«Состав слова»:
открытый урок русского языка в 5классе
Тема: «Состав слова. Разбор слов по составу» (5 класс)
Цели:
- организовать деятельность уч-ся по развитию практических навыков словообразовательного анализа состава слова и уточнению понятий «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; закрепить алгоритм разбора слова по составу; способствовать развитию орфогра-фического навыка.
- развивать умение планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;-
- создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения обучающихся работать в парах.
Используемые технологии:
проблемного обучения;
технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование:
ИД, компьютер, цифровой проектор, презентация, таблицы по теме: «Состав слова», табличка «Состав слова»; «схемы», дидактический материал: 1) памятки, 2) карточки индивидуального опроса, 3) опорные слова при работе над составлением рассказа, 4)учебники.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, иллюстративный.
Технологии: информационно-коммуникационная, технология развивающего обучения, технология коллективного взаимодействия, технология разноуровнего обучения, технологии развития критического мышления.
Используемые методы:
словесные;
наглядно-иллюстративные;
частично-поисковый;
диалогический.
Используемые приемы:
диалог, побуждающий к формулированию проблемы.
Используемые формы работы с детьми: фронтальная, индивидуальная, парная.
План урока:
1.Организация урока.
2. Актуализация знаний. «Мозговая разминка»
Чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума».
Отвечаем хором, быстро.
- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении
- 2 -
называется…
- Общая часть родственных слов называется …
- Как называется третий осенний месяц?
- Чем проверяется безударная гласная в корне слова…
- Общая часть родственных слов называется …
- Разделительный мягкий знак пишется после ….
- Назовите слово, противоположное слову утро...
- Сколько гласных букв в русском алфавите?
3.Проверка домашнего задания. Выборочно. С.68, № 107. Списать, указать корень в родственных словах (устный ответ.)
4.Сообщение темы урока. Тема: «Состав слова. Разбор слов по составу»
Что значит разобрать слово по составу?
Слово делим мы на части,
Корень-главная их них.
А для чего нужны приставка и суффикс?
Какую роль в слове выполняет окончание? Почему окончание – это изменяемая часть слова?
5. Актуализация знаний.
1) Образовать новые слова с корнем ХОД (таблица).
- Что общего у новых слов?
- Как называются эти слова?
2) Какое слово лишнее? Почему?
Светлый
свет
рассвет
подсветка
засветло
посветить
цветочный
Выделить корень.
- Какая часть слова главная?
роль выполняют приставка и суффикс?
6. Работа на доске - и в тетрадях .
1) Возьмите карточку с заданием № 4 . Прочитайте слова. Назовите 4 - е лишнее слово, запишите лишнее слово в тетрадях. Разберите слово по составу.
2) Отгадать загадки:
Не спорю- не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (подберёзовик)
Я родился в день дождливый
-3-
Под осиной молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (подосиновик)
Рассматривание картины «В осеннем лесу» и муляжей грибов.
3)Составить и записать предложение: В осеннем лесу мы набрали полную корзину подберёзовиков и подосиновиков. Разбор слов: подберёзовиков и подосиновиков по составу
4) Физминутка . Работа с чистоговорками. Гимнастика дляглаз.
5) Самостоятельная работа над упражнением. Учебник: с.62, №98. Записать предложения. Найти в каждом по 2 однокоренных слова, выделить корень. Проверка задания.
7. Подведение итогов урока.
- Что означает разобрать слово по составу?
- Какая часть слова считается главной? Почему?
- Перечислите части слова.
- Какое задание было на уроке самым интересным?
- А какое вызвало затруднение?
- Всё ли было понятным на уроке?
8. Объяснение домашнего задания: с.53, № 81. Озаглавить текст. Списать предложения. Найти в тексте слова с корнем слон и разобрать их по составу.
Дополнительно - составить предложение с любым словом из упражнения.