СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Отражение эпохи в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Отражение эпохи в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"»

Урок литературы в 10 классе на тему: «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Цели:

- Образовательные: проследить, как эпоха отражается в романе;

- Развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, навык сопоставительного анализа и умения работать с критической литературой;

- Воспитательные: формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и групповой работы;

- Общепредметные (метапредметные): развитие аналитического мышления

Оборудование урока: портреты, карточки, компьютер, проектор, таблицы

Тип урока: комбинированный

Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”.

Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке.

Я очень надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным. Не стесняйтесь высказывать своего мнения, будьте активны. И всё у нас получится.

Итак, мы начинаем.

Звучит мелодия песни «Как упоительны в России вечера…»

Под музыку учитель читает стихотворение «Реверанс 19 веку»

Лёгким трепетом век,
Нежным шейки наклоном
Вспомню с нежностью век,
Что теперь – эталоном.

В нём походы войной
И веселья пирушки.
И язык в нем иной.
Натали пишет Пушкин… 

В нём «уста, что коралл»
И печали элегий . 
В нём бунтарь-генерал
Едет в ссылку в телеге.

В нём угодник неправ,
Лгун, пошляк и завистник.
В нём, роман разорвав,
Вам вернут ваши письма.

В нём влюбляют, поверь,
Чуть сверкнув ботильоном, 
И уходят на смерть,
Как с крестом, с медальоном.

В нём из дома бегут,
Тесный сбросивши кокон.
И всю жизнь берегут
Тайно срезанный локон.

В нём Татьяны упрямы.
И шуршат кринолины.
В нём - все женщины-дамы,
А мужчины – мужчины.

Лёгким трепетом век
И глубоким поклоном
Вспомню гордый тот век,
Что взял душу полоном.

О каком веке пишет автор?

Вспомните, пожалуйста, литературу первой половины 19 века (творчество Пушкина, Лермонтова ).

Исходя из своего литературного опыта, попробуйте охарактеризовать это время, буквально несколькими словами



«19 век - это….»

А вот, что написал о 19 веке И. А. Гончаров

Слайд 2

« 19 век – это эпоха расцвета русской литературы, которая развивается в лихорадочном ритме…»

Вспомним немного русский язык. Найдите в цитате слово, начинающееся с гласной буквы. (Эпоха).

Слайд 3

«Литература – зеркало жизни». Подберите к слову зеркало контекстный синоним. (Отражение)

Вопрос: Творчество какого писателя вы изучали на прошлых уроках?

Роман И.С. Тургенева, в названии которого присутствуют антонимы.

Как вы думаете: «Какой будет тема нашего урока?»

Слайд 4

« Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Исходя из темы занятия, какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Слайд 5

Цель: проследить, как эпоха отражается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Слайды 6,7,8,9

Слово учителя:

Чтобы соответствовать духу своего времени, пробудить у читателя интерес, а особенно, если речь идёт о 19 веке, произведение должно отражать реальную действительность. Пожалуй, никто не усомнится в том, что все романы И.С. Тургенева вполне соответствуют этому требованию. Писатель не боялся в своих произведениях реагировать на современность и создавать нового героя. Каждый роман Тургенева построен вокруг нового героя, точнее героя нового поколения. Вспомним прощание с типом «лишнего человека», показ того, как он больше неактуален, его слабость и негодность для новой эпохи – это « Рудин». Затем ощущение краха дворянской усадьбы, её мифологии – «Дворянское гнездо». Далее приходит ожидание бурных, богатых перемен, и общество живёт «Накануне», но в центре этого романа, несмотря на новый тип героя-революционера, не русский человек, а болгарин Инсаров. После этого появляются «Отцы и дети», которые показывают новый тип героя, новое поколение, появляется Евгений Васильевич Базаров, ожидание которого звучит уже в первых строках романа.

Слайд 10, 11

Вспомним, что мы знаем о романе?

1. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети». (В.Г. Белинскому).

2. Действие в романе происходит в …. году. (1859).

3. Павел Петрович о Базарове: «В принципы не верит, а в ….. верит?». (Лягушек).

4. Базаров об искусстве: «…. гроша медного не стоит». (Рафаэль).

5. Кто так характеризуется в романе? «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». (П.П. Кирсанов).

6. Кто произносит высказывание? «Видишь ли человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон как редьку из гряды; Это я совершил на днях….». (Базаров).

7.«Странно! Я никого не ненавижу». (Аркадий).

8. «Коли раздавят, туда и дорога». (Базаров).

Вопрос: Какие проблемы затрагивает автор в романе и актуальны ли они для нас сегодня?

(Проблемы отцов и детей, отношения к природе, нигилизм – хорошо или плохо)

Слайд 12

И.С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость, ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?... Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Кто же будет противопоставлен представителям дворянства в романе? Представителем кого он является. «Детей», т.е. нового поколения 60-х годов.

Уже в самом названии романа заложено это противостояние.

Вопрос: как в литературе называется противостояние героя? (конфликт).

Работа с текстом:

Что, Петр, не видать еще? — спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать».

Не видать? — повторил барин.

Не видать, — вторично ответствовал слуга.

Барин вздохнул и присел на скамеечку. Познакомим с ним читателя, пока он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом.

Итак, уже в самом начале романа намечен поиск нового героя, которого пока нет, ищет автор его в конкретном временном пространстве – в романе четко обозначена дата. С какой целью Тургенев делает это?

Автор желает вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке.

Как же роман связан с эпохой?

Слово учителя : время действия романа 1859, период очень сложный для России.

Слайд 13,14

Кто в это время находится на престоле? (Александр второй)

Кто был его предшественником? (Николай первый)

Чем отличалась политика двух императоров?

Слайд

Николай - жестокий, властный, Палкин

Александр – мягкий, демократичный, Освободитель.

Вопрос: Какой новый слой населения появился во время правления Александра Второго и стал реальной общественной силой?

Кому на смену он пришёл?

Разночинцы – дворяне (аристократы)

Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России, когда крепостническая система трещала по швам. И в этот период был просто необходим новый герой.

Каков он герой нового времени?

Слайд 15,16

«Длинное и худое лицо, - с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Чей это портрет? (Базарова)

- Итак, поговорим об образе Базарова.

Задание: на печатном листе, который лежит у каждого из вас на парте, приведён ряд высказываний о герое. Разделите ряд высказываний на 2 группы и назовите, по какому принципу вы это сделали. Назовите номера высказывания 1 группы, затем 2 группы.

Инсерт (маркировка)

Рядом с высказываниями сделайте пометки:

"И" - известная информация

"П" противоречит моим первоначальным представлениям;

"?" - непонятная информация;

"+" - новая информация

Образ Базарова

1. «Базаров вообще говорил мало в присутствии «старичков Кирсановых», а в тот вечер он чувствовал себя не в духе». /И.С.Тургенев «Отцы и дети»/.

2. «Эта последняя фраза, видимо, не понравилась Базарову; от нее веяло философией, то есть романтизмом, ибо Базаров и философию называл романтизмом». /И.С.Тургенев «Отцы и дети»/.

3. «У Базаровых есть знания и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое». /Д.И.Писарев «Базаров»/.

4. «Эта способность делать сознательные глупости составляет завидные преимущества людей сильных и умных». /Д. И. Писарев «Базаров»/.

5. «Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино». /И. С. Тургенев «Отцы и дети»/.

6. «В Базарове стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте». /И.С.Тургенев «Отцы и дети»/.

7. «Базаров отличается замечательным умом и вследствие того производит сильное впечатление на сталкивающихся с ним людей». /Д.И.Писарев «Базаров»/.

8. «Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно». /И.С.Тургенев «Отцы и дети»/.

9. - Он нигилист, - повторял Аркадий.

- Нигилист, - проговорил Николай Петрович. Это от латинского слова nihil, ничего. Это слово означает человека, который ничего не признает./И.С.Тургенев «Отцы и дети»/.

Ответ: 1 группа – 1,2,5,6,8,9

2 группа - 3,4,7.

- Каким представлен образ Базарова в критической статье?

- Каким представлен образ Базарова Тургеневым в романе?

- Чья характеристика Базарова вам ближе?



Словарная работа:

- Как вы понимаете значение слова «нигилизм»?

Слайд 18

Задание: Вашему вниманию предлагаю несколько определений слова нигилизм из разных источников:

1. Нигилизм (от лат. Nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

Большой энциклопедический словарь.

2. Нигилизм - «безобразное и безнравственное ученье, отвергающее всё, чего нельзя ощупать».

В.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»

3. Нигилизм – 1. Голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм. 2. Образ мыслей нигилиста.

Д.Н. Ушаков «Толковый словарь русского языка».

4. Нигилизм – полное отрицание всего, полный скептицизм. С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка».

- Какое из этих определений, на ваш взгляд, наиболее полно раскрывает Тургенев в романе?

Как вы думаете писатель любит своего героя?

Слайд 19

В письме к А. Фету И.С. Тургенев писал: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу»

"Когда я писал заключительные строки "Отцов и детей", я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись", - писал автор.

В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения.

Почему Тургенев всё-таки приводит своего героя к смерти?

Слайд 20

Дописать фразу:

Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.

И.С. Тургенев – К.К. Случевскому

А сейчас я попрошу вас вернуться к вашим листочкам и дополнить записи:

« 19 век – это…»

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках) 

Слайд 21

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…


Как-то на просторах интернета я встретила Фразу: «Цвет своего неба мы выбираем сами!» Мне хочется пожелать вам, чтобы цвет вашего неба был ярко-голубым, чтобы его никогда не омрачали тучи.

Слайд 22

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.