Урок по теме: «Оксиды углерода»
Цели урока: сформировать знания сформировать знания об оксиде углерода (II) и оксиде углерода (IV)
Образовательные: Рассмотреть строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, продолжить формирование знаний о степени окисления, умений написания химических реакций.
Воспитательные: Реализуются осознанным усвоением материала, учебные задания являются действенным средством воспитания трудолюбия, настойчивости, характера, продолжаем следить за культурой речи.
Развивающие: развитие умения сравнивать на уроках химии, умение обобщать и делать выводы на основе нового и ранее изученного материала, выделять главное, конкретизировать.
Оборудование: соляная кислота, мел, известковая вода, прибор для получения газов, пробирки, спиртовка, спички.
Ход урока.
1. организационный момомент(проверить готовность к урок)
2.фронтальный опрос:
А)дать характеристику химическому элементу-С
Б)Сравнить свойства алмаза и графита.
В)Какие степени окисления у атома углерода? Какие соединения образует углерод?
3.Изучение нового материала.
Сегодня нам предстоит познакомится с двумя соединениями: один- яд, а другой обеспечивает нас пищей; один способен гореть и поэтому является топливом, а другой- сам образуется в результате горения , но при этом используется для тушения пожаров; один постоянно образуется в каждой нашей клетке, а попадание другого в наш организм может закончится смертью. Кто они эти столь непохожие друг на друга соединения? Это - оксиды углерода, добавляем личные имена каждого ( оксид углерода(2) и оксид углерода(4) ) и напоминаем их прозвища- угарный газ и углекислый газ.
( на доске записывается тема урока )
Учащиеся определяют цель урока, формируя вопрос, на который они хотели бы получить ответ.
• Каковы физические и химические свойства этих веществ?
• Каково строение их молекул?
• Где применяются эти вещества?
• Как их можно получить?
• Если мы назвали их братьями, то почему они такие разные?
• Есть ли между ними сходство?
• Что между ними больше: сходного или различного?
Демонстрационный эксперимент — горение свечи
Обратите внимание на цвет пламени в нижней его части. Какого оно цвета?
Оксид углерода (II) горит голубым пламенем.
Демонстрационный эксперимент—работа аппарата Киппа
В лаборатории Оксид углерода (IV) получают в аппарате Киппа. Мы с вами будем использовать уменьшенный вариант этого прибора — прибор Кирюшкина. Его устройство позволяет регулировать процесс. Заправляется он мрамором и раствором соляной кислоты. Обратите внимание на происходящие явления. Напишите уравнение химической реакции и объясните наблюдаемое «бурление»
Лабораторный способ: СаСО3 + 2HCl = H2О + СО2 + СаCl2
Демонстрационный эксперимент — Распознавание углекислого газа
Как обнаружить бесцветный, не имеющий запах газ? Подуйте через трубочку в пробирку с известковой водой. Что наблюдаете? Можно ли эту реакцию считать качественной?
Известковая вода мутнеет.
Пронаблюдайте за горящей лучинкой. Она потухла. Вывод однозначен — газ не поддерживает горение!
Горящая лучина гаснет;
Не горит и горение не поддерживает
Но магний в углекислом газе горит! 2Мg + CO2 = 2MgO + C
Не тушите загоревшуюся пиротехнику углекислотным огнетушителем!
В основе изучения материала будет логическая операция- сравнение.
цель: в ходе сравнения мы познакомимся с двумя веществами, но наша задача глубже: выяснить, что между ними больше- сходства или различий и попытаться найти причины, объясняющие сходство и различие.
Следующий этап: выделение признаков сравниваемых объектов.
Критерии сравнения: качественный и количественный состав;
степень окисления;
физические свойства;
химические свойства;
способы получения;
применение;
Далее вместе с учащимися заполняем таблицу
Оксиды углерода
Признаки сравнения | Сходство | Угарный газ- СО | Углекислый газ- СО2 |
Состав: Качественный количественный | С; О С – 1 атом | О – 1 атом | О – 2 атома |
2. Тип химической связи. | Ковалентная полярная | | |
3. Степень окисления. | О-2 | С+2 | С+4 |
4. Физические свойства: Агрегатное состояние; Цвет; Запах; Раств-ть в воде; Плотность по воздуху; | Газы (н.у.) б/цв не имеют | Малораств. Немного легче (28/29) | Лучше раств. Тяжелее (44/29) |
5. Действие на организм. | | Яд, образует с гемоглоб. крови прочные х/м соединения, т .к. степень окисления углерода +2 | Образуется в клетках тела. |
6. Химические свойства. Горение окисл-восст. свойства способность к образованию солей взаимод. с водой взаимод. со щелочами взаимод. с оксидами металлов 7. Получение 8. Применение | | 2СО+О2=2СО2 Окисляется, проявляя восстановит. cвойства СО+СuO=CO2+C Несолеобразующий Не взаимод. с водой. Не взаимод. Происходит восстановление металлов CO+CuO=CO2+Cu CO2+CO=2CO Топливо, восстанови-тель металлов, в органическом синтезе. | Не горит Восст-ся, прояв. Окислительные свойства СО2+2Mg=2MgO+C CO2+C=2CO Солеобразующий, кислотный СО2+Н2О=Н2СО3 СО2+2NaOH= Na2CO3+H2O Образуется соль CO2+CuO=CuCO3 CaCO3=CaO+CO2 C+O2=CO2 Na2CO3+2HCl= 2NaCl+CO2+H2O Получение соды, сахара, тушение пожаров, газ. вода, «сухой лёд», хранение продуктов. |
ВЫВОД:
При одинаковом качественном составе угарный и углекислый газ имеют разные химические свойства, а следовательно, и разные области применения.
Различия в физических и химических свойствах объясняются различием в степенях окисления атомов углерода и разным количественным составом молекул рассмотренных веществ.
VI. Домашнее задание.
§30 до стр. 175
Аспектный анализ содержания урока «Оксиды углерода»
Цель: сформировать знания об оксиде углерода (II) и оксиде углерода (IV).
Задачи:
-
На основе электронного строения атома углерода определить строение молекул оксидов углерода;
-
Рассмотреть способы получения и химические свойства оксидов углерода;
-
Выявить биологическое действие изучаемых веществ на живые организмы;
-
Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
-
Развивать экологическое е мышление;
-
Развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;
-
Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.
Тип урока: комбинированный.
Преподавание химии в 9-м классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по программе О.С.Габриеляна (2 ч в неделю), по авторскому учебному комплекту: учебник и рабочая тетрадь "Химия-9", диск "Мультимедийное приложение к УМК "Химия. 9 класс" О.С. Габриелян", методические пособия. На момент проведения урока учащиеся знакомы с темой: "Углерод". Анализируемый урок входит в систему уроков по теме "Неметаллы".
Урок начинается с организационного момента, задача которого - подготовить учащихся к работе на уроке. (Приветствие друг друга, запись в журнал фамилии тех, кто отсутствует, проверка готовности ребят к занятию.) Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока.
Следующий этап - обзор изученного материала - повторение ранее изученных тем и проверка домашнего задания.
Задача - выявить пробелы в знаниях и устранить их, совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию новой темы.
Чтобы определить уровень знаний большинства учеников за короткий промежуток времени, я пригласила двоих из них к доске: одного для воспроизведения письменного домашнего задания, другого - для выполнения интерактивных упражнений мультимедийного учебного пособия "Химия-9". Этот материал в дальнейшем использовался при изучении новой темы. Один человек устно на основании положения элемента углерода в ПСХЭ ДИМ, в ряду электроотрицательности неметаллов обосновал его окислительно-восстановительные свойства (индивидуальный опрос).
С сидящими за своими партами ребятами мы объяснили результаты проблемного эксперимента (куда исчез раствор краски?) Обсудили вопросы применения и лекарственного действия активированного угля. Проверив правильность выполнения заданий на доске (обычной и интерактивной), перешли к работе с презентацией, составили названия к иллюстрациям. В ходе фронтальной беседы я стремилась проверить качество усвоения материала, степень сформированности общеучебных навыков и умений. Обязательны на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование деятельности школьников похвалой, одобрением.
Затем была проведена актуализация опорных знаний. Запись схемы электронного строения атома, распределение электронов атома углерода по орбиталям позволило подвести итог беседы, и послужила вспомогательным материалом для изучения новой темы.
Этап изучения нового материала я начала с сообщения темы, целей и задач урока, поставила перед школьниками учебную проблему. Поскольку ребята уже знают важнейшие теоретические вопросы курса химии, то большую часть учебного материала этого урока я предпочла преподавать дедуктивно. Для этого учащимся предлагаются вопросы, при ответе на которые школьники привлекают ранее приобретенные знания и в то же время изучают новый материал. К тому же это позволяет использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность. Новые понятия и схемы реакций предлагались учащимся по слайдам презентации. Соблюдая принцип систематичности, я шла по пути от известного к неизвестному, от простого к сложному. Логично, на мой взгляд, сначала рассмотреть строение молекул оксидов, а затем перейти физических и химических свойств и т. д. Никак нельзя было обойтись на уроке без демонстрационного эксперимента, поскольку он способствует выработке умений и навыков проведения химического эксперимента. Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. Связь с экологией особо тесная. На этом уроке она реализуется через систему понятий об атмосфере, рассмотрены значения ПДК углекислого и угарного газов, заслушано сообщение об экологической ситуации в Ростовской области (региональный компонент), прослежена зависимость между большим содержанием углекислого газа в атмосфере и работой Новочеркасской ТЭЦ. Связь с биологией видна при рассмотрении биологического воздействия на организм оксидов углерода, причем основную информацию этого вопроса ребята изложили сами.
При изучении нового материала учащиеся работали с рабочими тетрадями: записывали формулировки, составляли реакции, затем проверяли их правильность с изображением на экране (формат презентации строила таким образом, чтобы информация появлялась дозировано).
Для закрепления полученных знаний я использовала схему учебника на странице 175, на основе которой ребята рассказали о способах применения углекислого газа. Устно сравнили изученные оксиды по плану упражнения 1 страницы 122 рабочей тетради. Это упражнение предстоит выполнить ученикам дома письменно.
Химический графический (тест) диктант с экспресс-проверкой проводился с применением слайд-демонстрации. Слайды сменяются автоматически с промежутком в 10 секунд. Ученикам необходимо определить какому оксиду характерна данная информация, занести в свой листок ответы "да", или "нет" , соединив точки на выданных листках. Работа проводилась по вариантам: Углекислый газ и Угарный газ.
Углекислый газ . . . . . 1 2 3 4 5 6 7 Фамилия:___________ |
Зная интерес ребят к реальным историям с "химическим содержанием" (ранее в теме "щелочные металлы" изучали причины гибели матросов 9 отсека подводной лодки "Курск") приготовила несколько вопросов, основанных на физических и химических свойствах углекислого газа. Все истории были успешно "расшифрованы".
Целью этапа закрепления я ставила повторение, воспроизведение усвоенного, но не дословное, а преобразованное, что способствует выработке у учащихся умения применять полученные знания.
Домашнее задание. Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено особое внимание, т.к. оно является сравнительным и требует качественного понимания темы в целом.
Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.
Проведенный урок - комбинированный. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение учителя, сообщение ученика), применялись средства наглядности (слайды презентации, демонстрационный эксперимент), эвристические методы (беседа о соответствии строения и свойств молекул), исследовательский метод (исследование физических и химических свойств оксида углерода (IV)). На уроке многократно использовались технические средства обучения: учебный модуль "InterWrite" - интерактивная доска", применялись упражнения мультимедийного учебного пособия, велась работа с учебником, рабочей тетрадью.
Для экспресс-проверки заранее были изготовлены карточки с шифром. Оценивание происходило с учетом % правильных ответов: 7 - "5", 6 - "4", 5-4 - "3", 3 и менее - "2". Итоги альтернативного тестового задания следующие: из 19 человек присутствующих в классе 3 человека получили отметку "5", 8 - "4", 7 - "3", 1 - "2", что составило успеваемость 95%, качество - 58%.
Проведенная проверочная работа и фронтальный опрос показали, что ученики, в целом, тему освоили, способны не только воспроизводить полученные знания, но и применять в нестандартных ситуациях.
Но следует отметить, что проведенный урок не лишен недостатков. Мне кажется, что на этапе проверки домашнего задания ребята были несколько пассивны. В беседах школьники не всегда формулировали полные ответы. В целом урок прошел успешно, настроение учащихся и учителя было великолепным, все остались довольны своей работой.