СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Класс: 5
Тема: «Морфологический разбор глагола»
Цель: создать условия для обобщения знаний по теме «Морфологические признаки глагола».
Задачи:
Обучающие: повторить основные сведения о глаголе; познакомиться с порядком морфологического глагола; научиться выполнять морфологический разбор глагола.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, устную речь.
Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выполнять морфологический разбор глагола, совершенствовать орфографические навыки по теме «Правописание глагола».
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему урока; находить и выделять необходимую информацию; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование умения представлять информацию в виде схемы;
Регулятивные: постановка учебной задачи; умение определять цель деятельности на уроке; контроль в форме сличения способа действия и его результата с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; воспитание ценностного отношения к слову; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Личностные: в результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
УУД:
Личностные: передача личностного эмоциональное восприятия, самоопределение, осознание ценности опыта других людей для собственной жизни, формирование навыков самоорганизации.
Регулятивные: целеполагание, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, осмысление темы учебного материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, формирование умения слушать и понимать других.
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение адекватно реагировать на оценку результатов учебной деятельности другими учащимися и учителем.
Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока, соотношение уже усвоенных знаний с теми, которые неизвестны, развитие умения строить сообщение в устной форме, развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям, развитие умения осуществлять поиск необходимой информации.
Тип: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Оборудование: раздаточный материал, учебник, тетрадь, презентация, компьютер.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности.
3.Актуализация знаний.
4. Целеполагание.
5. Построение нового знания.
6. Физкультминутка.
7.Первичное закрепление изученного материала.
8.Закрепление изученного материала.
9. Самостоятельная работа.
10.Подведение итогов.Рефлексия.
11.Домашнее задание.
12.Оценивание.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. И начинаем с эпиграфа к уроку, с пословицы – жанра фольклора, образного, грамматически и логически законченного изречения с поучительным смыслом.
Запись в тетради: «Дело без конца, что кобыла без хвоста» (слайд 1).
Как вы понимаете это изречение? Каждое начатое дело нужно доводить до конца.
Как вы думаете, как с помощью этой пословицы можно соединить две темы предыдущих уроков?
Что мы изучали на прошлом уроке? Спряжение глаголов. И как вы думаете, что мы должны сделать с полученными знаниями? Проверить их.
Верно. Думаю, что с первой частью урока вы легко справитесь.
3.Актуализация знаний.
1)Игра «Интревью». Представьте, что вы интервьюеры, и вам необходимо задать по 3 вопроса друг к другу по теме «Глагол» (5 минут).
2)Буквенный диктант:
Мы с вами на прошлых уроках выяснили, что правописание окончаний вызывает наибольшую трудность. Давайте еще раз в парах повторим алгоритм написания, поработаем над буквенным диктантом и проведем самопроверку.
Буквенный диктант (дети записывают только безударную гласную окончания)
1. Вертит
2. Клеим
3. Пишешь
4. Плещещь
5.Слышишь
6. Стелем
7. Думаешь
8. Обидит
9. Знакомишь
10.Думаем
А теперь осуществим взаимопроверку: поставьте +\- напротив ответа.
1.И, 2.И, 3.Е, 4.Е, 5.И, 6.Е, 7.Е, 8.И, 9.И, 10.Е
Примечание: тому, кто выполнил задание безошибочно, можно поставить оценки уже на этом этапе. Итак, мы повторили спряжение глагола и довольно успешно! Молодцы!
4. Целеполагание.
Давайте вспомним: какой вид работы нам помогает обобщить знания о признаках слова как части речи (ответы детей: морфологический разбор).
Итак, тема урока: «Морфологический разбор глагола».
Каковы будут цели урока? (ответы детей)
Что нам нужно, чтобы успешно выполнять морфологический разбор глагола?( знать признаки глагола, уметь их определять, вспомнить план разбора).
5. Построение нового знания.
Перед вашими глазами находятся характеристики глагола, которые мы с вами изучали. Ваша задача: расположить эти характеристики в правильной последовательности, соответствующей полноценному морфологическому разбору.
2.Морфологические признаки.
1.Часть речи, грамматическая роль (для чего служит)
5.С каким падежом употреблен
3.По происхождению (производный/непроизводный)
4.По структуре (простой/составной).
После соотнесения – самопроверка по учебнику, выявление ошибок.
Смогли ли вы справиться с заданием? Давайте откроем учебник на стр.156, параграф 46, и проверим себя.
Все ли верно вы сделали? Исправьте ошибки, если вы допустили.
6.Физкультминутка.
Игра: «Верю-не верю». Если верю – то хлопаю, не верю –топаю.
1. Глагол – это служебная часть речи, которая обозначает действие предмета.(не верю)
2. Глаголы могут спрягаться.(верю)
3. Глагол стелить – I спряжения.(верю)
4.Глаголы изменяются по падежам.(не верю)
5. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать».(верю)
6.Что делать, что сделать – это вопросы неопределенной формы глагола.(верю)
7. Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам.(верю)
8. Глагол в предложении является подлежащим.(не верю)
Молодцы! Садимся и продолжаем работу
7.Первичное закрепление изученного материала.
После того, как вы выстроили правильную модель морфологического разбора, закройте, пожалуйста, учебники и выполните следующее задание. Я раздаю каждому карточку, где вы самостоятельно, пользуясь только моделью, которую вы построили и подкорректировали, заполните пропуски в морфологическом разборе.
Бабушка смотрит телевизор.
I. Смотрит – глагол. Бабушка (что делает?) смотрит.
II. Начальная форма: смотреть. Несовершенного вида, 2 спряжения, в единственном числе, в настоящем времени, в 3-м лице.
III. Бабушка (что делает?) смотрит.
После того, как учащиеся закончат, они обмениваются карточками с соседом по парте, проверяют у него. После всеобщей проверки – проверка вместе с учителем. На данном этапе важно выявить ошибки, обсудить их.
8.Закрепление изученного материала.
После того, как мы с вами уже изучили новый материал, выполнили вводное задание, что будем делать дальше? Выполнять упражнение.
Верно. Сейчас мы с вами выполним следующее задание. Один ряд – одна группа. Я выдаю каждой группе листок, на котором группа должна сделать морфологический и морфемный разбор глагола.
1 ряд: Мама посмотрела на меня с укором.
По – приставка, смотр – корень, е – суффикс, л – суффикс, а – окончание.
1) Посмотрела – глагол. Мама (что сделала?) посмотрела.
2) Начальная форма: посмотреть, совершенный вид, 2 спряжение, в единственном числе, в прошедшем времени, в 3 лице.
3) Мама (что сделала?) посмотрела.
2 ряд: Я скоро усну.
у – приставка, сн – корень, у – окончание.
1) Усну – глагол. Я (что сделаю?) усну.
2) Начальная форма: уснуть, совершенный вид, 1 спряжение, в единственном числе, в будущем времени, в 1 лице.
3) Я (что сделаю?) усну.
3 ряд: Во сколько ты выйдешь?
вы – приставка, йд – корень, ешь – окончание.
1) Выйдешь – глагол. Ты (что сделаешь?) выйдешь.
2) Начальная форма: выйти, совершенный вид, 2 спряжение, в единственном числе, в настоящем времени, во 2 лице.
3) Ты (что сделаешь?) выйдешь.
9. Самостоятельная работа (если хватит времени).
Каждый ученик придумывает соседу предложение, в котором есть 1 глагол. Делают морфологический разбор.
10.Подведение итогов.Рефлексия.
Итак, ребята, мы с вами проделали большую работу. Какую? (ответы детей). Пришла пора подвести итоги. Предлагаю следующие задания:
I. Найди ошибку (слайд 2).
1. Растекался- глагол несовершенного вида, 1 спряжения, прошедшего времени.
2. Заблистает – глагол несовершенного вида, 1 спряжения, будущего времени.
3.Расколют (дрова) - глагол совершенного вида, 1 спряжения, будущего времени.
Продолжи предложение (слайд 3).
Я сегодня научился… Я узнал... Мне было интересно... Мне было комфортно, потому что…
Мне было неуютно, потому что…Я хорошо усвоил тему…Мне нужно еще поработать над темами…
11.Домашнее задание.
1)Параграф 120. Упражнение 687
2)составить самостоятельно лингвистическую сказку по теме «Глагол».
12.Оценивание.
© 2023, Козакова Диана Дмитриевна 4122 259