СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Состав слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организовать деятельность учащихся по развитию  практических навыков словообразовательного анализа состава слова и  уточнению понятий «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание».

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Состав слова"»
















«Состав слова»:

открытый урок русского языка в 5классе

















Тема: «Состав слова. Разбор слов по составу» (5 класс)


Цели:

- организовать деятельность уч-ся по развитию практических навыков словообразовательного анализа состава слова и уточнению понятий «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; закрепить алгоритм разбора слова по составу; способствовать развитию орфогра-фического навыка. 

-  развивать умение планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;-

-  создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения обучающихся работать в парах.

Используемые технологии:

проблемного обучения;

технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование:

ИД, компьютер, цифровой проектор, презентация, таблицы по теме: «Состав слова», табличка «Состав слова»; «схемы», дидактический материал: 1) памятки, 2) карточки индивидуального опроса, 3) опорные слова при работе над составлением рассказа, 4)учебники.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, иллюстративный.

Технологии: информационно-коммуникационная, технология развивающего обучения, технология коллективного взаимодействия, технология разноуровнего обучения, технологии развития критического мышления.

Используемые методы:

словесные;

наглядно-иллюстративные;

частично-поисковый;

диалогический.

Используемые приемы:

диалог, побуждающий к формулированию проблемы.

Используемые формы работы с детьми: фронтальная, индивидуальная, парная.

План урока:

1.Организация урока.

2. Актуализация знаний. «Мозговая разминка»

Чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума».

Отвечаем хором, быстро.

- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении

- 2 -

называется…

- Общая часть родственных слов называется …

- Как называется третий осенний месяц?

- Чем проверяется безударная гласная в корне слова…

- Общая часть родственных слов называется …

- Разделительный мягкий знак пишется после ….

- Назовите слово, противоположное слову утро...

- Сколько гласных букв в русском алфавите?

3.Проверка домашнего задания. Выборочно. С.68, № 107. Списать, указать корень в родственных словах (устный ответ.)

4.Сообщение темы урока. Тема: «Состав слова. Разбор слов по составу»

Что значит разобрать слово по составу?

Слово делим мы на части,

Корень-главная их них.

А для чего нужны приставка и суффикс?

Какую роль в слове выполняет окончание? Почему окончание – это изменяемая часть слова?

5. Актуализация знаний.

1) Образовать новые слова с корнем ХОД (таблица).

- Что общего у новых слов?

- Как называются эти слова?

2) Какое слово лишнее? Почему?

Светлый

свет

рассвет

подсветка

засветло

посветить

цветочный

Выделить корень.

- Какая часть слова главная?

роль выполняют приставка и суффикс?

6. Работа на доске - и в тетрадях .

1) Возьмите карточку с заданием № 4 . Прочитайте слова. Назовите 4 - е лишнее слово, запишите лишнее слово в тетрадях. Разберите слово по составу.

2) Отгадать загадки:

Не спорю- не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще. (подберёзовик)

Я родился в день дождливый

-3-

Под осиной молодой.

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (подосиновик)

Рассматривание картины «В осеннем лесу» и муляжей грибов.

3)Составить и записать предложение: В осеннем лесу мы набрали полную корзину подберёзовиков и подосиновиков. Разбор слов: подберёзовиков и подосиновиков по составу

4) Физминутка . Работа с чистоговорками. Гимнастика дляглаз.

5) Самостоятельная работа над упражнением. Учебник: с.62, №98. Записать предложения. Найти в каждом по 2 однокоренных слова, выделить корень. Проверка задания.

7. Подведение итогов урока.

- Что означает разобрать слово по составу?

- Какая часть слова считается главной? Почему?

- Перечислите части слова.

- Какое задание было на уроке самым интересным?

- А какое вызвало затруднение?

- Всё ли было понятным на уроке?

8. Объяснение домашнего задания: с.53, № 81. Озаглавить текст. Списать предложения. Найти в тексте слова с корнем слон и разобрать их по составу.

Дополнительно - составить предложение с любым словом из упражнения.