Обобщение по теме «Металлы»
Цели:
Обучающая – обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.
Воспитательная – воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами), ответственное отношение к собственному здоровью (в связи с необходимостью или вредом поступления в организм некоторых металлов).
Развивающая – совершенствовать умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ, на основе теоретических знаний, выполнять практические задания, выявлять существенное, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, развивать экспериментальные умения, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
Девиз урока: «Миллионы людей видели, как падают яблоки,
но только Ньютон спросил «почему».
Бернард Барух
Удивляйтесь. Интересуйтесь. Находите.
Если вы внимательно осмотритесь вокруг себя, то где бы вы ни были: дома или в школе, на улице, в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. «Профессий» у металлов много. Почему они так важны? Наверное, благодаря своим особенным свойствам. Сегодня на уроке повторим и обобщим все ваши знания о металлах. Но наш урок должен уложиться в 40 минут, а свойств у металлов очень много. Поэтому мы немного конкретизируем наш материал и повторим свойства тех металлов, которые изучали в последнее время. Т.е это группа щелочных металлов, группа щелочноземельных металлов, алюминий и железо.
На уроке вы будете работать индивидуально и в группах. Каждая группа представит обобщенный материал по какой-то одной группе. Давайте определимся, кто и о чем будет готовить мини проект. Для этого подойдите к столу и выберите одну из колбочек, понравившегося вам цвета. Согласно выбранным цветам сформируйте группы.
А теперь, разобрав большую колбу на части вы узнаете, о какой группе металлов вы будете готовить мини проект.
Итак.
1 группа (красная) – Щелочные металлы
2 группа(синяя) – Щелочноземельные металлы
3 группа (желтая) – Алюминий
4 группа (зеленая) – Железо.
1. Прежде чем вы начнете работу в группах давайте вспомним некоторые общие сведения о металлах. Закончите фразу
Металлы в Периодической системе расположены ……..
На внешнем уровне у атомов металлов число электронов ….
Степень окисления металлов в соединениях всегда ….
Металлы проявляют свойства …..
Щелочные металлы – это элементы ……
Щелочноземельные металлы – это элементы …..
Алюминий обладает …….. свойствами
Валентные электроны у атома железа расположены на …..
Хорошо. Молодцы.
2. А теперь, используя имеющийся у вас на столах материал, используя справочные данные электронной таблицы, представьте свой проект по одному элементу из выбранной вами группы.
По плану:
Положение элемента или группы элементов в ПСХЭ
Нахождение в природе. Кем и когда был открыт.
Химические свойства одного из представителей группы
Защита проекта:
А) Натрий
Б) Кальций
В) Алюминий
Г) Железо
3. Каждый химический элемент образует большое количество соединений, которые в свою очередь обладают определенным химическими свойствами.
Приведите примеры некоторых свойств соединений одного из элементов вашей группы.
1 группа – свойства щелочных металлов,
2 группа – свойства щелочно-земельных металлов,
3 группа – свойства соединений алюминия,
4 группа – свойства соединений железа.
4. На следующем этапе нашего урока предлагаю выполнить практическое задание.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства данного вещества, и укажите признаки их протекания.
3. Дан раствор хлорида алюминия, а также набор следующих реактивов: водные растворы нитрата бария, гидроксида натрия, нитрата серебра, сульфата магния и металлический цинк.
2. Дан раствор хлорида кальция, а также набор следующих реактивов: водные растворы карбоната калия, нитрата магния, нитрата серебра, гидроксида бария и металлический цинк.
1. Дан раствор карбоната натрия, а также набор следующих реактивов: водные растворы хлорида бария, нитрата аммония, соляной кислоты, сульфата калия и фосфата калия.
4.Дан раствор сульфата железа(II) и набор следующих реактивов: водные растворы гидроксида натрия, нитрата натрия, бромида магния, хлорида цинка, хлорида бария.
5. Следующее задание
Al(OH)3 → Al2(SO4)3
↑
Na → NaOH →Na2CO3 →CaCO3→CaO
↓
Fe(OH)3→Fe2O3
6. Итог: тест.
7. рефлексия
А чтобы и мне было понятно, как вы усвоили тему, насколько эффективно мы поработали с вами сегодня. У вас на столах искусственные камешки трех цветов, очень похожих на природные соединения алюминия. пожалуйста, возьмите по одному камешку и бросьте в одну из трех колб (на каждой колбе соответствующая вашему настроению надпись):
«Легко справился с заданиями.»,
«Иногда испытывал затруднения. Необходимо повторить некоторые вопросы темы»,
«С большей частью заданий не справился.»