СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект учебного занятия
по русскому языку
в 4 «Д» классе
Тема: «Личные окончания глаголов
1 и 2 спряжения в настоящем и будущем времени»
студентки 202 группы
Морозовой Екатерины Витальевны
Урок будет выдан: 02.04.2024.
Школа: МАОУ Гимназия №15.
Методист: Кауфман Светлана Николаевна.
Учитель: Дзюба Ольга Николаевна.
Новосибирск, 2024
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О.: Морозова Екатерина Витальевна.
Предмет: русский язык.
Класс: 4 «Д».
Тема урока: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения в настоящем и будущем времени».
Тип урока: урок рефлексии.
Цель урока: совершенствование способов действий при изучении личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения в настоящем и будущем времени.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: учебник «Русский язык» Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., 4 класс, 2 часть, тетрадь, презентация. Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные | ||||
1. Мотивация к коррекционной деятельности.
| Словесный (беседа)
Наглядный(демонстрация) | Организует мотивацию к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Витальевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте вашу готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь и пенал.
Наш урок я бы хотела начать с пословицы: «С русским языком можно творить чудеса!». К.Г. Паустовский. - Как вы понимаете это высказывание? Правильно. Русский язык настолько богат на разного рода выражения, одним словом можно выразить так много, на что не способен никакой другой язык. Наш язык даёт нам возможность выразить все явления, события и даже музыку словами. - Значит, ребята, к чему мы должны стремиться на уроках русского языка? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
Выдвигают свои предположения.
|
|
К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
|
|
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения. Открываем тетради, записываем число, классная работа, сегодня 2 апреля. Посмотрите на слайд и запишите данную пословицу себе в тетрадь. «Тише едешь, дальше будешь». Найдите в данной пословице глаголы.
- Ребята, вспомним, что такое глагол и на какие вопросы он отвечает?
- Сколько форм времени у глаголов? - Определите время у этих глаголов. - Как изменяются глаголы в будущем времени? - Попробуйте определить лицо и число у данных глаголов.
Ребята, а как называется изменение глаголов по числам и лицам? - В каком времени спрягаются глаголы? - Окончания глаголов изменяются в зависимости от спряжения? - Спряжение глаголов, какого времени вы изучали на прошлых уроках? |
Записывают число и классную работу.
Едешь, будешь.
Это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы: «Что делать?» «Что сделать?» Три: прошедшее, настоящее и будущее. Настоящее и будущее.
По лицам и числам.
2 лицо и ед. число.
Спряжение.
Настоящем и будущем.
Да
Настоящего и будущего времени. |
|
К: соблюдать правила ведения диалога.
П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.
| Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
|
3. Локализация индивидуальных затруднений. | Словесный(беседа) Наглядный (демонстрация) | Проводит подводящую к теме и цели беседу. - Исходя из этого, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? Что мы сегодня должны сделать? (Закрепить знания)
|
«Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения в настоящем и будущем времени».
Совершенствовать знания о личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения в настоящем и будущем времени. |
| К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования. П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений. | Словесный(беседа) Наглядный (демонстрация) | Демонстрирует перепутанные пункты плана на доске. Чтобы достичь нашей цели посмотрите на пункты нашего плана. Вам необходимо восстановить их последовательность. 1. Будем определять лицо, число, спряжение глаголов и выделять их окончания. 2. Вспомнить алгоритм правильного написания безударных личных окончаний глагола. 3. Научимся применять правило правописания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. - Ребята, пункты плана могут стать нашими задачами урока?
|
Восстанавливают план действий: 1. Вспомнить алгоритм правильного написания безударных личных окончаний глагола. 2. Будем определять лицо, число, спряжение глаголов и выделять их окончания. 3. Научимся применять правило правописания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
|
| Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. |
|
5. Реализация построенного проекта. | Словесный(беседа) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. Откройте учебник на странице 102. Выполним упражнение 167. Прочитайте внимательно задание. - Что необходимо нам выполнить в данном упражнении? Перечислите по шагам. Вспомним, какие 3 действия мы выполняем для правильного написания безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени? (алгоритм с.97)
Сейчас вы будете выходить к доске, записывать по одному предложению на доске. Ветры веют. (3е. лицо, мн.ч. I спр.) Снега скоро растают. (3е. лицо, мн.ч. I спр.) Повара готовят пищу. (3е. лицо, мн.ч. II спр.) Собаки лают. (3е. лицо, мн.ч. I спр.) Первоклассники выучат алфавит. (3е. лицо, мн.ч. II спр.) Кузнечики стрекочут. (3е. лицо, мн.ч. I спр.) Поезда грохочут. (3е. лицо, мн.ч. I спр.) Волны вспенятся. (3е. лицо, мн.ч. II спр.) Птицы кормят своих птенцов. (3е. лицо, мн.ч. II спр.) Люди борются за счастье. (3е. лицо, мн.ч. I спр.) Мастера построят красивые дома. (3е. лицо, мн.ч. II спр.) Дети вылепят снеговика. (3е. лицо, мн.ч. II спр.). Какой вывод мы сделаем после выполнения данного упражнения?
|
Открывают учебник.
Вставить на месте пропусков букву у (ю) или я (а). Записать предложения.
Выполняют упражнение
У глаголов 3 лица мн.ч. в 1 спр. Окончания -ут, -ют. У глаголов 3 лица мн.ч. во 2 спр. Окончания -ат, -ят. |
Применять изученное правило правописания безударных личных окончаний глаголов. |
К: воспринимать суждения.
П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.
К: соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
6. Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. | Словесный(беседа)
Практический (упражнение)
Наглядный (демонстрация)
Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.
Выполним упражнение 168. Прочитайте внимательно задание. - Что необходимо нам выполнить в данном упражнении? Перечислите по шагам.
Вам необходимо будет выйти к доске, записать по одному предложению, вставить пропущенные буквы и выделить главные члены предложения.
Какой вывод мы сделаем после выполнения данного упражнения? Как мы поступали, чтобы не ошибиться написании безударных окончаний? Выполним упражнение 169. Прочитайте внимательно задание. - Что необходимо нам выполнить в данном упражнении? Перечислите по шагам.
Сейчас вы будете выходить к доске, и записывать по одному предложению и выделять все что необходимо.).
Какой вывод мы сделаем после выполнения данного упражнения? Какие две формы будущего времени вы знаете? |
Списать текст, вставляя на месте пропуска букву е или и. Подчеркнуть главные члены предложения.
Выполняют упражнение.
Составить предложения, употребив глаголы в будущем времени. Указать спряжение каждого глагола и падеж каждого имени существительного. Выделить их окончания.
Выполняют упражнение.
Простая и сложная. |
Определять грамматические признаки глаголов: спряжение, лицо (в настоящем и будущем времени), число.
Ставить глаголы в нужную форму.
| К: соблюдать правила ведения диалога.
К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.
П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.
К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
|
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Практический (упражнение) | Организует самостоятельную работу обучающихся. Сейчас вы выполните самостоятельную работу на карточках по вариантам. Приложение 1. Вам нужно проспрягать глаголы в простой и составной формах будущего времени. Выделить окончания у глаголов в простой форме. Ключи: 1 Вариант: Я поеду. Буду ехать. Мы поедем. Будем ехать. Ты поедешь. Будешь ехать. Вы поедете. Будете ехать. Он поедет. Будет ехать. Они поедут. Будут ехать.
2 Вариант: Я читаю. Буду читать. Мы читаем. Будем читать. Ты читаешь. Будешь читать. Вы читаете. Будете читать. Он читает. Будет читать. Они читают. Будут читать.
Давайте проверим, как выполнил работу 1 вариант. У меня получилось так (показ на слайде)
Давайте проверим, как выполнил работу 2 вариант. У меня получилось так (показ на слайде) |
|
Определять грамматические признаки глаголов: спряжение, лицо (в настоящем и будущем времени), число. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
|
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Какие умения мы совершенствовали сегодня на уроке? -Какое задание было самым интересным? -Какие затруднения вы испытывали на уроке? – Где вам могут пригодиться полученные на уроке знания? |
Отвечают на вопросы.
На уроках русского языка и литературы, в речи. |
| К: воспринимать суждения.
К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности | Словесный(беседа)
Наглядный (демонстрация) | Организует рефлексию учебной деятельности. Ребята, наш урок подходит к концу. Вернёмся к нашей цели. Мы достигли её?
1. Вспомнить алгоритм правильного написания безударных личных окончаний глагола. 2. Будем определять лицо, число, спряжение глаголов и выделять их окончания. 3. Научимся применять правило правописания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
План урока мы с вами выполнили?
-Ребята, посмотрите на доску выберите фразу и дополните её: -Сегодня на уроке мне было интересно… -Я узнал (ла) на уроке… -Я научился (лась)… Спасибо за урок. До свидания. |
Да.
Да.
Оценивают свою деятельность на уроке. |
|
Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.
|
|
Приложение 1
1 Вариант
Проспрягай глаголы в будущем времени | |
Поеду | Буду ехать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 Вариант
Проспрягай глаголы в будущем времени | |
Читаю | Буду читать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© 2025, Морозова Екатерина Витальевна 53 1