СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по математике в 6 классе Тема: Нахождение числа по его дроби.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по математики в 6 классе

Тема: Нахождение числа по его дроби.урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике в 6 классе Тема: Нахождение числа по его дроби.»

Открытый урок по математики в 6 классе

Тема: Нахождение числа по его дроби.

Описание урока: Предлагаю Вам конспект урока математики на тему: «Нахождение числа по его дроби», проведенный в 6 классе. Данный урок будет полезен учителям математики, работающим в 6 классе по учебнику Виленкина Н.Я. Математика 6 класс.- М.: Мнемозина. Это урок ознакомление с новым материалом

Цели:

  1. Образовательная: Научить решать задачи поэтапно, облегчить ученикам процесс определения типа задачи. Мотивировать необходимость запоминания этапов тем, что в этом случае сокращается и облегчается процесс решения задач данного типа.

  2. Развивающая: развивать умение анализировать условия задачи; логическое мышление и математическую речь.

  3. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес, чувство сплоченности.

Задачи урока:

- формирование вычислительных навыков;

- формирование навыков решения задач на нахождение дроби от числа, числа по его дроби.

Оборудование:

1. Зависимости между рассматриваемыми величинами (приложение 1).

2. Лист с текстами задач на каждую парту (приложение 2).

3. Вопросник.

4. Наглядность для устного счета, повторения.

Методы: репродуктивный, исследовательский,

частично-поисковый, эвристический,

объяснительно – иллюстративный.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Способ проведения: Традиционный.

Ход урока.

1. Сообщение темы, цели и задач урока – 2мин.

2. Повторение опорных знаний - 10 мин.

3. Ознакомление с новым материалом – 10 мин.

4. Закрепление – 18 мин.

5 Постановка домашнего задания – 2 мин.

6.Итоги урока – 3 мин.

Ход урока:

I.Орг. момент.

II. Актуализация зун.

Доброе утро. Тихонько сели. Сегодня на уроке мы с вами изучим новую тему «Нахождение числа по его дроби», а также посмотрим, где применяется в жизни данный тип задач; продолжим учиться анализировать условие задач. А, чтоб урок был еще и познавательным, мы его посвятим Китайской Народной Республики.

Но прежде чем мы перейти к изучению нового материала мы как всегда сначала вспомним то, что мы изучали раннее.

Итак, китайское письмо было изобретено в середине второго тысячелетия до н.э. Оно существенно отличается от европейского способа записей. Вместо отдельных букв, из которых мы составляем слова, китайцы используют специальные знаки. А вот как они называются, мы узнаем, решив следующее задание.

  1. Устный счет


г

3


от 50


5


ф

2


от 4


5


р

1


от 0,2


3


е

8


от


4

1


9

2


ы

2


:

10


7

49


л

3


:

3


13

26


о


12


:


1

1


2


и


0


:


5

6


11


0

4

1

8

30

2

0

1,6


1

2

15

5

и

е

р

о

г

л

и

ф

ы


Каждый иероглиф обозначает сразу целое слово или даже словосочетание.

2. Устный опрос

Ребята, скажите, какими правилами вы пользовались при выполнении данных заданий.

1. Расскажите, как умножить дробь на натуральное число.

2. Расскажите, как выполнить умножение двух дробей и как выполнить умножение смешанных чисел.

3. Сформулируйте правило деления дробей.


III. Ознакомление с новым материалом.

Итак, все знания и умения, которые мы с вами вспомнили, сегодня пригодятся нам для изучения новой темы. Записываем в тетрадях дату и тему урока – нахождение числа по его дроби. Сегодня на уроке мы рассмотрим основные приемы решения задач на нахождение числа по значению его дроби.

У вас на столах лежат рабочие листы, с помощью которых мы сегодня решим не одну задачу.

Итак, послушайте внимательно условие задачи и обратите внимание, что нам известно в задаче и что необходимо найти.

Задача 1: В хоре 80 учащихся, ¼ из них мальчики. Сколько мальчиков в хоре?

(исследовательский метод).

Будем решать поэтапно.

1 этап. Построим таблицу:

Сколько величин будем рассматривать в задаче?

Назовите мне, какие величины нам известны по условию.

Заполняем таблицу по вопросам:

А) Что есть целое (все число) в задаче?

Известно ли оно?

Б) О какой дроби от всего числа говорится в задаче?

В) Известно ли значение этой дроби?

Приложение 1

Все число

Дробь от числа

Значение дроби от числа

1

80 учащихся

1/4

? (20 учащихся)

2

80


20

3


1/4

20

4

 160

 3/4

 120

5

 36

 2/3

 24

6

 35

 2/7

 10

7

 20

 6/10

 12


2 Этап.

Сделаем анализ таблицы и выделим имеющиеся зависимости, между рассматриваемыми величинами:

  1. Как найти значение дроби, если известны все число- 80 учащихся и дробь от него- 1/4?

(значение дроби) = (все число) * (дробь от числа)


Ребята попробуйте составить новую задачу с данными значениями.

1. В хоре 20 мальчиков, а весь хор составляет 80 человек. Какую часть составляют мальчики от числа всех участников хора?

2.1/4 количества мальчиков составляет 20 человек. Сколько всего участников в хоре?

2. Как найти все число, если известны дробь от него - и значение дроби-20 учащихся?

(все число)=(значение дроби): (дробь от числа)

3. Как найти дробь, зная все число -80 учащихся и значение дроби-20 учащихся?

(дробь от числа)=(значение дроби): (все число).

Это три типа задач.

Итак, только что вы самостоятельно с небольшой моей помощью изучили новую тему урока – это нахождение числа по его дроби.

Откройте учебник на странице 107 и найдите в тексте ответ на вопрос как найти число по данному значению его дроби. Каждый самостоятельно прочтите это правило. Закройте глаза и повторите его еще раз. Я думаю, что все запомнили и теперь смогут его воспроизвести. (2 человека).

Физминутка

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Обратимся опять к китайской культуре. В Китае очень распространена дыхательная гимнастика, и мы тоже немного приобщимся к их культуре.

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка …Нежный аромат цветка …Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Ну, вот немного приобщились к китайской культуре, отдохнули и продолжаем работать.

IV. Систематизация зун

а) А теперь решим элементарные задачи на применение всех трех типов задач. Я предлагаю вам при анализе условия задач использовать вопросник, который лежит у вас на столе. Он поможет вам проанализировать данные задачи. И с легкостью решить их самостоятельно. Решение записываем в тетрадь, а данные заносим в таблицу. Если у кого-то возникнут вопросы при решении задач, поднимите руку, и я вам помогу.

Решение задач самостоятельно по карточкам.

Анализ задачи с последующим заполнением таблицы по вопросам (вопросы готовые).

1. Известно ли целое (все число) в задаче? Что означает все число?

2. О какой дроби от всего числа говорится в задаче?

3. Известно ли значение этой дроби?

Итог:

б) Скажите при решении задач, какие знания вы использовали?

Для следующего задания вам понадобятся не только знания математики, но и знания китайских и русских пословиц.

Итак, задание выполните вычисления. Из слов, связанных с найденными ответами, составьте и запишите китайскую пословицу, а из оставшихся слов составьте русский вариант пословицы. А может, кто–то догадался, что это за пословицы?

Китайская пословица: Вода (9/16)спадет (1)камни(0,1)обнаружатся (4,5)

Русская пословица: Всё (2)тайное (0,2)становится (4/49) явным (1,5)

Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.


2

*

3

:

8



7

4

21



3

9

:

2

3

*

2

14

7

3

1

7

*

4

:

8

1

8

9

3

3

3

:

1

1

:

0,6

8

4


V.Домашнее задание: п.18, №664, 662 (1,2),633.

Творческое задание: зашифруйте в ребусе животных, которые являются талисманами в Китае.

Итог урока: выставление оценок, эмоциональная оценка.



Самоанализ урока математики по теме:

«Нахождение дроби от числа».

Учитель: Беланенко Римма Алексеевна

№ п\п

Анализируемый аспект

Самоанализ

1.

Каково место урока в разделе?

Как он связан с предыдущими, как он работает на последующие уроки?

Данный урок проводился в 6а классе после изучения темы: "Умножение обыкновенных дробей". Является последним уроком перед переходом к применению распределительного свойства умножения. Умение свободно оперировать алгоритмами выполнения действий, быстро считать необходимо в дальнейшем при решении простейших задач жизненной практики. Урок тесно связан с предыдущими и следующими темами. Тип урока:

закрепление и совершенствование знаний.

2.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.

Какие особенности были учтены при планировании урока.

Учащиеся 6а класса имеют средний уровень подготовки, хотя достаточно активны и мотивированы. При планировании было учтено то, что ученики, могут продуктивно и слаженно работать как самостоятельно, так и в парах, оказывать взаимопомощь.

Учащимся данного класса характерна средняя скорость работы, но есть группа ребят со слабыми учебными возможностями. В работе с ребятами применяется индивидуальный подход ( фронтальная проверка результатов устных вычислений). Любой вид работы проходит под наблюдением учителя, осуществляется регулярный контроль за выполнением заданий. Отдается преимущество фронтальному виду работы. В целом обучающиеся класса весьма однородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности. Это обусловило необходимость выбора определенных форм и методов работы.

Выбранные методы, формы, элементы технологий обучения, помогли ребятам реализовать свои возможности.

3.

Какова триединая дидактическая цель урока (ее обучающий, развивающий и воспитательный аспект), дать оценку успешности в достижении результатов урока.

Цель: -формирование навыков применения алгоритмов выполнения действий с обыкновенными дробями. десятичными дробями, процентами.

Задачи.

Образовательные:

-сформировать умение применять алгоритмы выполнения действий с обыкновенными дробями, десятичными дробями и процентами при решении задач, содержащих обыкновенные дроби, десятичные дроби и проценты.

Развивающие:

-развивать у учащихся грамотную математическую речь, внимание, память и логическое мышление при решении задач;

-развивать умение анализировать и делать выводы;

-способствовать расширению кругозора учащихся.

Воспитательные:

-воспитание устойчивого интереса к изучению математики, ответственное отношение к учению;

-воспитание организованности, самостоятельности, активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым;

-воспитывать аккуратность при выполнении заданий;

-воспитание внимательного отношения к собственному здоровью.

Поставленные задачи были успешно выполнены, о чем можно судить по результатам самостоятельной работы.

4.

Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

Организационный момент: проверка готовности обучающихся к уроку. Учитель настраивает учеников на плодотворную работу в течение всего урока. В классе созданы все условия для комфортной деятельности учеников.

Целеполагание: помочь обучающимся определить направление повторения алгоритмов выполнения действий с обыкновенными дробями, для этого применяется постановка вопросов, побуждение учащихся к поиску ответов. Форма обучения: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа. Метод обучения: словесный, наглядный, частично –поисковый, практический.

Актуализация знанийобеспечение мотивации и принятия ребенком целей учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений.

При выполнении устных упражнений учащиеся выполняют задания: нахождение дроби от числа, если эта дробь выражена обыкновенной дробью, десятичной дробью, процентами .Устанавливают соответствие между процентами и соответствующими им дробями, а также закрашенные части фигур выражают в процентах, многократно повторяют алгоритм решения задачи нахождение дроби от числа. Интерес вызывает Высказывание Л.Н. Толстого о дробях.

Форма обучения: фронтальная. Метод обучения: словесный, наглядный, практический.

Закрепление изученного: предлагается повторить алгоритмы умножения обыкновенных дробей, десятичных дробей, а также повторяется алгоритм решения задачи на нахождение дроби от числа. Задачи выбранные для решения имеют "связь с жизнью"т. е. составлены с привлечением местного материала.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

. Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Подведение итогов, рефлексия: ученикам предлагается выполнить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. Задания разнообразны, сложны и просты одновременно. Для успешного его выполнения необходимо не только владеть алгоритмами выполнения действий, но и уметь применять их в нестандартных условиях. Т.о. учитель может отследить уровень и глубину усвоения пройденной темы. Рефлексия способствовала развитию мыслительных операций таких, как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Содержание: выполнение дифференцированной самостоятельной работы, самопроверка. Методы обучения: практический, словесный.

Домашнее задание:, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Форма обучения: фронтальная. Методы: словесный, наглядный.

5.

Рационально ли было распределено время, отведенное на разные этапы?

Показать, как другие этапы «работали» на главный этап.

Время на уроке использовалось рационально: этому способствует логически выстроенная структура урока, четкое целеполагание, актуализация имеющихся знаний, выбор оптимальных форм и методов работы.

6.

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

На каждом этапе урока использовался дидактический материал, соответствующий задачам этапа, обеспечивающий сменяемость методов обучения, постепенное их усложнение, сочетание индивидуальной и коллективной форм деятельности. Рационально задействованы все каналы восприятия информации при помощи компьютерной поддержки урока наглядных пособий. Презентация, составленная к уроку, обеспечивает продуктивную мыслительную деятельность в ходе активного восприятия материала учащимися.

7.

Как организован контроль усвоения знаний и умений учащихся?

На каких этапах урока?

В каких формах и какими методами осуществляется?

Проверка знаний и умений осуществляется на протяжении всего урока с использованием фронтальной, индивидуальной, парной формы.

8.

Психологическая атмосфера на уроке, общение учащихся и учителя?

Ученики достаточно активны, дисциплинированы. На уроке создана атмосфера поиска, успешности, радости от полученного результата, взаимопомощи. Ученики понимали и принимали задания и рекомендации учителя.

На протяжении всего урока была благоприятная психологическая атмосфера.

9.

Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Урок цели достиг. Задачи урока реализованы полностью. Ученикам очень понравилась творческая работа при выполнении задания: »Режим дня».Физкультминутка на повторительный материал:»Признаки делимости».

10.

Наметить перспективы своей деятельности.

Я считаю, что урок достиг своей цели, задачи, которые были поставлены, выполнены с учетом уровня подготовленности учащихся данного класса. Основная тема урока была выдержана на всех этапах урока. Работа учеников на уроке была активной, а изложение материала урока - продуктивным, запоминающимся.

Наглядность на доску (шрифт увеличить)

(все число) = (значение дроби) : (дробь от числа)



(дробь от числа) = (значение дроби) : (все число)




(значение дроби) = (все число) * (дробь от числа)




Все число

Дробь от числа

Значение дроби от числа

1

80 учащихся

1/4

?

2

 

 


3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

Приложение 1

1. Известно ли целое (все число) в задаче? Что означает все число?

2. О какой дроби от всего числа говорится в задаче?

3. Известно ли значение этой дроби?




Приложение 2

Задача 1.Вхоре 80 учащихся, ¼ из них мальчики . Сколько мальчиков в хоре?

Задача 2.Девочка прочитала ¾ книги, что составляет 120 страниц. Сколько страниц в книге?

Задача 3.Пшеницей засеяно 24 га поля, а площадь всего поля составляет 36 га. Какую часть составляет площадь, засеянная пшеницей?

Задача 4.Сыну 10 лет. Его возраст составляет 2/7возраста отца. Сколько лет отцу?

Задача 5.Путешественник прошел за 2 дня 20км. В первый день он прошел 6/10 всего пути. Сколько километров прошел путешественник в первый день?









2

*

3

:

8



7

4

21



3

9

:

2

3

*

2

14

7

3

1

7

*

4

:

8

1

8

9

3

3

3

:

1

1

:

0,6

8

4


2

*

3

:

8



7

4

21



3

9

:

2

3

*

2

14

7

3

1

7

*

4

:

8

1

8

9

3

3

3

:

1

1

:

0,6

8

4


2

*

3

:

8



7

4

21



3

9

:

2

3

*

2

14

7

3

1

7

*

4

:

8

1

8

9

3

3

3

:

1

1

:

0,6

8

4


2

*

3

:

8



7

4

21



3

9

:

2

3

*

2

14

7

3

1

7

*

4

:

8

1

8

9

3

3

3

:

1

1

:

0,6

8

4


10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!