Урок русского языка 7 класс
Правописание наречий
Русский язык
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч..,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч...
Хочеш… – песни, гимны пиши,
Хочеш… – выскажи боль души.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
Языковая разминка
Распределите слова с пропущенной орфограммой на группы, объясните правописание и обоснуйте свой выбор.
Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ… Не пряч…тесь от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч… снег, проверьте скорость лыж... Из - за туч…все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч… . Ему невтерпеж… растопить лед на скатах крыш…, и скоро ты увидиш.., как бьет из-под земли ключ…. Это не блаж… . Ведь весна уже не мираж…, а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж… окна соседних дач… .
Краткие прилагательные
Существительные
3 склонения
чарующ, скрипуч
блажь
Настеж ..?
Невтерпеж..?
Глаголы
- В Н.ф.
- В форме 2 лица, ед.ч.
- В повелит. наклонении
Имя существительное 2 склонение, м.р.
Существительные
в Р.п., м.ч.
луч, ключ, мираж
прячьтесь, увидишь
лыж, туч, крыш, дач
- Цели урока : открыть условия написания мягкого знака после шипящих на конце наречий
- Цели урока : открыть условия написания мягкого знака после шипящих на конце наречий
- Знать : правило написания ь после шипящих на конце наречий
- Знать : правило написания ь после шипящих на конце наречий
- Уметь: правильно писать наречия с шипящими на конце
- Уметь: правильно писать наречия с шипящими на конце
- Повторить: правописание ь после шипящих в других частях речи
- Повторить: правописание ь после шипящих в других частях речи
На уроке
1
2
3
5
ТЕМА УРОКА
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий»
5
Наречия с шипящим на конце слова
Навзни чь , насте жь , невтерпе ж ,
наотма шь , вска чь , у ж , спло шь ,
невмо чь , ли шь , заму ж , про чь ,
то чь -в-то чь
5
Наречия с шипящим на конце слова
ШЬ
ЧЬ
Лишь
ЖЬ
Наотмашь
Навзничь
Не пишется
сплошь
Точь-в-точь
настежь
Невмочь
Уж, замуж, невтерпеж
Прочь
Правило: на конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ .
Слова с ь после шипящих на конце
СУЩ.
НАРЕЧ.
ПРИЛ.
ГЛАГ.
ь
ь
ь
ь
Ж. р.
3 скл
Все, кроме:
Краткие
- Повел.накл
- Н.ф.
- 2 лицо, ед.ч, н. и буд. вр
ь
ь
ь
Уж, замуж, невтерпёж
Р.п., мн. ч.
М. р.
2 скл.
Составление кластера
Существительные
3 склонения
Брошь, тишь, ночь
ь
Глаголы
- В Н.ф.
- В форме 2 лица, ед.ч.
- В повелит. наклонении
Беречь, думаешь, умножь
Наречия
Навзничь, прочь, настежь
( кроме уж, замуж, невтерпеж )
ь
Пахуч, могуч, дремуч
Имя существительное
2 склонение, м. р.
крепёж, шалаш, светоч
Наречия – исключения
уж, замуж, невтерпёж
Встреч, из-за туч, свеч
Эталон проверки
самостоятельной работы
Упасть вверх лицом – навзничь (нареч.), открыть до конца – настежь (нареч.), отсутствие терпения – невтерпёж (нареч., искл.), ударить с размаху – наотмашь (нареч.), мчаться бытро – вскачь (нареч.), уйти в сторону – прочь (нареч.), густо засыпать – сплошь (нареч.).
Словарная работа
Используя «Толковый словарь русского языка»
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, выясняем значения
непонятных слов:
Настежь – на «стеж» («крюк») – буквально
«на дверном крюке», т.е. «открыто», распахнуть совсем, до конца.
Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.
Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.
Наотмашь – сильно размахнувшись, отведя руку в сторону.
Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)
Невтерпеж - не хватает терпения, невмоготу.
Физкультминутка
Директору гимназии №19
Пиндюриной Р.Е.
заявление.
Заявляю, что как только день, ноч, заполноч ,
приходит в мой дом молодеж.
Ноги все сплош грязные от лужь.
А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш.
В общем, жить мне так невмоч.
Точ - в - точ от усталости упаду навзнич,
никакой врачь не поможет.
Прошу поставить на мой дом домовенофон,
а то я хоть и хорошь,
но уду отсюда проч.
6 февраля 2015г. Домовой Кузьма.
Лингвистическая задача
… Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Али без чувств упал навзничь ; Рашид, теряя сознание, повалился ничком ; Хасан и Абдуррахман с воплями пали ниц . Когда дым рассеялся, все оставались в тех же позах. Чьё лицо (чьи лица) увидел джинн?
(А) Хасана и Абдуррахмана; (Б) Али; (В) Рашида; (Г) Хасана, Абдуррахмана и Рашида.
Родной язык
Мы гордимся своим языком,
Он богат на глаголы, наречья!
В нем живет тайна древних веков,
Мы ее сохраним, это точно!
Мы конечно же будем искать
В каждом слове сокровища мира,
Тайны предков повествовать
И беречь свой язык от погибели!
П а н о в а Наталья Павловна,
учитель
русского языка и литературы
МБОУ гимназии №19
им. Н.З. Поповичевой