Открытый урок по математике
24.01.2018г.
Учитель: Бугрова Ирина Андреевна
Класс: 5 А
Учебник: Базовый учебник УМК « Алгоритм успеха», Вентана-Граф. Под редакцией А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир
Тема урока: Комбинаторные задачи.
Тип: Изучение нового.
Формы работы учащихся: работа в тетради, фронтальная работа с классом, работа в парах.
Цель урока : сформулировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
К концу урока учащиеся должны уметь:
выделять комбинаторные задачи из ряда предложенных задач;
решать простейшие комбинаторные задачи.
Воспитательные:
Способствовать:
формированию познавательного интереса к предмету; мировоззрения учащихся.
воспитанию чувства патриотизма; ответственности за качество и результата выполняемой работы.
Развивающие:
Способствовать:
совершенствованию операций умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.
Оборудование:
раздаточный материал (цветные полоски: белая, синяя, красная);
карточки с задачами;
басня И. А. Крылова: «Квартет»
Ход урока.
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сбор тетрадей с домашней работой.
II. Актуализация знаний.
- В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь или другой добрый молодец, доехав до распутья, читает на камне: “Вперед поедешь – голову сложишь, направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – меча лишишься”. Ребята, с какой проблемой сталкивается добрый молодец на перепутье? (с проблемой выбора дальнейшего пути движения)
- Верно! А дальше уже говорится, как он выходит из того положения, в которое попал в результате выбора. Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Это сделать очень трудно не потому, что его нет или оно одно и поэтому его трудно найти, а приходится выбирать из множества возможных вариантов, различных способов, комбинаций. И нам всегда хочется, чтобы этот выбор был оптимальный.
Задача 1. Представьте, что вы записали номер друга на листе бумаги и положили в карман, потом постирали одежду вместе с этим листом. И когда решили позвонить другу обнаружили, что последняя цифра стёрлась…
- Что вы будите делать? (перебирать все возможные варианты)
- Правильно: перебирать все возможные варианты или комбинации.
Задача 2. Несколько стран решили использовать для своего государственного флага символику в виде 3х горизонтальных полос разных цветов – белый (Б), синий (С), красный (К). Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны свой флаг?
(На партах у ребят лежат цветные полоски)
- Работая в парах вам необходимо составить разные варианты флагов.(ответ: 6)
III. Изучение нового материала. Постановка цели урока.
- Как вы решили эту задачу?(перебирали различные варианты расположения полос )
- Правильно, перебирали различные комбинации расположения полос.
- В математике есть целый раздел, посвящённый решению задач выбора и расположения заданных элементов по заданным правилам. И называется этот раздел «Комбинаторикой». А как вы думаете: как называются задачи этого раздела?(комбинаторными)
- И вы наверное уже догадались чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке. (решать комбинаторные задачи)
- Правильно. Записываем тему урока: Комбинаторные задачи.
- Сегодня вы узнаете какие задачи называются комбинаторными и научитесь их решать.
IV. Содержательная часть.
- Итак, как распознать комбинаторные задачи, отличить их от других?
- Обычный вопрос в комбинаторных задачах: «Сколько вариантов?» или «Сколькими способами?»…
- Вернёмся к задаче о флаге. Перебирая различные варианты, мы рискуем не учесть какой-нибудь вариант или несколько вариантов, особенно если нет наглядности. Поэтому для решения таких задач оказывается полезным составление схемы перебора вариантов. Давайте вместе её составим:
Решение Флаг
I | | |
II | |
III | |
- Завершите схему самостоятельно.
Варианты БСК, БКС, СБК, СКБ, КБС, КСБ.
Ответ: 6 вариантов.
- На что похожа эта схема, если её перевернуть? (На дерево)
- Верно! Это один из способов комбинаторных задач. А называется он «дерево возможных вариантов»
- Ребята, выделите другим цветом путь, в котором зашифрован Российский флаг (БСК)
Продемонстрировать другие варианты флагов такой же цветовой гаммы.
Физкультминутка.
Раз – поднялись потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре – три кивка,
Пять руками помахать,
Шесть – тихонько сесть.
V. Практическая часть.
- А теперь попробуйте самостоятельно составить дерево возможных вариантов к задаче:
Задача. Сколько различных завтраков, состоящих из 1 напитка и 1 вида выпечки, можно составить из чая (ч), кофе (к), булочки (б), печенья (п) и вафель (в)?
Заполните схему дерева возможных вариантов в соответствии с условием задачи.
завтрак
Напитки
Выпечка
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте друг друга. Сколько завтраков у вас должно получиться? (6 завтраков)
- Если ваш сосед выполнил задание верно, поставьте «плюс», иначе – «минус». Верните друг другу тетради.
- Ребята, а какой из завтраков вы с удовольствием бы съели? Выделите другим цветом путь наиболее понравившегося варианта.
Задачи из учебника: №650, №651.
- Следующее задание. Перед вами лежат листочки с текстом отрывка из одного известного произведения. Прочитайте его.
Проказница Мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть в ...
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
………………..
«Стой, братцы, стой!» - кричит Мартышка.-
Погодите.
Как музыке идти? Ведь Вы не так сидите!
- Из какого произведения данный отрывок и кто автор? (басня Ивана Андреевича Крылова «Квартет»)
- Какую задачу можно решить в этой басне? (ответы детей)
V. Подведение итогов. Рефлексивно - оценочная часть.
- С какими задачами вы познакомились сегодня на уроке? (с комбинаторными задачами)
- Какие задачи называются комбинаторными? (В которых нужно рассмотреть все возможные случаи, варианты)
- Каким способом вы научились решать такие задачи? («дерево возможных вариантов»)
- А теперь составьте дерево возможных эмоций, которые можно испытывать на уроке, в виде различных смайликов.
- Выделите другим цветом вариант вашего настроения!
Домашнее задание: №646, №647, работа с отрывком басни Крылова: сколькими различными способами могут сесть крыловские музыканты в один ряд?
Урок окончен! Всем спасибо! Все свободны!!!