СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме Сера

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Сера»

Тема урока: «Сера. Положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Важнейшие соединения серы»

Цель урока: Дать общую характеристику серы; познакомить учащихся с несколькими видами простых веществ, образующихся из серы, вспомнить о явлении аллотропии. Ознакомить учащихся со свойствами водородного соединения серы и его солями, рассказать о свойствах сероводорода; раскрыть сущность характерных для сульфидов реакций. Дать представление о химических свойствах, получении, значении и применении оксидов серы.

Задачи урока:

Образовательная:

  • обобщить знания учащихся по теме;

  • проверить степень усвоения материала;

  • Стимулировать познавательную деятельность у учащихся.

Воспитательная: 1. Развитие стойкого позитивного интереса у учащихся к химии через ее значимость в нашей жизни, к осмысленному обобщению знаний. 2. Воспитание личностных качеств: уверенности в себе, умение работать самостоятельно и в группе, верно оценивать свои возможности, стремление к высокому качеству труда.

Развивающая: Развитие аналитико – синтезирующего мышления: формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, оценивать работу свою и других, умение участвовать в общем диалоге и коммуникативных навыков.

Тип урока: изучение новой темы

Методы урока: словесный, наглядный, составление опорного конспекта

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте ребята садитесь. Сегодня на уроке мы изучим первый из неметаллов элемент «Сера».

  2. Опрос домашнего задания:

  1. Как изменяются неметаллические свойства элементов в периодах и группах?

  2. Какие из приведенных элементов относятся к неметаллам: Li, Na, He, N, Pb, Si, Xe, As, Fe, Zn, At, I, C?

  3. Почему неметаллы главной подгруппы VIII группы называются благородными газами?

  1. Изучение новой темы:

Химический символ – S

Порядковый номер – 16

Относительная атомная масса – 32

Электронная формула строения атома – 1s22s22p63s23p4.

Сера расположена в главной подгруппе VI группе, в 3 – м периоде. Сера образует два аллотропных видоизменения: хрупкую кристаллическую серу желтого цвета и мягкая резиноподобная коричневая пластическая сера.


Физические свойства. Сера- твердое кристаллическое вещество желтого цвета. Плохо проводит теплоту и не проводит электрический ток. Кусочки серы тонут в воде – ее плотность близка к 2, а порошок серы всплывает, так как не смачивается водой. При t= 112,8 C сера плавится, превращаясь в легкоподвижную жидкость желтого цвета. При дальнейшем нагревании она темнеет и густеет. При t= 444,6 C она закипает.

Химические свойства. Сера реагирует со щелочными металлами без нагревания:

2Na + SNa2S

c остальными металлами (кроме Au, Pt) - при повышенной t:

2Al + 3S –t Al2S3

Zn + S –tZnS

При нагревании сера реагирует с неметаллами:

H2 + S  H2S

2P + 3S  P2S3

C + 2S  CS2

При сжигании сера на воздухе или в кислороде образуется оксид серы (IV) – газ с резким запахом:

О2 + SSO2


Сера в природе (слайд 8)


халькопирит CuFeS2 Белки Мирабилит MgSO4 · 7H2O

пирит FeS2 Горькая соль CaSO4 · 2H2O

галенит PbS Глауберова соль Na2SO4 · 10H2O

киноварь HgS Гипс СаSO4.2H2O

самородная сера S


Применение серы:

  1. В борьбе с вредителями и заболеваниями растений

  2. Для вулканизации каучука

  3. В производстве спичек

  4. В производстве серной кислоты

  5. В производстве сероуглерода

  6. В медицине для приготовления мазей.

Важнейшие соединения серы.

Сероводород. Сера, взаимодействует с водородом, образует газообразное соединение – сероводород H2S. Степень окисления серы в сероводороде равна -2.

Физические свойства. Сероводород – ядовитый, бесцветный газ с характерным запахом гниющего белка, плохо растворяется в воде.

Получение. В лаборатории сероводород получают при взаимодействии сульфида железа с разбавленной соляной кислотой:

FeS + 2HCl = H2S +FeCl2

Химические свойства. Сероводород – горючий газ. Он горит на воздухе голубоватым пламенем. При полном сгорании образуется сернистый газ SO2:

2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2

При неполном горение образуется элементарная сера:

2H2S + O2 = 2H2O + 2S

Раствор сероводорода взаимодействует с растворимыми основаниями и солями:

Неполное взаимодействие:

H2S + NaOH = H2O + NaHS

гидросульфид натрия

Полное взаимодействие:

H2S + 2NaOH = 2H2O + Na2S

сульфид натрия

(Слайд 11)

Для распознавания сероводорода и его солей служит реактив нитрат свинца:


H2S + Pb(NO3)2 = 2HNO2 + PbS
Na2S + Pb(NO3)2 = 2NaNO2 + PbS

в результате реакции выпадает черный осадок – сульфида свинца. (Слайд 12)

Оксиды серы.SO2 - оксид серы (IV)(сернистый газ), бесцветный газ с резким запахом. Водный раствор сернистого газа меняет цвет синей лакмусовой бумаги в красный, так как раствор представляет собой сернистую кислоту:

H2O + SO2 = H2SO3

Раствор сернистой кислоты издает запах сернистого газа. Если хранить сернистую кислоту в открытой посуде, весь сернистый газ может улетучиться:

H2SO3 = H2O + SO2

SO3 - оксид серы (VI) (серный ангидрид). Он образуется в виде белого дыма, при нагревании переходит в жидкость.

Для получения этого оксида серы сернистый газ при высокой температуре окисляют в присутствии катализатора:

2S + 3O2 = 2SO3

Оксид серы (VI) используется для получения серной кислоты:

H2O + SO3 = H2SO4 + Q

Оба оксида серы относятся к кислотным оксидам. Они взаимодействуют с основными оксидами и с растворами щелочей:

SO2 + 2NaOH  Na2SO3 + H2O

SO2 + CaO = CaSO3

Соли сернистой кислоты называются сульфитами.

SO3 + 2NaOH  Na2SO4 + H2O

SO3 + MgO = MgSO4

Соли серной кислоты называются сульфитами.(Слайд 13)



  1. Закрепление изученного материала:

1. Вычислите массу и количества вещества, образующегося при взаимодействии 150 г 5% раствора сульфида калия с 170 г 5% раствора нитрата свинца(II).

Д ано: Решение

m(K2S) = 150г -5% m(K2S)= = 7,5г

m (Pb(NO3)2) = 170г -5% m(Pb(NO3)2) = = 8,5г

m, ν (PbS)=? K2S + Pb(NO3)2 = PbS + 2KNO3

8,5г х

331г/моль 239г/моль

х = = 6,13г

m(PbS) = 6,13г

M= ; ν = ν = = 0,025моль

ν (PbS) = 0,025моль

Ответ: m, ν (PbS) = 6,13г, 0,025моль;

  1. Домашнее задание

§22 , упр. 1, 3.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!