СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Суффикс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю провести урок в соответствии с ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Суффикс"»

Урок русского языка по теме «Суффикс».

Цель урока:  Ввести понятие суффикса как значимой части слова.

 Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах,  самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.



Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности.

Психологический настрой.

-Начинается урок,он пойдет ребятам впрок!

- Как вы понимаете эти слова?

- Ваши ожидания от урока?

2.Минутка чистописания

-Перед чистописанием выполним упражнение «Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде-

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

-Посмотрите на сочетания  букв:  крнь,  прствк, кнчн.(на доске)

Отгадайте что  это  за  слова.(корень,  приставка,  окончание).

-Запишите эти слова.- Что обозначают эти слова?

ХОРОМ!

 Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей!





3. Актуализация  знаний.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, друзья!

И садитесь по местам.

- Тихонько сели, приготовились работать.

Какое сегодня число ? Прочитаем и запишем в тетрадь.



4.Самоопределение к деятельности.



-Какие части слова вы уже знаете?(Корень, приставка.)

-А как вы думаете, есть ли ещё другие части в слове?



На слайде:

- Отгадав кроссворд, узнаем тему урока.(презентация).

-Назовите тему урока.(Суффикс.)

-Какая орфограмма спряталась в названии темы?(Удвоенная –ф-)

-Определите цели урока.

-Верно, сегодня мы узнаем , что такое суффикс и ответим на вопрос « Как найти в слове суффикс»

За корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Обозначаю уголком

 Называю … (суффиксом  )     

5.Работа по теме урока.

- Что же обозначает слово»суффикс»? –Где можем узнать значение?(толковый словарь)

- Суффиксов в русском языке огромное количество.

-Давайте познакомимся  с  некоторыми  из  них.

Работа по учебнику.

— Прочитайте группы слов.

— Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?

— С помощью какой части слова образованы новые слова?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое суффикс?

— Для чего служат суффиксы?



1).На доске:

1.Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.

2.Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.

-Что общего в значении этих слов?(Это имена.)

-Что общего в значении слов первой группы?

-Второй?

-Какими словами мы не должны пользоваться? Почему?

-Есть ли общая часть в словах первой группы?(-еньк-)

-После какой части она стоит?(После корня. Учитель выделяет мелом корни.)

-Есть ли общая часть во второй группе слов?(-к-)

-После какой части она стоит?(После корня.)

-Посмотрите, именно эти части слова придают словам разные оттенки значения:

Или уменьшительно-ласкательные, или пренебрежительное, грубоватое.

Вывод:

-Эта часть слова имеет свое название. Как же называется эта часть слова?(Суффикс.)

Что такое суффикс?

Физкультминутка-Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопаете в ладоши.

-Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек

Лесок,сад, садок,мяч, мячик, листок.,лист, гусь,

Гусёнок, рыбка, утёнок, лисёнок, лиса.



2.Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем   однокоренные  слова.

-Запишите в два столбика.

-Выделите корень.

-А теперь выделите суффикс в этих словах.

-Объясните  лексическое  значение  новых  слов.

Цвет- цветник, цветок, цветные,

Лес- лесник, лесок, лесные,

Вывод:

-Что  можем  сказать  о  суффиксе?  (образует  новые  слова,  стоит  после корня)    

3.Обобщение  знаний  о  суффиксеФормулировка  правила. Работа с тестом.(Оценочные  листы )

2. Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений.

а) Работа в парах (оценивают работу друг друга в оценочных листах).

-Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит лексическое значение слова.

- Мы отправляем нашего героя на второй уровень и отправляемся вместе с ним.(слайд 15)

- Сейчас вы будете работать в парах. Нужно будет соблюдать правила работы в группе.

Работа в группах.

Образовать с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , - ушк- ласковые слова

Мама, Коля, соловей, звезда, тетя, ива

Уменьшительно – ласкательные суффиксы.

Образовать с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист-, -ир-, -арь-

слова - профессии

Баян, охота, учёба, библиотека, банк, стройка.

Профессия или род занятий

Образовать с помощью суффиксов -онок- , - ёнок-, слова – названия детенышей животных.

Медведь, заяц, лиса, тигр, скворец, мышь,

Название детенышей животных и ласковое к ним отношение.

Образовать с помощью суффиксов –ищ-, слова, обозначающие большой предмет

Когти, лапа, дом, друг, пыль, сапог

Увеличительное значение.

Образовать с помощью суффиксов - ан-, -ян-, -анин-, -янин-.

слова, обозначающие жителя страны, населенного пункта.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ ,

на Земле ты ______________ , а мы _________________,

в Хороле, ты ____________, а мы __________________ .

в городе ты ______________, а мы __________________.

Образовать с помощью суффиксов–ович-, -евич-, -ич- слова - отчества

Иван, Семен, Игорь, Петр, Илья, Павел.

Суффиксы отчеств.



-Какие части слова вы использовали?(Корень и суффикс.)

-Какая часть слова указывает на то, что речь идёт о детёнышах животных?(Суффикс

.



7.Продолжение работы по теме.

Алгоритм выделения суффикса в слове.



-Как вы думаете, как правильно найти в слове суффикс?

Надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами

Работа в группах.

3) Игра «Будь волшебником».

Запишите :- как называют маленький зуб (зубик)

 - огромные глаза (глазища)

- в лыжном спорте ход, похожий на ход конькобежца (коньковый)

- спортсмен, занимающийся лыжным спортом (лыжник)

- маленькая морковь (морковка)

- вид больного человека (болезненный)

- тонкий слой жира (жирок)

- Выделите  суффиксы.



8. Итог урока.

-

9. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие цели ставили в начале урока? Достигли ли их?

Сегодня на уроке:

1. Я узнал…
2. Я понял 
3. Мне понравилось…
4. Было трудно…
5. Для меня было открытием, что…
6. Могу порадоваться успехам…

10.Домашнее задание

Придумать 10 слов с приставками и с суффиксами






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!