СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Основные классы неорганических веществ».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовленная  презентация раскрывает тему «Основные классы неорганических веществ». В начале урока  перед учащимися выставляется тема урока, девиз. 

С целью систематизации знаний класс был поделен на 4 группы, затем повторили определения основных классов неорганических веществ, их номенклатура (каждая группа выписывала формулы своего класса), проверяется умение составлять формулу соли, если известны металлы и кислоты, из которых они образованы.

Для расширения кругозора учащихся приводится таблица на установление соответствия формулы, названия веществ по международной систематической и тривиальной номенклатуре.

Для закрепления знаний было необходимо учащимся в ряду веществ определить класс и выявить лишнее.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Основные классы неорганических веществ».»

Автор – Гнездилова Валентина Петровна, учитель химии и биологии.

Краткая аннотация урока. Урок по теме: «Основные классы неорганических веществ». В начале урока учащиеся знакомятся с темой урока, девизом, раскрывают его смысл.

С целью систематизации знаний класс был поделен на 4 группы по названиям классов неорганических веществ, затем повторили определения основных классов неорганических веществ, выписали вещества своего класса из предложенного ряда веществ, повторили их номенклатура (каждая группа называла свои вещества).

Далее поупражнялись в умении составлять формулу соли, если известны металлы и кислоты, из которых они образованы, вспомнили, как определять индексы по степени окисления элементов.

Для расширения кругозора учащихся заполнили таблицу на установление соответствия формулы, названия веществ по международной систематической и тривиальной номенклатуре.

Для закрепления знаний на определения основных классов веществ было необходимо учащимся в ряду веществ определить класс, которым они объединяются в один ряд, и выявить лишнее.

С целью повторения практических навыков анализа и проведения опытов была открыта лаборатория и проведен экспресс-анализ 3-х неподписанных пробирок для определения 3-х веществ: серной кислоты, гидроксида натрия, хлорида калия. В качестве подсказки были разгаданы загадки перед выполнением практического задания.

С целью расширения кругозора было дано творческое задание по составлению синквейна на тему «Химия». Учитель предложил свое решение, учащиеся создали свои варианты работ и в заключение урока получили домашнее задание.

Материал учебного электронного пособия познакомил учащихся с разнообразием видов оксидов, солей, оснований, кислот, их химическими молекулярными формулами, подтвердили проведение опытов с помощью индикаторов на других примерах, познакомились с применением разнообразных веществ этих классов в различных областях (промышленности, жизни, сельском хозяйстве и т.д.).

План-конспект урока

Подготовка к уроку. Класс делится на 4 группы. Им дается название согласно классам неорганических веществ. Перед уроком учащиеся работают с дополнительной литературой (химические энциклопедии, словари) для выяснения этимологии основных понятий.

Цель: систематизировать и корректировать знания учащихся по теме.

Задачи: образовательная – проверить уровень сформировнности основных понятий темы;

воспитательная – воспитывать чувство ответственности каждого перед коллективом;

развивающая – развивать умение составлять формулы веществ, классифицировать их по классам, проводить химичекский анализ на основе индикаторов, интерес к предмету химии.

Оборудование и реактивы: таблицы растворимости, презентация к уроку, электронные учебные пособия, пробирки с растворами веществ, фенолфталеин, метилоранж, таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», таблички на столы учащихся «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли».

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Тема урока звучит так: «Основные классы неорганических веществ» (слайд №1). Сегодня мы с вами совершим путешествие по основным классам неорганических веществ и для этого вы уже поделились на 4 группы: «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли».

Обратите внимание на девиз нашего урока: (слайд №2) «Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниет, не пропадет – всегда при себе» (аварская пословица). Как вы ее понимаете? (Беседа с учащимися).

Этап 1. Каждая группа дает определение своего класса. (слайд №3)

Оксиды – это …

Основания – это …

Кислоты – это …

Соли – это …

В это время учитель демонстрирует на учебных дисках изображения различных видов классов и их применение в различных областях.

Выпишите те вещества, которые относятся к вашему классу веществ. (слайд №4)

Н2SO4, Ca(OH)2, H2O, ZnS, HCl, Fe2O3, NaOH, Al(NO3) 3, Н2CO3, MgO, Н2SO3, AlPO3, BaO, Н2SiO3, KOH, Fe(OH) 3, Al2O3, CuSO4, Al(OH) 3, Na2CO3.

А теперь вам предстоит вспомнить их номенклатуру и назвать. (слайд №5).

Молодцы, вы справились с заданием!

Этап 2. Зная определение соли и используя таблицу растворимости, составьте формулы солей по данной таблице (слайд №6) и запишите в тетрадь.

Кислота

Металл


серная


соляная

Натрий



Алюминий



Цинк



Медь (II)



Проверим, что же у вас получилось?

Этап 3. Путешествие в прошлое. Вам было дано дополнительное задание на дом – поработать с энциклопедиями и словарями и найти этимологию определений ваших классов веществ. Каким источником вы пользовались и что узнали?

Теперь давайте попробуем вместе установить соответствие в данной таблице и восполнить пропуски. (слайд №7).


Международная номенклатура

Тривиальные названия

Формула

Оксид углерода (IV)

Пищевая сода


Хлорид натрия

Мел


Карбонат кальция

Поваренная соль


Гидрокарбонат натрия

Углекислый газ



Этап 4. Для закрепления знаний по данной теме предлагаю выполнить следующее задание: необходимо определить класс, который объединяет все вещества одного ряда и найти среди них лишнего. (слайд 8).

  • соляная кислота, оксид водорода, азотная кислота;

  • оксид бария, оксид кальция, оксид углерода ( IV);

  • серная кислота, хлорид бария, сульфат натрия;

  • Н2SiO3, KOH, Fe(OH)3.

Этап 5. Лаборатория экспресс-анализа. (слайд 9).Ребята, вам предстоит определить, в какой из данных пробирок находятся следующие вещества: серная кислота, гидроксид натрия, хлорид калия.



Серная кислота

Гидроксид натрия

Хлорид калия

№ ?

№ ?

№ ?


А подсказкой вам будет отгадка на загадку: (слайд 10)

Не страшны кислоты мне,

Даже очень сильные.

Но в растворах щелочей

Становлюсь малиновым.

Ярче сока малин – кто я?

(слайд 11).

В щелочах я очень желтый,

А в кислотах очень красный.

И в среде нейтральной – цвет

Оранжевый, прекрасный.

Индикатор очень важный,

Как зовут меня?

Теперь вам известно, как можно определить вещества в пробирках, можете приступить к выполнению задания. Работаем только над лоточками, осторожно приливаем одни вещества к другим и результаты записываем в тетрадь.

Этап 6. Творческое задание.

Придумайте синквейн, посвященный химии. Синквейн – это нерифмованное японское стихотворение, состоящее из пяти строк: (слайд 12)

1 – имя существительное

2 – два прилогательных

3 – три глагола

4 – краткая фраза, афоризм

5 – чувство в одном слове.

Я вам предлагаю свой вариант: (слайд 13)

Химия.

Познавательная, интересная.

Учит, увлекает, помогает.

Пока не раскусишь орешек, не узнаешь какой он вкусный.

Здорово!

А теперь послушаем и ваши варианты ответов. (Ответы учащихся). Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. (Оценивание учащихся за урок).

Запишите домашнее задание (слайд 14) и до новых встреч!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!