной 7–10 мкм. Находятся во всех эукариотических клетках за исключением паразитических простейших и эритроцитов млекопитающих. Количество митохондрий варьирует от единиц до тысяч. Особенно их много в тех клетках, которые нуждаются в больших количествах энергии (у животных – клетки печени, мышечные клетки). Рассказ учителя о строении митохондрий

- Постановка и решение проблемного вопроса: Почему митохондрии называют «силовыми, энергетическими станциями клетки?»
- Обобщение учителя с опорой на знания учащимися о функциях митохондрий:
В митохондриях осуществляется кислородный этап клеточного дыхания и происходит запасание энергии в виде АТФ (т.е. в той форме, в которой энергия доступна для использования на все процессы жизнедеятельности).
5. Изучение строения и функций пластид:
- Фронтальная беседа с опорой на знания учащихся об органоидах, характерных только для растительных клеток (за исключением некоторых жгутиковых) – пластидах
- Систематизация знаний и оформление в форме таблицы:
Основные типы пластид
Пластиды
|
Окраска
|
Местонахождение
|
Функции
|
Лейкопласты
|
Бесцветные
|
Неосвещенные части растений – стебли, корни, листья
|
Накопление запасных органических веществ (в виде гранул крахмала)
|
Хромопласты
|
Красные, оранжевые, желтые
|
Окрашенные органы растения – цветки, плоды, стебли, осенние листья
|
Привлечение насекомых-опылителей;
Привлечение животных-распространителей плодов и семян
|
Хлоропласты
|
Зеленые
|
Листья растений, покровы молодых стеблей, покровы клубней картофеля (на свету)
|
Фотосинтез (образование углеводов из неорганических веществ Н2О и СО2 при наличии световой энергии и пигмента хлорофилла); Синтез АТФ;
|
- объяснение данного явления: лейкопласты на свету ––> хлоропласты осенью ––> хромопласты
На свету в клетках покровной ткани картофеля образуется хлорофилл, и формируются граны. Лейкопласты превращаются в хлоропласты. В осеннее время в связи с изменением климатических условий наблюдается разрушение хлорофилла и образование из хлоропластов хромопластов, которые принимают форму кристаллов каротиноидов, типичную для данного вида растения. Поэтому листья теряют зеленую окраску, их окраска становиться красной, желтой, оранжевой (демонстрация гербария осенних листьев).
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ДВУМЕМБРАННЫХ ОРГАНОИДОВ КЛЕТКИ:
- В процессе эвристической беседы сравниваем митохондрии и хлоропласты (строение и функции):
- Постановка проблемного вопроса:
Благодаря каким особенностям пластиды и митохондрии являются полуавтономными органоидами клетки?
- Решение поставленной проблемы с опорой на знания учащихся:
- Имеют собственную генетическую систему
- Имеют двумембранное строение
- Синтезируют АТФ
8. Выводы по уроку :
- Митохондрии и пластиды – двумембранные органоиды.
- Имеют собственную генетическую систему.
- Синтезируют АТФ.
- Строение и функции органоидов взаимосвязаны:
- в хлоропластах осуществляется фотосинтез,
- в митохондриях – кислородный этап энергетического обмена.
IV. Закрепление с использованием вопросов №после параграфа
V. Домашнее задание
VI. Рефлексия и подведение итогов работы:
Просмотр содержимого документа
«Тема урока : двумембранные органоиды»
11 КЛАСС ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ____________________ПОВЫШЕННЫЙ
ТЕМА УРОКА : ДВУМЕМБРАННЫЕ ОРГАНОИДЫ
Цель: создание педагогической ситуации, способствующей обучению, развитию и воспитанию обучающихся при изучении строения и функций двумембранных органоидов клетки – митохондрий и пластид.
Задачи:
Образовательные:
продолжить формирование знаний об органоидах эукариотической клетки на основе характеристики двумембранных органоидов (митохондрий и пластид);
продолжить развитие у учащихся умения сравнивать строение различных клеточных структур, аргументировано объяснять причины их сходства и различия;
убедить учащихся в том, что каждый органоид выполняет в клетке особые функции и поэтому является незаменимым.
Воспитательные:
воспитывать всесторонне развитую компетентную личность через использование знаний основных понятий цитологии для объяснения клеточного уровня организации живой материи и положений клеточной теории;
содействовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы.
Развивающие:
развивать общеучебные умения и навыки – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составление плана, схем, таблиц;
развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем цитологии.
Тип урока по основной образовательной цели: урок изучения нового материала
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка знаний учащихся о строении клетки и изученных органоидов
III. Изучение нового материала
1. С ЦЕЛЬЮ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБ ОРГАНОИДАХ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ ОРГАНИЗУЕТСЯ ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
– Что называют клеткой?
– Назовите основные части клетки?
– Дайте определение органоида клетки?
– На какие группы подразделяются органоиды?
– Чем отличаются немембранные органоиды от мембранных?
– Приведите примеры немембранных органоидов?
– Какие органоиды относятся к мембранным?
2. Постановка проблемного вопроса:
– Как вы считаете, в чем различие по строению комплекса Гольджи, ЭПС, вакуолей, лизосом с одной стороны и митохондрий, пластид с другой?
3. Формулировка темы и постановка целей урока
4. Изучение строения и функций митохондрий:
Митохондрии имеют шарообразную, овальную, палочковидную или нитевидную форму, длиной 7–10 мкм. Находятся во всех эукариотических клетках за исключением паразитических простейших и эритроцитов млекопитающих. Количество митохондрий варьирует от единиц до тысяч. Особенно их много в тех клетках, которые нуждаются в больших количествах энергии (у животных – клетки печени, мышечные клетки). Рассказ учителя о строении митохондрий
Постановка и решение проблемного вопроса: Почему митохондрии называют «силовыми, энергетическими станциями клетки?»
Обобщение учителя с опорой на знания учащимися о функциях митохондрий:
В митохондриях осуществляется кислородный этап клеточного дыхания и происходит запасание энергии в виде АТФ (т.е. в той форме, в которой энергия доступна для использования на все процессы жизнедеятельности).
5. Изучение строения и функций пластид:
Фронтальная беседа с опорой на знания учащихся об органоидах, характерных только для растительных клеток (за исключением некоторых жгутиковых) – пластидах
Систематизация знаний и оформление в форме таблицы:
Основные типы пластид
Пластиды | Окраска | Местонахождение | Функции |
Лейкопласты | Бесцветные | Неосвещенные части растений – стебли, корни, листья | Накопление запасных органических веществ (в виде гранул крахмала) |
Хромопласты | Красные, оранжевые, желтые | Окрашенные органы растения – цветки, плоды, стебли, осенние листья | Привлечение насекомых-опылителей; Привлечение животных-распространителей плодов и семян |
Хлоропласты | Зеленые | Листья растений, покровы молодых стеблей, покровы клубней картофеля (на свету) | Фотосинтез (образование углеводов из неорганических веществ Н2О и СО2 при наличии световой энергии и пигмента хлорофилла); Синтез АТФ; |
На свету в клетках покровной ткани картофеля образуется хлорофилл, и формируются граны. Лейкопласты превращаются в хлоропласты. В осеннее время в связи с изменением климатических условий наблюдается разрушение хлорофилла и образование из хлоропластов хромопластов, которые принимают форму кристаллов каротиноидов, типичную для данного вида растения. Поэтому листья теряют зеленую окраску, их окраска становиться красной, желтой, оранжевой (демонстрация гербария осенних листьев).
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ДВУМЕМБРАННЫХ ОРГАНОИДОВ КЛЕТКИ:
Благодаря каким особенностям пластиды и митохондрии являются полуавтономными органоидами клетки?
Решение поставленной проблемы с опорой на знания учащихся:
Имеют собственную генетическую систему
Имеют двумембранное строение
Синтезируют АТФ
8. Выводы по уроку :
Митохондрии и пластиды – двумембранные органоиды.
Имеют собственную генетическую систему.
Синтезируют АТФ.
Строение и функции органоидов взаимосвязаны:
в хлоропластах осуществляется фотосинтез,
в митохондриях – кислородный этап энергетического обмена.
IV. Закрепление с использованием вопросов №после параграфа
V. Домашнее задание
VI. Рефлексия и подведение итогов работы: