Урок русского языка по теме «Суффикс».
Цель урока: Ввести понятие суффикса как значимой части слова.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.
Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.
Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности.
Психологический настрой.
-Начинается урок,он пойдет ребятам впрок!
- Как вы понимаете эти слова?
- Ваши ожидания от урока?
2.Минутка чистописания
-Перед чистописанием выполним упражнение «Пальчики здороваются».
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
-Посмотрите на сочетания букв: крнь, прствк, кнчн.(на доске)
Отгадайте что это за слова.(корень, приставка, окончание).
-Запишите эти слова.- Что обозначают эти слова?
ХОРОМ!
Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей!
3. Актуализация знаний.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзья!
И садитесь по местам.
- Тихонько сели, приготовились работать.
Какое сегодня число ? Прочитаем и запишем в тетрадь.
4.Самоопределение к деятельности.
-Какие части слова вы уже знаете?(Корень, приставка.)
-А как вы думаете, есть ли ещё другие части в слове?
На слайде:
- Отгадав кроссворд, узнаем тему урока.(презентация).
-Назовите тему урока.(Суффикс.)
-Какая орфограмма спряталась в названии темы?(Удвоенная –ф-)
-Определите цели урока.
-Верно, сегодня мы узнаем , что такое суффикс и ответим на вопрос « Как найти в слове суффикс»
За корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Обозначаю уголком
Называю … (суффиксом )
5.Работа по теме урока.
- Что же обозначает слово»суффикс»? –Где можем узнать значение?(толковый словарь)
- Суффиксов в русском языке огромное количество.
-Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Работа по учебнику.
— Прочитайте группы слов.
— Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?
— С помощью какой части слова образованы новые слова?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что такое суффикс?
— Для чего служат суффиксы?
1).На доске:
1.Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.
2.Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.
-Что общего в значении этих слов?(Это имена.)
-Что общего в значении слов первой группы?
-Второй?
-Какими словами мы не должны пользоваться? Почему?
-Есть ли общая часть в словах первой группы?(-еньк-)
-После какой части она стоит?(После корня. Учитель выделяет мелом корни.)
-Есть ли общая часть во второй группе слов?(-к-)
-После какой части она стоит?(После корня.)
-Посмотрите, именно эти части слова придают словам разные оттенки значения:
Или уменьшительно-ласкательные, или пренебрежительное, грубоватое.
Вывод:
-Эта часть слова имеет свое название. Как же называется эта часть слова?(Суффикс.)
Что такое суффикс?
Физкультминутка-Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопаете в ладоши.
-Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек
Лесок,сад, садок,мяч, мячик, листок.,лист, гусь,
Гусёнок, рыбка, утёнок, лисёнок, лиса.
2.Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова.
-Запишите в два столбика.
-Выделите корень.
-А теперь выделите суффикс в этих словах.
-Объясните лексическое значение новых слов.
Цвет- цветник, цветок, цветные,
Лес- лесник, лесок, лесные,
Вывод:
-Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня)
3.Обобщение знаний о суффиксе. Формулировка правила. Работа с тестом.(Оценочные листы )
2. Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений.
а) Работа в парах (оценивают работу друг друга в оценочных листах).
-Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит лексическое значение слова.
- Мы отправляем нашего героя на второй уровень и отправляемся вместе с ним.(слайд 15)
- Сейчас вы будете работать в парах. Нужно будет соблюдать правила работы в группе.
Работа в группах.
Образовать с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , - ушк- ласковые слова
Мама, Коля, соловей, звезда, тетя, ива
Уменьшительно – ласкательные суффиксы.
Образовать с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист-, -ир-, -арь-
слова - профессии
Баян, охота, учёба, библиотека, банк, стройка.
Профессия или род занятий
Образовать с помощью суффиксов -онок- , - ёнок-, слова – названия детенышей животных.
Медведь, заяц, лиса, тигр, скворец, мышь,
Название детенышей животных и ласковое к ним отношение.
Образовать с помощью суффиксов –ищ-, слова, обозначающие большой предмет
Когти, лапа, дом, друг, пыль, сапог
Увеличительное значение.
Образовать с помощью суффиксов - ан-, -ян-, -анин-, -янин-.
слова, обозначающие жителя страны, населенного пункта.
Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.
А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ ,
на Земле ты ______________ , а мы _________________,
в Хороле, ты ____________, а мы __________________ .
в городе ты ______________, а мы __________________.
Образовать с помощью суффиксов–ович-, -евич-, -ич- слова - отчества
Иван, Семен, Игорь, Петр, Илья, Павел.
Суффиксы отчеств.
-Какие части слова вы использовали?(Корень и суффикс.)
-Какая часть слова указывает на то, что речь идёт о детёнышах животных?(Суффикс
.
7.Продолжение работы по теме.
Алгоритм выделения суффикса в слове.
-Как вы думаете, как правильно найти в слове суффикс?
Надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами
Работа в группах.
3) Игра «Будь волшебником».
Запишите :- как называют маленький зуб (зубик)
- огромные глаза (глазища)
- в лыжном спорте ход, похожий на ход конькобежца (коньковый)
- спортсмен, занимающийся лыжным спортом (лыжник)
- маленькая морковь (морковка)
- вид больного человека (болезненный)
- тонкий слой жира (жирок)
- Выделите суффиксы.
8. Итог урока.
-
9. Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
-Какие цели ставили в начале урока? Достигли ли их?
Сегодня на уроке:
1. Я узнал…
2. Я понял
3. Мне понравилось…
4. Было трудно…
5. Для меня было открытием, что…
6. Могу порадоваться успехам…
10.Домашнее задание
Придумать 10 слов с приставками и с суффиксами