СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме Латинская Америка

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение новой темы - Ознакомление с географией населения и хозяйства Латинской Америки

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Латинская Америка»

Тема: География населения и хозяйства Латинской Америки


1.Организационный момент–проверка присутствующих.

2. Контроль знаний студентов.

Самостоятельная работа (письменная – тесты) – География населения и хозяйства Северной Америки – 8 минут.

3. Новый материал (число, тема урока).


Цель урока: Ознакомление с географией населения и хозяйства Латинской Америки


Задачи: 1. Определить, что является основным в политическом и экономическом положении Латинской Америки.

2.Показать социально-экономический уровень развития стран Латинской Америки

3.Оценить природно-ресурсный потенциал для развития экономики Латинской Америки


План (учебник стр.330)


  1. Территория, границы, положение.

  2. Природные условия и ресурсы

  3. Население

  4. Хозяйство

  5. Охрана окружающей среды


Ход урока


  1. Территория, границы, положение.


Атлас – стр.2 Политическая карта мира

МП ( мультимедиа курс 10 класс ВП. Максаковский) ( главная)- показать территория ( Ю.Америка, Мексика, острова). Колонизация – Пиренейский полуостров. Языки - Латинская группа- название региона.

МП (политическая география)

Площадь – 21 млн км кв. Атлас стр. 45 учебник стр331 субрегионы Латинской Америки: Средняя Америка ( Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии) ; Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили) ; страны Ла- Платы ( Парагвай, Уругвай, Аргентина) ; Бразилия.

МП –(цивилизации и колониальный раздел)

Протяженность: север - юг -13 тыс.км., запад- восток - 5 тыс.км. Границы между странами в основном проходят по горным хребтам и рекам.

ЭГП: 1. Близость к США, но удалена от других регионов

2. Приморское положение, кроме (Боливии и Парагвая) – карта стр.2

3. Панамский канал

46 стран, 33 суверенных государства, по типу экономического развития все развивающиеся. Форзац учебника «Визитная карточка» – форма правления – президентская республика; по форме территориального устройства- преобладают унитарные государства, есть федеративные – записать (Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина).

Среди остальных стран небольшие владения – Великобритании, США, Нидерландов, Франции.

2. Природные условия и ресурсы (богатство и разнообразие)


1 Полезные ископаемыекарта стр 45,46. - богатство и разнообразие, это связано с геологическим и тектоническим строение. Складчатые пояса Кордильер и Анд и кристаллический фундамент Южно – Американской платформы - рудные полезные ископаемые, краевые прогибы - осадочные. Назовите страны которые выделяются по запасам полезных ископаемых – Атлас стр. 46 - Бразилия, Мексика.

МП (природные ресурсы) – показать полезные ископаемые, водные ресурсы. Атлас стр.2 и 46

Виды минеральных ресурсов

Страны

Нефть

Мексика, Венесуэла, Эквадор

Железная руда

Бразилия, Мексика

Медная руда

Перу, Чили, Мексика

Бокситы

Ямайка, Бразилия

2.Водные ресурсы – первое место среди регионов (р. Амазонка, Ориноко, Парана) Высокий гидроэнергетический потенциал.

3. Лесные ресурсы- 50% территории региона. Зеленый материк.

Богат и разнообразен животный мир. МП- минеральные ресурсы –два фото.

ЭЛЬ-НИНЬО (сообщение)

Вывод (устно) – в целом природные условия благоприятны для жизни людей и хозяйственной деятельности.


3.Население.


Численность населения составляет 561млн.чел. Тип воспроизводства населения - 2 Естественный прирост + 2%.

Этнический состав: 1. индейцы – 15%

2. Европейские переселенцы – креолы (потомки испанцев и португальцев)

3. Африканцы -10 %

50% населения потомки смешанных браков – метисы, мулаты, самбо.

Языки – испанский и португальский. Религия – христиане - католики.

МП – Народы и расы --- расы--- расовые группы---- фото---- религия

Размещение населения- черты:

1. Наименьшая средняя плотность 27 чел. на км.кв.

2.Неравномерность его размещения выражена сильнее.

3 Население поднялось высоко в горы (от 3 до 5 км.)

Уровень урбанизации (стр.77 рис.,18) - высокий - 80%. 40 городов миллионеров. Городские агломерации – ( рис 17) -Мехико, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес.

Латиноамериканский тип города - ядро площадь ( пласа майор) на ней ратуша, собор, административные здания, улицы расходятся под прямым углом, четкая шахматная сетка.

Ложная урбанизация - доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения занятого в хозяйстве. Причина – постоянный приток неимущего сельского населения – трущобы. (рис.95)

МП-Население---демограф.показатели---урбанизация—доля городского населения --- численность в агломерациях---фото ( не все).

4. Хозяйство (противоречия развития)


МП ( промышленность---обрабатывающая промышленность)

Латинская Америка достигла более высокого уровня социально – экономического развития, чем Азия и Африка, так как страны региона освободились в первой половине 20 века.

Все страны развивающиеся – показатель - средний ВВП на душу населения – 8,5 тыс.долларов.

  1. Промышленность – переход от горно-добывающих отраслей, к ведущей роли обрабатывающей промышленности. Но тем не менее 4/5 обрабатывающей промышленности приходится на «большую тройку» - Бразилия, Мексика, Аргентина. (электроника, станки, автомобиле-, судо-, самолетостроение)

  2. Электроэнергетика: 1. ГЭС 2. ТЭС. 3. АЭС.

МП ( электроэнергетика—крупные электростанции--- по странам ---фото

3.Сельское хозяйство, - 2 сектора. 1 сектор - высокотоварное, плантационное сельское хозяйство, характер монокультуры.

карта 49. Бразилия, Эквадор, Коста-Рика - бананы. Бразилия, Мексика, Колумбия – кофе, Куба - сахарный тростник

В зоне умеренного климата в аргентинской Пампе сформирован агрокомплекс – пшеница, кукуруза, мясо. (самостоятельно мелкий шрифт- стр. 338)

2 сектор – потребительское малотоварное сельское хозяйство-кукуруза, маниока, фасоль, овощи, картофель. ( Родина картофеля – Перу).

МП- сельское хозяйство

Отсталость сельского хозяйства заключается в сохранении старых форм земледелия. Обширное частнособственническое земельное владение – латифундия. ( сноска внизу стр.339)

Мексика-гасиенда, Аргентина- эстансия, Бразилия – фазенда. Фото (до клубники)

4. Транспорт - МП (транспорт) Большие противоречия. Недостаточно развиты железнодорожный, внутренний водный, трубопроводный.

Внутренний водный – (МП), крупные реки Амазонка, Ориноко, Парана железнодорожный – (МП), Мексика, Аргентина Бразилия

трубопроводный – (МП ), страны с запасами нефти и газа

Автомобильный - (МП). 2 межгосударственных шоссе – Трансамазонское в Бразилии и международное Панамериканское от США до столицы Аргентины Буэнос –Айрес. (МП)

Морской транспорт – большое значение. (МП)

Вывоз сырья. Панамский канал соединяющий Атлантический и Тихий океаны.

(МП) прочитать про канал. Панама - 1 место в мире по тоннажу флота - «дешевые флаги» . Фото

Авиационный транспорт – развит хорошо.

5.Внешеэкономические связи – Интеграции–НАФТА–Мексика, ЛААИ. МП -интеграционные группировки

поставляют на Мировой рынок – минеральное сырье и продукция сельского хозяйства. Главный партнер – США. Характерна внешняя задолженность стран. (МП) внешнеэконом связи – минеральное сырье и продукция сельск.хоз – иностр. туризм – Фото – 4 шт.

6.Туризм- у некоторых стран занимает значительное место. Благоприятный климат (Мексика, Куба, Багамские острова…)

7.Территориальная структура хозяйства – колониальный тип структуры. Стр. 99

две страны в одной - главная роль принадлежит столицам, которые подавляют всю остальную территорию – региональная политика ( сдвиг хозяйства в глубь стран, перенос столицы – Бразилия ( Рио-де- Жанейро))


  1. Охрана окружающей среды

Читать самостоятельно стр.340 п.6


Вывод: Латинская Америка выделяется более высоким уровнем развития, занимая промежуточное положение между развивающимися и экономически развитыми странами.


Новые понятия: 1. Латиноамериканский тип города

2. Ложная урбанизация

3.Латифундия (на доске записать)


Закрепление нового материала

Вопросы:

1 Назовите тип воспроизводства населения Латинской Америки

2 Как называют переселенцев из Испании и Португалии

3.Какова средняя плотность населения региона

4.Численность коренных жителей ( индейцев) составляет ?

5. Опишите латиноамериканский тип города

6 Дайте понятие , что такое ложная урбанизация

7 .Назовите горнодобывающие державы региона

8. Назовите «большую тройку» наиболее экономически развитых стран Латинской Америки

9. Что такое Пампа и что в Пампе производят.

10. Что такое латифундия


  1. Домашнее задание. 1 Латинская Америка (стр.331-340),

2.Самостоятельно познакомится с Бразилией.

(стр.340-342)

Оценки за урок :


Сегодня на уроке мы познакомились с регионом Латинская Америка.



Спасибо за работу.

Урок окончен.




ЭЛЬ-НИНЬО – с испанского - малыш. В обычных условиях вдоль западного побережья Южной Америки протекает мощное холодное Перуанское течение из Антарктиды, вот почему даже в сильную жару вы никогда не увидите купающихся – вода ледяная. Происходит Эль-Ниньо примерно раз в 7 лет. С экватора приходит теплое течение и доходит до 5-7 и даже до 15 градуса южной широты. Температура воды повышается до 10-12 градусов, уменьшается количество кислорода в воде, что губительно действует на планктон и рыб (анчоус) которым они питаются, что вызывает массовую смерть рыб и морских птиц которые питаются рыбой, уменьшается количество гуано (птичий помет), которое используется в качестве удобрения. Выпадает катастрофическое количество осадков, с гор льются потоки, которые смывают все на своем пути. Кроме того Эль-Ниньо явление глобального масштаба, оно действует на всю Землю.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!