Тема: «Природа, население и страны Африки».
Класс: 5
Методологическая база:
Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровье сбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические; методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы – работа с картой, учебником, дополнительной литературой.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Цель урока: Сформировать знания о закономерностях природы континента Африки.
Задачи: Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка. участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка. Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Определять ГП Африки, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Африки, знать основные черты природы материка, основные закономерности их развития. Уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные результаты: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Оборудование: Учебник «География» 5 класс Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевскиий; мультимедийное оборудование, атлас, контурная карта.
Ход урока:
1.Организационный момент
Добрый день, проверьте пожалуйста готовность к уроку, у вас должны быть тетради, практикумы, атласы и учебники.
2.Актуализация знаний
На предыдущем уроке мы приступили к изучению отдельных материков нашей планет я предлагаю вам игру, которая называется «Самый, самый». Ответьте на вопрос.
Игра самый, самый.
Используя карты атласа, назовите:
- Самый большой по площади материк
- Самую высокую точку Евразии и мира
- Самую низкую точку Евразии и мира на суше, по совместительству самый соленый водоем.
- Самое большое по площади водного зеркала мира
- Самое глубокое озеро мира
- Самое большое по площади государство на территории Евразии
- Самое крупное по численности населения государство мира
- Самый большой полуостров в мире
- Самое влажное место на Земле.
3. Этап открытия нового знания.
1. Мотивация. Пора отправляться в кругосветное путешествие. В этом нам поможет уже знакомая игра.
Игра «Сетерра» (1 – 2 человека).
Молодцы. Можно отправляться путешествовать по материкам дальше. Давайте попробуем определить на какой материк мы отправимся на сегодняшнем уроке. (Африка).
Как вы это определили? Сгруппируйте символы в три группы по смыслу, что мы должны узнать, чтобы составить полное представление о материке. Кроссенс поможет нам определить цели нашего путешествия и план работы на уроке, что мы должны сегодня узнать? (географическое положение, климат, особенности природы, население и страны).
Запишите тему урока в тетрадь: «Природа, население и страны Африки».
Географическое положение Африки. Работа с картами атласа.
Итак, отправляясь в путешествие, сначала нужно проложить маршрут, определить куда нам следует отправиться т.е. географическое положение.
Задание 1: по карте атласа стр. 12, определите какие океаны и моря омывают материк? (Атлантический, Индийский, Красное и Средиземное).
С каким материком соединяется Африка? (Евразия).
Они соединяются узкой полоской суши, которая называется перешейком. Запишите определение в тетрадь: перешеек - тонкая полоска земли, ограниченная с двух сторон водой и соединяющая две части суши.
Как называется перешеек, соединяющий два материка?
Задание 2: Какие условные линии пересекают Африку? (экватор и два тропика).
Какое влияние оказывает такое положение на климат материка? (Жарко)
Объяснение учителя.
Действительно, Африка самый жаркий материк на планете. Здесь на севере самой большой по площади пустыни мира Сахары зарегистрирована самая высокая температура на планете +58 °С. Причем обратите внимание, что такая температура отмечена в тени, т.к. только в тени измеряют температуру воздуха, а под палящими лучами Солнца температура еще выше. На большей части материка температура воздуха выше +20°С в течение всего года. Но в Африке, как и на других материках есть зима и лето. Только различаются они не по температуре, а по влажности. Дождливое лето и сухая зима.
Пока мы с вами путешествовали стало жарко. Как вы думаете бывает ли в жаркой Африке холодно, может ли там выпасть снег? (Да в горах).
2.Особенности природы материка. Работа с видеофрагментом ( 03,50 – 06,22).
На территории Африки помимо Сахары есть много удивительных объектов природы. Настоящих рекордсменов, являющихся визитной карточкой Африки. Я предлагаю вам познакомиться с небольшим видеофрагментом.
Задание 3: из видеофрагмента выписать в тетрадь название крупнейших географических объектов Африки. (Сахара, Нил, Конго, Замбези, водопад Виктория). Попробуйте показать их на карте (1 человек)
Задание 4: вспомните произведение К.И. Чуковского, как вы думаете является ли описание художественным вымыслом? Попробуйте найти эти географические объекты на карте Африки.
«Мы живем на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо.»
«Он идёт от Занзибара,
Он идёт к Килиманджаро —
И кричит он, и поёт он:
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»
Не все объекты можно найти легко в школьном атласе, но и у К.И. есть географические ошибки. Занзибар – это целый архипелаг в Индийском океане, а Фернандо – По не гора, а также остров в Гвинейском заливе. Килиманджаро – самая высокая точка Африки (5895 м).
Физкультминутка.
Наше путешествие по жаркой Африке длиться уже достаточно долго. Настало время немного отдохнуть. Я попрошу вас встать. Выполнить физкультминутку нам поможет стихотворение. Ваша задача попробовать изобразить каждую строчку упражнением.
Я по Африке иду (маршируют)
Замечаю на ходу
Как над морем буйных трав (в стороны посмотрели)
Шею вытянул жираф (голову запрокинули)
Пальма, зашуршит листвой, (руки над головой, покачали)
Но придется приседать, (приседание)
Чтобы финики собрать.
Внутренние воды
На материке много крупных и глубоких озер. Они расположены в котловинах на Восточно – Африканском плоскогорье. Самое большое озеро – Виктория, когда стоишь на берегу кажется, что стоишь на берегу моря, а вот глубина его небольшая. Всего 40 м. Танганьика – самое глубокое на материке, его глубина 1470 м, глубже его только озеро Байкал. А также озеро Ньяса.
Природные зоны Африки. Работа с учебником. (затемнить экран)
В Африке разнообразный растительный и животный мир.
Задание 6: прочитайте текст учебника стр. 117 – 118 заполните схему основные природные зоны Африки. (влажные экваториальные леса, саванны, пустыни).
Назовите рекордсменов растительного и животного мира Африки (гориллы, трава до 4 м., баобаб, слоны до 5т, нектарница и африканский страус). Гориллы являются самыми большими приматами на планете, а африканские слоны самые крупные млекопитающие на суше. Здесь же самая большая лягушка в мире ахатина и самая большая в мире лягушка голиаф. Насколько я знаю у Агаты есть ахатина.
Выпишите определение, что называю оазисом.
4.Население Африки. Работа с практикумом.
На материке проживает 1,2 млрд. человек, которые относятся к двум основным расам европеоидной (арабы и берберы) и негроидной (бушмены, масаи, готентоты и др.).
Задание 7: выполните задание №2 стр. 90-91 практикума.
Закрепление.
Задание 8: Выполните задание №1 стр. 88 в тетради практикуме.
Рефлексия.
Давайте вернемся к кроссенсу с которого мы начали сегодняшний урок. Поднимите пожалуйста закрытую ладонь. Я буду называть положения кроссенса, соответственно плану работы на уроке, если вы полностью усвоили материал отогните одни палец. Итак, мы изучили особенности природы Африки, узнали почему это самый жаркий материк, познакомились с разнообразием растительного и животного мира. изучили население материка, крупнейшие страны Африки. Помашите рукой кто оценивает свою работу сегодня на пять.
Подведение итогов.
Выставление отметок за работу на уроке.
Домашнее задание: п. 22, рт стр. 86-88, по желанию составить «Визитную карточку Африки», где указать наиболее интересные на ваш взгляд географические объекты, растительность и животный мир Африки. Игра Сетерра Африка, физическая карта.