Тема: География населения и хозяйства Латинской Америки
1.Организационный момент–проверка присутствующих.
2. Контроль знаний студентов.
Самостоятельная работа (письменная – тесты) – География населения и хозяйства Северной Америки – 8 минут.
3. Новый материал (число, тема урока).
Цель урока: Ознакомление с географией населения и хозяйства Латинской Америки
Задачи: 1. Определить, что является основным в политическом и экономическом положении Латинской Америки.
2.Показать социально-экономический уровень развития стран Латинской Америки
3.Оценить природно-ресурсный потенциал для развития экономики Латинской Америки
План (учебник стр.330)
Территория, границы, положение.
Природные условия и ресурсы
Население
Хозяйство
Охрана окружающей среды
Ход урока
Территория, границы, положение.
Атлас – стр.2 Политическая карта мира
МП ( мультимедиа курс 10 класс ВП. Максаковский) ( главная)- показать территория ( Ю.Америка, Мексика, острова). Колонизация – Пиренейский полуостров. Языки - Латинская группа- название региона.
МП (политическая география)
Площадь – 21 млн км кв. Атлас стр. 45 учебник стр331 субрегионы Латинской Америки: Средняя Америка ( Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии) ; Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили) ; страны Ла- Платы ( Парагвай, Уругвай, Аргентина) ; Бразилия.
МП –(цивилизации и колониальный раздел)
Протяженность: север - юг -13 тыс.км., запад- восток - 5 тыс.км. Границы между странами в основном проходят по горным хребтам и рекам.
ЭГП: 1. Близость к США, но удалена от других регионов
2. Приморское положение, кроме (Боливии и Парагвая) – карта стр.2
3. Панамский канал
46 стран, 33 суверенных государства, по типу экономического развития все развивающиеся. Форзац учебника «Визитная карточка» – форма правления – президентская республика; по форме территориального устройства- преобладают унитарные государства, есть федеративные – записать (Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина).
Среди остальных стран небольшие владения – Великобритании, США, Нидерландов, Франции.
2. Природные условия и ресурсы (богатство и разнообразие)
1 Полезные ископаемые – карта стр 45,46. - богатство и разнообразие, это связано с геологическим и тектоническим строение. Складчатые пояса Кордильер и Анд и кристаллический фундамент Южно – Американской платформы - рудные полезные ископаемые, краевые прогибы - осадочные. Назовите страны которые выделяются по запасам полезных ископаемых – Атлас стр. 46 - Бразилия, Мексика.
МП (природные ресурсы) – показать полезные ископаемые, водные ресурсы. Атлас стр.2 и 46
Виды минеральных ресурсов | Страны |
Нефть | Мексика, Венесуэла, Эквадор |
Железная руда | Бразилия, Мексика |
Медная руда | Перу, Чили, Мексика |
Бокситы | Ямайка, Бразилия |
2.Водные ресурсы – первое место среди регионов (р. Амазонка, Ориноко, Парана) Высокий гидроэнергетический потенциал.
3. Лесные ресурсы- 50% территории региона. Зеленый материк.
Богат и разнообразен животный мир. МП- минеральные ресурсы –два фото.
ЭЛЬ-НИНЬО (сообщение)
Вывод (устно) – в целом природные условия благоприятны для жизни людей и хозяйственной деятельности.
3.Население.
Численность населения составляет 561млн.чел. Тип воспроизводства населения - 2 Естественный прирост + 2%.
Этнический состав: 1. индейцы – 15%
2. Европейские переселенцы – креолы (потомки испанцев и португальцев)
3. Африканцы -10 %
50% населения потомки смешанных браков – метисы, мулаты, самбо.
Языки – испанский и португальский. Религия – христиане - католики.
МП – Народы и расы --- расы--- расовые группы---- фото---- религия
Размещение населения- черты:
1. Наименьшая средняя плотность 27 чел. на км.кв.
2.Неравномерность его размещения выражена сильнее.
3 Население поднялось высоко в горы (от 3 до 5 км.)
Уровень урбанизации (стр.77 рис.,18) - высокий - 80%. 40 городов миллионеров. Городские агломерации – ( рис 17) -Мехико, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес.
Латиноамериканский тип города - ядро площадь ( пласа майор) на ней ратуша, собор, административные здания, улицы расходятся под прямым углом, четкая шахматная сетка.
Ложная урбанизация - доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения занятого в хозяйстве. Причина – постоянный приток неимущего сельского населения – трущобы. (рис.95)
МП-Население---демограф.показатели---урбанизация—доля городского населения --- численность в агломерациях---фото ( не все).
4. Хозяйство (противоречия развития)
МП ( промышленность---обрабатывающая промышленность)
Латинская Америка достигла более высокого уровня социально – экономического развития, чем Азия и Африка, так как страны региона освободились в первой половине 20 века.
Все страны развивающиеся – показатель - средний ВВП на душу населения – 8,5 тыс.долларов.
Промышленность – переход от горно-добывающих отраслей, к ведущей роли обрабатывающей промышленности. Но тем не менее 4/5 обрабатывающей промышленности приходится на «большую тройку» - Бразилия, Мексика, Аргентина. (электроника, станки, автомобиле-, судо-, самолетостроение)
Электроэнергетика: 1. ГЭС 2. ТЭС. 3. АЭС.
МП ( электроэнергетика—крупные электростанции--- по странам ---фото
3.Сельское хозяйство, - 2 сектора. 1 сектор - высокотоварное, плантационное сельское хозяйство, характер монокультуры.
карта 49. Бразилия, Эквадор, Коста-Рика - бананы. Бразилия, Мексика, Колумбия – кофе, Куба - сахарный тростник
В зоне умеренного климата в аргентинской Пампе сформирован агрокомплекс – пшеница, кукуруза, мясо. (самостоятельно мелкий шрифт- стр. 338)
2 сектор – потребительское малотоварное сельское хозяйство-кукуруза, маниока, фасоль, овощи, картофель. ( Родина картофеля – Перу).
МП- сельское хозяйство
Отсталость сельского хозяйства заключается в сохранении старых форм земледелия. Обширное частнособственническое земельное владение – латифундия. ( сноска внизу стр.339)
Мексика-гасиенда, Аргентина- эстансия, Бразилия – фазенда. Фото (до клубники)
4. Транспорт - МП (транспорт) Большие противоречия. Недостаточно развиты железнодорожный, внутренний водный, трубопроводный.
Внутренний водный – (МП), крупные реки Амазонка, Ориноко, Парана железнодорожный – (МП), Мексика, Аргентина Бразилия
трубопроводный – (МП ), страны с запасами нефти и газа
Автомобильный - (МП). 2 межгосударственных шоссе – Трансамазонское в Бразилии и международное Панамериканское от США до столицы Аргентины Буэнос –Айрес. (МП)
Морской транспорт – большое значение. (МП)
Вывоз сырья. Панамский канал соединяющий Атлантический и Тихий океаны.
(МП) прочитать про канал. Панама - 1 место в мире по тоннажу флота - «дешевые флаги» . Фото
Авиационный транспорт – развит хорошо.
5.Внешеэкономические связи – Интеграции–НАФТА–Мексика, ЛААИ. МП -интеграционные группировки
поставляют на Мировой рынок – минеральное сырье и продукция сельского хозяйства. Главный партнер – США. Характерна внешняя задолженность стран. (МП) внешнеэконом связи – минеральное сырье и продукция сельск.хоз – иностр. туризм – Фото – 4 шт.
6.Туризм- у некоторых стран занимает значительное место. Благоприятный климат (Мексика, Куба, Багамские острова…)
7.Территориальная структура хозяйства – колониальный тип структуры. Стр. 99
две страны в одной - главная роль принадлежит столицам, которые подавляют всю остальную территорию – региональная политика ( сдвиг хозяйства в глубь стран, перенос столицы – Бразилия ( Рио-де- Жанейро))
Охрана окружающей среды
Читать самостоятельно стр.340 п.6
Вывод: Латинская Америка выделяется более высоким уровнем развития, занимая промежуточное положение между развивающимися и экономически развитыми странами.
Новые понятия: 1. Латиноамериканский тип города
2. Ложная урбанизация
3.Латифундия (на доске записать)
Закрепление нового материала
Вопросы:
1 Назовите тип воспроизводства населения Латинской Америки
2 Как называют переселенцев из Испании и Португалии
3.Какова средняя плотность населения региона
4.Численность коренных жителей ( индейцев) составляет ?
5. Опишите латиноамериканский тип города
6 Дайте понятие , что такое ложная урбанизация
7 .Назовите горнодобывающие державы региона
8. Назовите «большую тройку» наиболее экономически развитых стран Латинской Америки
9. Что такое Пампа и что в Пампе производят.
10. Что такое латифундия
Домашнее задание. 1 Латинская Америка (стр.331-340),
2.Самостоятельно познакомится с Бразилией.
(стр.340-342)
Оценки за урок :
Сегодня на уроке мы познакомились с регионом Латинская Америка.
Спасибо за работу.
Урок окончен.
ЭЛЬ-НИНЬО – с испанского - малыш. В обычных условиях вдоль западного побережья Южной Америки протекает мощное холодное Перуанское течение из Антарктиды, вот почему даже в сильную жару вы никогда не увидите купающихся – вода ледяная. Происходит Эль-Ниньо примерно раз в 7 лет. С экватора приходит теплое течение и доходит до 5-7 и даже до 15 градуса южной широты. Температура воды повышается до 10-12 градусов, уменьшается количество кислорода в воде, что губительно действует на планктон и рыб (анчоус) которым они питаются, что вызывает массовую смерть рыб и морских птиц которые питаются рыбой, уменьшается количество гуано (птичий помет), которое используется в качестве удобрения. Выпадает катастрофическое количество осадков, с гор льются потоки, которые смывают все на своем пути. Кроме того Эль-Ниньо явление глобального масштаба, оно действует на всю Землю.