СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Оптика", 11 класс

Категория: Физика
Тема: ОПТИКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Удобно использовать при объяснении материала про линзы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Оптика", 11 класс»

УРОК ПО ФИЗИКЕ


в 11 классе


на тему «Линза. Построение изображения в линзе».


Подготовила:

учитель физики

МБОУ «Лаишевская СШ»

Буянкина Марина Станиславовна


2016-2017 уч год


Тема урока: Линза. Построение изображения в линзе.

Цели урока:

Образовательные:

Сформировать понятие линзы. Рассмотреть виды линз и назвать их основные характеристики.

Научить строить и описывать изображения предмета, даваемые тонкими линзами.

Назвать области практического применения линз.

Развивать умения и навыки у обучающихся при решении физических задач нестандартной формулировки.

Развивающие:

Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения обучающихся, коммуникативные свойства речи.

Вырабатывать умение применять теоретические знания для решения задач; делать выводы; подчеркнуть взаимосвязь с другими науками: математикой, биологией, историей, медициной.

Продолжить работу по развитию умений моделировать ситуацию.

Воспитательные:

Продолжить работу по формированию у обучающихся добросовестного отношения к учебному труду; коммуникативных умений, эстетического восприятия мира.

Развивать культуру общения и культуру ответа на вопросы; функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.

Воспитание чувства товарищества.

Задачи урока:

Предметные:

развивать активную учебную деятельность;

отрабатывать навыки экспериментальной работы;

применять полученные теоретические знания при решении задач;

строить и описывать изображения предмета, даваемые тонкими линзами.

Метапредметные:

формировать представление о компьютере, как об инструменте экспериментального исследования;

развивать экспериментально – исследовательские навыки;

уметь сравнивать, анализировать, доказывать свою точку зрения, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

умение определять способы решения учебной задачи;

умение работать с информационными ресурсами и ЭОР.

Личностные:

уметь работать в группе;

развивать сотрудничество;

уметь выслушать оппонента, уважать его мнение;

умение владеть основами самоконтроля;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

приобретать опыт выступления перед аудиторией.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, эвристический.

Тип урока: комбинированный.

Демонстрации: 1) линзы и их виды;

2) преломление света в собирающей и рассеивающей линзах;

3) демонстрация действительного фокуса собирающей и мнимого фокуса рассеивающей линз;

4) презентация «Линзы»;

5) лаборатория «Физикон»: виды линз, изображения предмета, даваемые тонкими линзами;

6) видеофрагмент «Определение фокусного расстояния линзы»;

7) глаз человека, как оптическая система, его дефекты и способы их исправления.


План урока

Организационный момент. 1 – 2 мин.

Проверка знаний учащихся. 8 – 10 мин.

Изложение нового материала. 20 – 25 мин.

Закрепление нового материала в процессе решения задач. 6 – 8 мин.

Задание на дом. 1 – 2 мин.


Организационный момент.

Дежурные называют отсутствующих на уроке.

Кратко формулируются цели и задачи урока.


Фронтальная проверка знаний и умений учащихся по теме: «Основные законы геометрической оптики».

Каждый ученик получает на отдельном листе свой вариант заданий с бланком ответов, который заполняется по мере выполнения учеником заданий.


Вариант № 1

(ответы занесите в таблицу)


Сформулируйте законы отражения света и запишите их в математическом виде.

Завершите предложение: Линию, указывающую направление, вдоль которого распространяется световая энергия, называют ….

Представьте в математическом виде следующее утверждение: Абсолютный показатель преломления равен отношению скорости света в вакууме к скорости света в данной среде.

Жучок подполз ближе к плоскому зеркалу на 5 см. На сколько уменьшилось расстояние между ним и его изображением?

В каком случае угол падения равен углу преломления?

Предельный угол полного отражения для некоторого вещества (на границе с воздухом) оказался равным 300. Найдите показатель преломления этого вещества.


Вариант № 2

Сформулируйте законы преломления света и запишите их в математическом виде.

Завершите предложение: Явление, при котором весь падающий свет отражается в более плотную среду, называется ….

Представьте в математическом виде следующее утверждение: Относительный показатель преломления двух сред равен отношению их абсолютных показателей преломления.

Дерево, освещённое солнцем, отбрасывает тень длиной 36 м, а человек ростом 1,75 м – длиной 3 м. Найти высоту дерева.

В каком случае угол падения равен углу отражения?

Показатель преломления некоторого вещества (на границе с воздухом) равен 2. Найдите предельный угол полного отражения для этого вещества.


(Оформление расчётных задач представьте на обратной стороне листа)



Основной материал (тема урока на экране).

Определение линзы. Виды линз:

на доске заготовлен рисунок 5.17; виды линз на экране;

демонстрация линз различного вида;

презентация «Линзы»;



Основные характеристики линз:

на доске заготовлен рисунок (условные обозначения собирающей и рассеивающей линз с указанием их основных линий и точек);

демонстрация действительного фокуса собирающей и мнимого фокуса рассеивающей линз;

фокусное расстояние и оптическая сила линзы.



Построение и описание изображения предмета, даваемого линзой:

действительное или мнимое;

увеличенное или уменьшенное;

прямое или перевёрнутое;

где расположено.




Формула тонкой линзы:

на доске заготовлен рисунок, с помощью которого выводится формула тонкой линзы;

правила применения формулы тонкой линзы;

Определение и формула линейного увеличения линзы.

Области практического применения линз:

искусственные оптические приборы (лупа, проекционный аппарат, фотоаппарат, микроскоп, телескоп);

естественные оптические приборы (глаз человека; видеофрагмент, лаборатория «Физикон»);

демонстрация глаза человека, как оптической системы;

дефекты глаза и способы их исправления (рисунки 5.24-5.27; видеофрагмент, лаборатория «Физикон»).


Закрепление нового материала:

1) Вопросы 1 – 9 к § 39.

2) Рассмотреть и проанализировать таблицу на страницах 112-113.

3) Решение задачи № 1 из упражнения 16.

Рефлексия:

Незаконченное предложение.

(Необходимо продолжить фразу)

Я сегодня на уроке открыл для себя…

Мне понравилось на уроке то, что…

На уроке меня порадовало…

Я удовлетворён своей работой, потому что…

Мне хотелось бы порекомендовать…

Если бы я был учителем, то …


Задание на дом (на экране):

§ 39, вопросы 1 – 9 к § 39, задачи № 2,5 из упр. 16





Тема: Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.

Цель урока: Вывести формулу тонкой линзы и научиться решать задачи на применение этой формулы.

Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Подготовка к восприятию материала (фронтальный опрос).

Вопросы:

      • Какая линза называется тонкой?

      • Какую линзу называют собирающей, рассеивающей?

      • Какими лучами нужно пользоваться, чтобы получить изображение предмета в линзе?

      • Каким получается изображение, если предмет расположен в двойном фокусе?

      • Получим ли мы изображение, если предмет расположен в фокусе?

    1. Зависимость оптической силы линзы от радиусов кривизны поверхностей.

    1. Формула тонкой линзы

    1. Линейное увеличение линзы

    1. Решение задач.

  1. Постройте изображение данного предмета в линзе. Какое это изображение?

  2. Определить оптическую силу стеклянной линзы (n = 1,6), находя­щейся в воздухе и в воде (n = 1,33), если линза:

    1. двояковыпуклая с радиусом кривиз­ны поверхностей R1 = 50 см; R2 = 30 см;

    2. выпукло-вогнутая с ра­диусом кривизны поверхностей R1 = 25 см; R2 = 40 см.

Дано

n1 = 1

n2 = 1,6

n3 = 1,33

R1 = 0,5 м;

R2 = 0,3 м;

Решение

Ответ: D1 = 3,2 дптр, D2 = 1,1 дптр.

D1, D2 – ?



Дано

n1 = 1

n2 = 1,6

n3 = 1,33

R1 = 0,25 м;

R2 = – 0,4 м;

Решение

,

Ответ: D1 = 0,9 дптр, D2 = 0,3 дптр.

D1, D2 – ?



  1. При помощи линзы, фокусное расстояние которой 20 см, получено изображение предмета на экране, удаленном от линзы на 1 м. На каком расстоянии от линзы находится предмет? Каким будет изображение?

Дано

F = 0,2 м

f = 1 м;

Решение

Ответ: d = 0,25 м.

d – ?



    1. Домашнее задание: §65

решить задачи.

  1. Определить оптическую силу стеклянной линзы (n = 1,6), находящейся в воздухе и в сероуглероде (n = 1,65), если линза:

    1. двояковогнутая с радиусами кривизны R = 20 см; R2 = 40 см;

    2. плоско-выпуклая с радиусом кривизны выпуклой поверхно­сти R = 60 см;

    3. вогнуто-выпуклая с радиусами кривизны поверхностей R1 = 20 см; R2 = 35 см.

  2. Свеча находится на расстоянии 12,5 см от собирающей лин­зы, оптическая сила которой равна 10 дптр. На каком расстоянии от линзы получится изображение и каким оно будет?



Стр. 1 из 1





.






















Урок по физике в 11 классе Тема: «Линзы. Построение в линзах»

Цель: изучить понятие линзы, построение изображения предмета в линзах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

После изучения данной темы учащиеся должны знать:

– понятия: линза, собирающая линза, рассеивающая линза, фокус собирающей линзы, фокус рассеивающей линзы, главная оптическая ось, главная плоскость линзы, фокальная плоскость линзы, тонкая линза;
– основные лучи для построения изображения предмета в собирающей и рассеивающей линзах;

учащиеся должны уметь:

– определять вид линзы;
– строить изображение предмета в линзах.

Оборудование: компьютер, проектор, демонстрационный набор .

Наглядный материал: презентация, раздаточный материал с разноуровневыми заданиями на построение.

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие учителя, объявление темы урока. (Слайд 1).

2. Актуализация знаний: мини лекция с элементами беседы на тему “Использование линз человеком”. (Слайд 2).

3. Изучение нового материала:

  • Что такое линза, и какие виды линз существуют?

Слайд 3 – определение линзы. Виды линз.

Слайд 4 – определение собирающей линзы.

Демонстрация собирающих линз.

Слайд 5 – определение рассеивающих линз.

Демонстрация рассеивающих линз.

Слайд 6 – понятие тонкой линзы

Слайды 7–9 – основные характеристики линз.

  • Как построить изображения предметов в линзах?лайд 10).

Учитель: Сначала рассмотрим построение изображения предмета в собирающих линзах.

Слайд 11 – Основные лучи для построения изображения предмета в собирающей линзе.

Демонстрация получения изображения предмета в собирающих линзах с помощью набора L-микро “Геометрическая линза”.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что изображение предмета, его размер, четкость зависит от расположения предмета по отношению к линзе.

После демонстрации учащиеся в тетрадях выполняют построения изображения предметов, находящихся на различных расстояниях от линзы и заполняют таблицу. (Слайд 12 – таблица).

Примечание: Сначала учащиеся самостоятельно выполняют построение, затем проверяем – учитель демонстрирует с помощью компьютера. (Слайды 18–22).

Для закрепления изученного учащиеся выполняют задание – Слайд 23.

Демонстрируется Слайд 24.

У учащихся возникает проблема при построении изображения точек, лежащих на главной оптической оси.

Учитель показывает, каким способом можно выполнить данное задание. После чего учащиеся самостоятельно пробуют выполнить задание на Слайде 25.

Примечание: для слабых учащихся можно снова повторить и объяснить, используя Слайд 24.

Учитель: рассмотрим построение изображения предмета в рассеивающих линзах

Слайд 27 – Основные лучи для рассеивающей линзы

Совместно с учителем учащиеся выполняют задание 1 на Слайде 28.

Учащиеся выполняют задания на Слайдах 29–30.

  • Закрепление изученного материала.

Учащиеся получают карточки-задания на построение в линзах. (Приложение 1.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!