СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Нахождение числа по его дроби"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать логическое и математическое мышление, установление межпредметных связей между математикой и астрономией

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Нахождение числа по его дроби"»

Урок по теме: «Нахождение числа по его дроби»

«Путешествие по Солнечной системе»


Цели урока: - способствовать формированию умений и навыков нахождения числа по его дроби;

- развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, установить межпредметные связи математики с астрономией;

- прививать интерес к математике, воспитывать трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру личности.


Оборудование: мультимедийный проектор; звездочки из цветной бумаги; плакат «звездное небо»; книги Я. И. Перельмана.


Ход урока: I. Организационный момент

«Мы рано перестаем удивляться, рано утрачиваем способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования... Вода была бы, без сомнения, самым удивительным веществом в природе, а Луна – наиболее поразительным зрелищем на небе, если бы и то и другое не попадалось на глаза слишком часто».

Я. И. Перельман

Учитель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на необычный урок. Мы совершим виртуальное путешествие по планетам Солнечной системы, в ходе которого мы повторим ранее изученное и познакомимся с чем-то новым.

Презентация. Слайд 1. Демонстрация Солнечной системы.

Звездное небо. Что может быть необычнее и притягательнее? Россыпь звезд, яркий свет далеких галактик.

Человек давно начал постигать межпланетное пространство. Но, к сожалению, человеческие возможности ограничены, и здесь на помощь ученым приходит наука математика.

Итак, проверим вашу готовность к путешествию.

Учитель: Заправлены в планшеты космические карты.

Отправимся в дорогу мы прямо из-за парты.

Первый на пути – Меркурий.

Он первый от Солнца, с него и начнем,

Нет атмосферы и жизни на нем.

II. Устная работа.

На Меркурии мы повторим некоторые действия с дробями.

Найди ошибки



· 2 =



· =



=



2 · 8 = 17



10 · 5 = 52



: = 1



8 : =



=


· = 1


+ =


=


: 3 =


(На месте неправильных ответов появляются слова, из которых складывается тема урока).

Ребята, составьте из полученных слов предложение. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Открываем тетради. Записываем число, классная работа и тему урока: «Нахождение числа по его дроби».

III. Объяснение нового материала

Учитель: Летим дальше. Следующая на нашем пути вторая от Солнца планета – это Венера. Она подходит к Земле ближе, чем какая-либо другая. Найти Венеру на небе очень легко. Каждые 7 месяцев в течение нескольких недель Венера представляет собой самый яркий объект в небе.

Презентация. Слайд 11. Демонстрация Венеры.

Здесь мы постараемся выяснить, как найти число по его дроби. Для этого решим следующую задачу:

1) «Мальчик прочитал всей книги, что составило 42 страницы. Сколько страниц в книге?»

Решение:


Пусть х страниц в книге, тогда мальчик прочитал страниц. Зная, что мальчик прочитал 42 страницы, имеем уравнение:

= 42

х = 42 :

х = 42 ·

х = 70

Ответ: в книге 70 страниц.

2) Правило нахождения числа по его дроби (дети читают в учебниках).


IV. Физкультминутка

Итак, ребята, мы снова отправляемся в открытый космос.

«Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот на небе появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Через несколько секунд по моей просьбе вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии».

V. Коллективная работа

Ребята, теперь у нас достаточно сил, чтобы продолжить наше путешествие. Отправимся на Луну.

Скажите мне, пожалуйста, Луна – это спутник, какой планеты? (Земля).

Ребята, на обратной стороне Луны существует кратер, названный именем Я. И. Перельмана, поэтому здесь мы решим задачу занимательного характера, которых очень много в книгах Якова Исидоровича Перельмана.



Послушайте задачу: «Глаз комнатной мухи состоит из 4500 глазков, что составляет глазков рабочей пчелы, числа глазков стрекозы и глазков жучка. Определите число глазков у рабочей пчелы, стрекозы и жучка».


VI. Закрепление

Ребята, теперь вы самостоятельно отправитесь в самый центр Солнечной системы, на звезду - карлик, вокруг которой вращаются все планеты. Эта звезда представляет собой огромный плазменный шар, состоящий, в основном, из водорода и гелия, и называется эта звезда - …….. Солнце.

Здесь вы решите задачи по вариантам (двое учащихся работают на крыльях доски с целью последующей проверки).


1вариант

«Со склада взяли 15т картофеля, что составляет имеющегося там картофеля. Сколько тонн картофеля было на складе?» (Ответ: 18).

2 вариант

«Турист проехал на велосипеде 4км, что составило всего пути. Каков весь путь?» (Ответ: 82).


Ребята, на Солнце мы нашли с вами число, составленное из ответов задач – это число 1882.

VII. Домашнее задание


Но прежде чем Мухина Златослава раскроет нам тайну этого магического числа, запишите домашнее задание (из учебника).


VIII. Историческая справка


Итак, Злата, пожалуйста, тебе слово.


«4 декабря 1882 года родился Яков Исидорович Перельман.

Певец математики, бард физики, поэт астрономии, герольд космонавтики – таким был и остался в памяти Яков Исидорович Перельман, чьи книги разошлись по всему свету в миллионах экземпляров. С именем этого замечательного человека связано возникновение и развитие особого – занимательного – жанра научной популяризации основ знаний. Автор более ста книг и брошюр, он обладал редким даром захватывающе интересно рассказывать о сухих научных истинах, возбуждать жгучее любопытство и любознательность.

Перельман ставил своей задачей показать обычные явления в необычном, парадоксальном ракурсе, сохраняя в то же время научную безупречность их истолкования. Главной чертой его творческого метода являлось исключительное умение удивить читателя, приковать его внимание с первого же слова.

Яков Исидорович Перельман создал образ широко образованного, исключительно скромного, несколько застенчивого, предельно корректного и обаятельного человека, всегда готового оказать нужную помощь своим коллегам.

Это был истинный труженик науки. Когда началась Великая Отечественная война, ярко проявились советский патриотизм Я.И. Перельмана, его высокое сознание гражданского долга перед Родиной. Оставшись в блокированном Ленинграде, он, уже далеко не молодой человек (ему шел 60-й год), стойко переносил вместе со всеми ленинградцами нечеловеческие муки и трудности блокады. Невзирая на вражеские обстрелы и воздушные бомбардировки города, Яков Исидорович находил в себе силы, чтобы, ходить пешком из конца в конец Ленинграда на лекции в воинские части. К великому огорчению, 16 марта 1942 года Якова Исидоровича не стало – он скончался от голода...

Книги Я.И. Перельмана и поныне продолжают служить народу – их постоянно переиздают у нас в стране, они пользуются неизменным успехом у читателей.

Яков Исидорович Перельман не совершил никаких научных открытий, ничего не изобрел в области техники. Он не имел никаких ученых званий и степеней. Но он был предан науке и в течение сорока трех лет нес людям радость общения с ней».


IX. Подведение итогов урока

Ребята, сегодня мы побывали только на некоторых планетах Солнечной системы. Всего же планет в нашей системе 9.

Презентация. Демонстрация Солнечной системы.


Если мы будем удаляться от Солнца, то увидим планеты в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Остальные планеты мы с вами посетим как-нибудь в другой раз. А сейчас давайте создадим на «звездном небе» свою маленькую галактику. Сегодня мы очень хорошо поработали, и благодаря вам на протяжении всего урока у меня было хорошее настроение. Поэтому моя звездочка сверкает и всем вам улыбается. У вас у каждого на парте лежит ваша звездочка, изобразите на ней свое настроение и прикрепите её на «звездное небо».

Спасибо за урок!















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!